Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каракокшинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю :
Заместитель директора Директор
по воспитательной работе МОУ «Каракокшинская СОШ»
__________________ _________________
/Л.В. Зотова / /Н.В. Зотова /
от ______сентября 2015 года от ______сентября 2015 года
Программа воспитательной работы
1-4 класса
«Факел Горящих Одаренных Сердец»
(ФГОС)
Учитель: Новоселова Светлана Александровна


2015-2019 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..............................................................................3
1.1. Актуальность..........................................................................................................
1.2. Цели и задачи программы.....................................................................................
1.3. Направления реализации программы..................................................................
1.4. Участники программы...........................................................................................
1.5. Сроки реализации программы..............................................................................
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы............................
1.7. Принципы воспитательной программы…………………………………………
1.8. Ожидаемые результаты………………………………………………………….
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................................6
2.1. Характеристика направлений по блокам...............................................................
2.2. Взаимодействие с учащимися...............................................................................
2.3. Взаимодействие с родителями..............................................................................
3. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.............................................13
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….14
Пояснительная записка
Актуальность программы
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
В. М. Бехтерев
Школа является одним из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, который реализует задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Каждому человеку, и взрослому, и ребенку, необходимо чувствовать собственную значимость и успешность. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело полезен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Основным приемом оценки успешности учащихся может служить не только слово классного руководителя, но и его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Исходя из общечеловеческих ценностей можно сделать следующий вывод - человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, творческим, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной. Проанализировав поставленные вопросы, было решено разработать программу, направленную на осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Программа воспитательной работы «Факел Горящих Одаренных Сердец» (далее ФГОС) в начальной школе, поможет организовать работу в классе в течение четырёх лет. Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с ее основными направлениями, целями и задачами.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться:
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы..
На втором году воспитания:
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы, района;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
Третий год воспитания:
проявление интеллектуальных способностей на уровне России;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
Четвёртый год:
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
развивать умение общаться и сотрудничать;
создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся;
формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;
развивать эмоциональную и волевую сферы;
изучать личностные качества обучающихся;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития;
повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
1.3. Направления развития воспитания школьников.
Направление 1. «Познавательное».
Направление 2. «Гражданско-патриотическое».
Направление 3. «Духовно - нравственное».
Направление 4. «Спортивно-оздоровительное»
Направление 5. «Эстетическое»
Направление 6. «Работа с родителями»
1.4. Участники программы
Программа рассчитана на учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, педагог-психолог.
1.5. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
Практические занятия:
Экскурсии:
в природу: луг, лес, речка;
посещение библиотеки;
посещение СДК;
посещение развлекательных центров.
1.7. Принципы воспитательной программы.
При работе с детьми:
Неразрывность обучения и воспитания.
Деятельностный подход в воспитании.
Системность, преемственность, непрерывность.
Свобода участия.
Принцип успешности.
Принцип обратной связи.
Взаимодействие трех факторов.
При работе с родителями:
Взаимного уважения и доверия.
Взаимной поддержки и помощи.
Терпения и терпимости по отношению друг к другу.
1.8. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является:
Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
2. Содержание программы
2.1. Характеристика направлений по блокам
Программа состоит из 6 блоков, направленных на решение определённых задач, которые будут способствовать формированию всесторонне развитой личности.
Направление | Задачи | Формы реализации |
Блок «Всезнайка» |
Познавательное | развивать умственные способности; развивать познавательные интересы и формировать познавательную активность; развивать потребность постоянно пополнять свои знания; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру обучающихся; развивать их кругозор и любознательность. | Викторины, КВН, экскурсии, познавательные игры, конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений и т.д. |
Блок «Я такой маленький в таком большом мире» |
Гражданско-патриотическое | формировать у учащихся правовую культуру; формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию; уважать права человека, гражданственности и патриотизма. | Тематические классные часы, встречи с представителями органов правопорядка, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники, митинг, посвященный Дню Победы, День памяти С.В. Тартыкову и т.д. |
Блок «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» |
Духовно-нравственное | формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям; формировать у учащихся отношение ценности человеческой жизни; формировать чувство собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; развивать нравственное самовоспитание и саморегуляцию поведения; воспитать чувство личной ответственности за свои поступки. | Тренинги общения, экскурсии, дискуссии, тематические классные часы по нравственной тематике, праздники, конкурсы, поездки, изучение нравственного наследия своей страны, знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира и т.д. |
Блок «Здоровячок» |
Спортивно-оздоровительное | воспитать у обучающихся потребность здорового образа жизни; способствовать физическому развитию учащихся; развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни; создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой; | Сотрудничество с медицинским персоналом, организация горячего питания, прогулки, физкультурные минутки, зарядка (до начала уроков), классные часы по теме ЗОЖ, дни здоровья, конкурсы рисунков по теме «Здоровый образ жизни», спортивные игры и т.д. |
Блок «Островок Творчества» |
Эстетическое | выявлять творческие способности учащихся и развивать индивидуальные способности, умения и навыки в творческой деятельности; развивать интерес к внеклассной деятельности; формировать механизм эстетического самообразования. | Конкурсы (классные, школьные, муниципальные и т.д.), праздники, театральные постановки, экскурсии, выставки работ, акция «Мое село – чистое село» (субботник), творческие мастерские (Мастерская Деда Мороза), изготовление и развешивание птичьих кормушек, подкормка птиц, уход за комнатными растениями, проектная деятельность и т.д. |
Блок «Я и моя семья» |
Работа с родителями | организовать совместный досуг детей и родителей; создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса; создать благоприятною атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель»; правовое просвещение родителей; оказание помощи родителям в семейном воспитании; организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе. | Индивидуальные и тематические консультации, родительские (классные и общешкольные) собрания, открытые уроки и внеклассные мероприятия, участие родителей класса в работе родительского комитета, посещение обучающихся на дому, проведение совместных внеклассных мероприятий и т.д. |
2.2. Взаимодействие с учащимися
1 класс "Школа-мой дом"
Цель работы – формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту; формирование детского коллектива.
Основные задачи развития:
овладеть базовыми школьными знаниями и умениями;
развивать учебную мотивацию;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формировать умение добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развивать уверенность в себе;
БЛОК | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Здоровячок | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | "Азбука Здоровья" "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Панорама развивающих курсов" "Зимние забавы" | конкурс рисунков беседа о режиме дня знакомство со спортивными секциями и кружками в школе спортивный праздник на природе |
Мы все такие разные, этим и прекрасны мы | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимая школа - чистая школа" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" "Как трудится моя семья" | экскурсия беседа выставка рисунков |
Я такой маленький в таком большом мире | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | "Ветеран живёт рядом" "Достопримечательности нашего города" "Символика родного края" | изготовление поздравительной открытки фотовыставка беседа |
Всезнайка | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | "Мои любимые уроки" "Мы уже писать умеем" "Кто лучше считает?" "Клуб Почемучек" | викторина - игра поздравительная открытка математический ринг поисковая деятельность |
Я и моя семья | - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. | "День рожденья только раз в году!" "Мамы всякие важны, мамы всякие нужны" | праздник концерт для мам и бабушек |
Островок Творчества | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Помоги братьям меньшим" "Птицам нужна помощь" "Алло, мы ищем таланты!" "Картинная галерея" | акция " Помощь братьям нашим меньшим" изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества путешествие в мир творчества |
2 класс "Я+ТЫ=МЫ" Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала. Основные задачи развития: формировать нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа. |
БЛОК | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Здоровячок | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | "Полезные привычки" "Осенний кросс" "Весёлые старты" "Береги здоровье смолоду" | викторина соревнование в параллели классов спортивный праздник конкурс семейных плакатов |
Мы все такие разные, этим и прекрасны мы | - приобщать к общественно - полезной деятельности | "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" | операция выставка - конкурс трудовой десант |
Я такой маленький в таком большом мире | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. | "Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану" "Символика России" | обзорная экскурсия благотворительная ярмарка поисковая работа |
Всезнайка | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Праздник первой отметки Лингвистический кросс Математический кросс "Что? Где? Когда?" | утренник интеллектуальный конкурс викторина |
Я и моя семья | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "Кто что любит и умеет делать" "А, ну-ка, мальчики" "В стране Мультфильмии" "О бабушках и дедушках" | конкурс- викторина игра - соревнование на открытом воздухе игра -путешествие устный журнал |
