Воспитание подрастающего поколения.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Наука и передовая педагогическая практика сегодня отмечает неразделимость учебного и воспитательного процесса, где последний понимается гораздо шире, поскольку никакой «чистой передачей» знаний невозможно сформировать личностные смыслы и ценностные ориентации человека.
Ценности воспитания − это сформированные человеческие смыслы, запечатленные в культурных образцах жизни, разработанные в педагогических теориях, технологиях и способах педагогической деятельности. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется.
Школа согласно данной воспитательной тенденции выступает как опосредующее звено отношений "культура − социум". В этой ситуации рождается новое педагогическое мышление, появляется новый тип учителя и личности выпускника, не ограничивающих себя репродуцированием, но совершающих сознательный, целесообразный, нравственно осознанный выбор способов культурного действия. Ориентация на личностный опыт, опора на индивидуальные различия наследственности, определяющие особенности организма и умственной деятельности ребенка, а также его склонности к специфического рода деятельности, возможна в воспитательной деятельности при наличии личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов.
Задача школы − предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь выработать целостный взгляд на мир, сформировать гражданина. Актуальным направлением воспитательной работы школы сегодня является "педагогическая поддержка. Именно такая "поддержка", базирующаяся на личностно - ориентированном подходе, призвана значительно гуманизировать воспитательный процесс, удовлетворить естественное желание ребенка самому решать, каким должно быть содержание его жизни.
Сегодня как никогда актуальна суть ключевого принципа воспитания. Молодежная политика должна быть нацелена на то, чтобы не решать за молодежь ее проблемы, а создавать реальные и полноценные условия и возможности для самостоятельного решения ею своих проблем. Миссия государственной молодежной политики должна состоять в определении актуальных направлений и эффективных технологий воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом необходим учет как потребностей и интересов самой личности − уникального и неповторимого явления, ориентированного на полноценную самореализацию в социуме. В современной школе существуют как возможности, так и ограничения в осуществлении воспитательной функции в школе. Говоря о воспитании в современной школе, нужно понимать, что дело это крайне трудное и деликатное, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к созданию таких условий, которые позволили бы им раскрыть свои возможности.
Современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е. в подготовке к самостоятельной жизни. Как показывают исследования, выпускники школ последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к профессиональной, бытовой и семейной жизни, то здесь существуют серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного подхода к их решению. Школа должна только обеспечить соответствующей информацией, где родители и дети могут получить соответствующую квалифицированную консультацию специалиста, а не решать эти вопросы на своем уровне, вводя все новые и новые учебные предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему.
Ведь задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Цели современного образования заключаются, прежде всего, в развитии умений у детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, в том, что называется социальной компетентностью. Да, к сожалению, приходится констатировать, что наши дети сегодня плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Причин этому достаточно. В частности, одной из них является чрезмерная опека родителей. При этом она зачастую переносится из жизни семейной в жизнь школьную. Желание полностью контролировать жизнь ребенка выливается в контроль над учебным процессом, в постоянную критику действий директора, учителя или классного руководителя. Потребительское отношение к школе рождает у многих родителей представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт, за нравственность. И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно. Недостаток духовного и социального опыта, ограниченный культурный и интеллектуальный кругозор, усугубляемый педагогической несостоятельностью родителей, делают формирующуюся личность ребенка зависимой от внешних условий существования. Оставленный без внимания родителей и поддержки с их стороны, ребенок теряет к ним уважение, доверие и любовь и, одновременно, лишается необходимой ему в жизни точки опоры. И здесь остается уповать только на школу. В решении проблемы развития родительской культуры, повышения ответственности родителей за воспитание их ребенка, велика роль каждого педагога, работающего с детьми, и конечно, классного руководителя.
Важнейшей воспитательной задачей во все времена, а сегодня особенно, является формирование гражданско-патриотического сознания. Дмитрий Сергеевич Лихачев уделял особое внимание вопросам воспитания личности ребенка, формирования основ культуры, основанной, в первую очередь, на патриотизме, «Любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи». Все это, по мнению нашего выдающегося соотечественника, «начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей).
Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни. Школа - центр воспитательного пространства. Воспитательная система школы - это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс.
Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому оно начинает приобретать своё лицо. Любая школа существует исключительно для помощи ребёнку в реализации своих собственных возможностей. Педагог и ребенок строят такую систему взаимоотношений, которая способствовала развитию каждого субъекта.
Литературный критик Белинский В.Г., отмечал значимость воспитания, говорил: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений".