Тема: «Воспитание любви к родному краю
на уроках чтения и во внеклассной работе»
Учитель начальных классов МБОУ «Специализированная школа №2
им. Д.И.Ульянова с углублённым изучением английского языка
г.Феодосии Республики Крым»
Сыромятова Клавдия Александровна
Цели:
Обучающая. Проверка знаний учащихся о родном крае, городе. Знакомство с родным городом. Формирование умения распознавать объекты города, способствовать творчеству детей, сознания больше читать о родном крае.
Развивающая. Развитие связной речи познавательных интересов, сознания ценностей природы для людей, наблюдательности, памяти.
Воспитательная. Привлечь внимание к красоте родного города, воспитать понимания ценности богатств родного края, любви к нему, бережного отношения, чтобы и другие могли любоваться этой красотой. Создавать атмосферу для возникновения сопереживания.
Понимать читаемое младшие школьники могут, если опираются на какие-то конкретные ситуации, на прочитанный и запомнившийся им ранее материал. Во 2 классе много лирических стихов о родном крае. Дети узнают, что Родина для них начинается с их дома. Ребята вспоминают, что у них есть свои любимые места в городе, за городом, которые они всегда помнят. Это может быть и полянка около дачи, это и любимое дерево, и школьный двор, это любимое место возле своего дома…
Детям даётся задание выучить стихи о родном городе, о родных местах.
«Который раз
Я прихожу сюда
Который раз вдыхаю этот воздух…»
«В музее» М. Кабанов.
«И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядках –
Всё это вместе будет дом,
жильё, уют, порядок…»
Надо рассказать всё о своём любимом уголке города, а дети должны догадаться, что это за место. Можно стихами, можно прозой. Учить передавать свои знания в творческом рассказе.
Важно, чтобы дети понимали ценность богатств города. Главное чтобы у них появилось уважение к поколениям феодосийцев, создавшим эти богатства.
Достаточно эффективно проводить экскурсии к главным достояниям и примечательностям города (галерея И.К. Айвазовского, музей А. Грина, дача Стамболи, краеведческий музей, могила И.К. Айвазовского, фонтан И.К. Айвазовского, Генуэзская крепость, башня Константина и т.д.).
Формировать умение описывать объект, можно использовать памятку: Что это? Где находится? Какой? Какое? Какая? Назначение? Нравится ли? Что больше всего?
Или показ фотографий памятников.
- Это здание?
- Оно находится там то?
- Это музей?
- Здание украшено так то?
- Это? (Ответ)
Различные познавательные задания от репродуктивного до творческого.
Разработаны различные формы уроков, прогулок, которые проверяют знания учащихся, их отношение к родному краю. Мы не просто совершаем экскурсию, мы вливаемся в жизнь родного города, любить который означает любить Родину с её красотой, щедростью, трудностями и заботами.
Используются все возможности детей: зрительную и слуховую наблюдательность, память. Развитие речи. Особенно радует, когда дети, восхищаясь, открывают мир через положительные эмоции: чудесно встретить утро, улыбнуться прохожему и рассказать, что солнце восходит, услышать язык птиц и ветра, деревьев, чудесно жить, когда рядом надежные друзья. Можно написать сочинение по плану:
- Небо.
- Утренние звуки.
- Люди.
- Транспорт.
- Ритм города.
- Настроение.
«Выйду в город утром рано,
Пока солнце не взошло,
И просить я солнце стану.
Чтобы мимо не прошло!!!
В. Ложко «Феодосия»
Рассказ, беседа о том, что сейчас строится в нашем городе.
Путешествия в природу обогащают представления о природе родного края, развивают познавательные интересы, восприятие красоты природы, любовь к ней и бережное отношение.
Ознакомление с природою начинается с ближайшего окружения: двор, сад, школа, парк, сквер, поле, лес, море.
Человеку природа нужна. Красота даже обыкновенного морского камешка, былинки вызывает душевный трепет и волнение делает людей более человечными, благородными, чуткими. Но самое главное богатство города – сам человек. Человек – создатель богатства и его потребитель. Настоящие жители города те, которые создают и сохраняют его богатства.
Для формирования представления о взаимодействии города человека. Природы, воспитания любви к родному краю, можно использовать такие приемы: беседы, формировать понятие «образ» города (фотографии, рисунки, картины, музыкальные пр-ия), устные путешествия, дидактические игры.
Все это способствует творчеству детей, формированию определенного отношения к родному городу, желания больше читать о нём.
«Посмотрите на горы, на море,
И на радуг цветные узоры,
И на солнца косые лучи,
И на звездное небо в ночи.
Отдохните душой и поплачьте
Не от горя – от счастья.
Иначе, для чего вы живёте?»
Г. Миликов «Феодосия»