Островок Творчества | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" "Мы крутим глобус" | творческий конкурс создание классного альбома стендовый доклад |
3 класс "Патриот" Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование положительного отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу. Основные задачи развития: развивать чувство собственного достоинства, внутренних критериев самооценки: развивать формы и навыки личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; развивать моральные чувства, формы сочувствия и сопереживания другим людям.  |
БЛОК | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Здоровячок | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" | театрализация круглый стол |
Мы все такие разные, этим и прекрасны мы | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" "Мои поручения в классе и дома" | субботник конкурс отчёт |
Я такой маленький в таком большом мире | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | "С чего начинается Родина?" "Дети - герои" "Имею право. Мои права" | дискуссия групповая поисковая деятельность игра |
Всезнайка | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Олимпиада по русскому языку Математическая олимпиада Литературная викторина "Я - исследователь" | интеллектуальный конкурс конкурс исследовательских работ |
Я и моя семья | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Операция "Новый год" праздник "Масленица" Проводы зимы | акция добра праздник изготовление игрушек на городские ёлки |
Островок Творчества | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция |
![]()
4 класс "Я, ты, он, она – вместе классная семья" Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности; Основные задачи развития: формировать умение и желание строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии; развивать волю, формировать умение ставить перед собой цели и достигать их; развивать мотивационную сферу, овладевать способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развивать воображение; развивать умение строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формировать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. |
|
БЛОК | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
Здоровячок | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
Мы все такие разные, этим и прекрасны мы | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция |
Я такой маленький в таком большом мире | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | посещение Краеведческого музея акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей |
Всезнайка | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы |
Я и моя семья | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи |
Островок Творчества | - формировать желание активно преобразовывать действительность | "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные:" "Гармония в природе" | Литературно-музыкальная гостиная поисковая работа выпуск журнала экологический плакат |
2.3. Взаимодействие с родителями
НАПРАВЛЕНИЕ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
педагогическое просвещение родителей | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества открытые уроки и внеклассные мероприятия помощь в организации и проведении внеклассных дел родительское общественное патрулирование |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы участие родителей класса в работе родительского комитета участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Тематика родительских собраний |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Условия приёма детей в 1 класс. Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. 2. Младший школьник: особенности развития. 3. Трудности адаптации первоклассников. 4. Родителям о внимании и внимательности. 5. Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? 6. Перелистывая страницы учебного года. | 1. Особенности учебников, по которым учатся дети. 2. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. 3. Причины и последствия детской агрессии. 4. Поощрение и наказание детей в семье. | 1. Семейные праздники и их значение для ребёнка. 2. Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. 3. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. 4. Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | 1. Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. 2. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. 3. Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. 4. Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" |
3. Модель выпускника начальной школы - это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
дисциплинированность;
умение дружить;
честность, правдивость;
культура речи
Отношение к окружающим:
уважение, гуманность;
забота о других; милосердие;
интерес к людям, общительность;
доброжелательность, умение сотрудничать;
толерантность
Интеллектуальное развитие:
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
добросовестность;
старательность;
осознанность;
взаимопомощь
Здоровый образ жизни:
любовь и интерес к спорту;
отсутствие вредных привычек;
знание способов сохранения здоровья
Эстетическая культура:
Отношение к природе:
4. Список литературы
ЛИТЕРАТУРА
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2010.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2010.
К.Фопель «Как научить детей сотрудничать» (психологические игры и упражнения).- М.,2000
Максимова Т.Н. Классные часы. - М.: ВАКО, 2010
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителяв воспитательной системе школы. М., 2007г.
Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: Знания, 2005.
10. Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009
Литература.
Дереклеева Н. И.Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. + Новые собрания. – М.: ВАКО», 2005
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1 – 4 классы. – М.: «ВАКО», 2003.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы) /Под.ред.И. С. Артюховой. – М.: «ВАКО», 2005.
Дик Н. Ф. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3 – 4 классах/ Н.Ф. Дик, А. Н. Кацирис. – Ростов н/Д: «Феникс, 2009.
Дневник классного руководителя начальной школы. - Ростов н/Д: «Феникс, 2009.
Классные часы: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс/Авт.-сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб.пособие /Автор-составитель В. П. Шульгина. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки)./ авт.-сост. Г. Т. Дьячкова, Е. В. Волкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Родительские собрания в начальной школе./ авт.-сост. Н. В. Лободина – Волгоград: Учитель, 2007.
Цветкова И.В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.
20