Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 130»
ул. Краснодонцев д. 1 А, г. Нижний Новгород, 603101, тел.293 42 30, 293 42 34
тел./факс (831) 293 34 84,e-mail: [email protected]
Работу выполнила:
МБОУ «Школа № 130»
Автозаводского района
г. Нижнего Новгорода
Балакина Наталья Олеговна
г. Нижний Новгород
2018 г.
Обоснование
«Каждый ребёнок, пришедший в этот мир, — это явление и чудо».
Ш.А. Амонашвили
Воспитание детей – весьма непростой, ювелирный и важный процесс. Изо дня в день классный руководитель сталкивается перед сплошным потоком задач: как обучить детей заниматься, как воспитывать любовь к Родине, к семейным традициям, чуткости и антагонистичности к злу.
Младшие школьники пребывают в том возрасте, когда под воздействием регулярной учебы, детского коллектива, преподаватели продолжают создавать и фиксировать особенности, характеризующие качества личности ребенка. Мы, учителя, несем на себе значительную ответственность.
От разных методик, которые педагоги используют в своей работе, формируется процесс, каким будет ребенок в будущем: добросовестным работником, порядочным человеком, энергичным примером за все наилучшее или незначительным, себялюбивым и явным носителем зла.
Наша деятельность с учащимися должна быть сконцентрирована на универсальное развитие ребенка, базой развития считается духовно-нравственное формирование личности.
В начальных классах закладываются основные принципы опрятности и чистоплотности, любезности, пунктуальности, готовность достойно исполнять свой долг перед обществом, сохранение семейных ценностей и народных традиций; прививаются хорошие манеры, способность цивилизованно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах.
Эффективность воспитательной работы находится зависимости с слаженной деятельность педагога и семьи. Ведь они обязаны понимать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие привычки у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье, а педагоги помогут в школе.
Формирование, развития личности ребенка осуществляется в любой период в повседневной жизни. Немаловажно, для того чтобы ежедневная жизнедеятельность и занятие детей стала различной, содержательной и базировалась на базе высоких нравственных отношений. Беззаботным для учеников должен стать процесс усвоения новых знаний, багаж знаний с неминуемыми проблемами, успехами и неудачами. Главное несравнимое удовольствие приносит взаимодействие с товарищами, приобретение друзей, совместные дела, игры, общие переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. Мы, педагоги, обязаны попытаться совершить все без исключения, чтобы процесс обучения и воспитания был результативным.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы.
Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода в рамках «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», целью которой является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей , учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Задачи Стратегии:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Создавая воспитательную систему «По дороге к чудесам», я ориентировалась на закон РФ «Об образовании», требования ФГОС НОО, на «Стратегию развития воспитания в РФ до 2025 года», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитательная система «По дороге к чудесам» ориентирована на каждого ученика в отдельности и всех в целом, она поможет выработать у детей высокий уровень духовно – нравственного развития и воспитать личность умеющую принимать сознательные решения, учитывать мнение другого человека, трудиться и уважать чужой труд, любить свою Родину и семью.
Концептуальные идеи
Главным началом воспитательной системы стали задачи «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Они базируются на системе духовно – нравственных ценностей, выработавшихся в процессе культурного развития России, таких как: гуманность, верность, почет, совесть воли, личное достоинство, верование в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим отечеством.
В ФГОС НОО большое внимание уделяется нравственным чувствам, в частности, «к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм, нравственные чувства и т.п.».
Одним из личностных результатов освоения ООП НОО обозначает «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Так же, разрабатывая воспитательную систему, я обращалась к идеям педагогов:
Ш.А. Амонашвили утверждал, что «воспитание ребенка только тогда будет эффективным и полным, когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного. Уделяйте много внимания духовному, разговаривая и воспитывая ребенка». Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю бескорыстную любовь и тепло, не только родителей, но и педагогов..
Главная задача В.Г. Белинского была, развитие в детях чувства собственного достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду, других качеств человека - борца за новый общественный строй, народное счастье. В нравственном воспитании в семье и школе велика роль детской литературы и детского чтения.
«Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты». В.М. Бехтерев
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего, - люди. Из них на первом месте родители и педагоги». А.С. Макаренко
«Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.» К.Д. Ушинский.
Отталкиваясь от этих идей, пришла к заключению, что преподаватель вместе с семьей и школой, в процессе воспитания, с одной стороны, обязан учитывать все движущие силы развития, возрастные и личные особенности детей, применять все возможное основательное влияние общественной и природной среды. А, с другой стороны, смягчать негативное и неблагоприятное воздействие внешней среды. Формировать все условия для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Исходя из этого, воспитательная система моего класса построена на основе следующих принципов:
Принцип уважения личности.
Ребенок должен чувствовать, что его взаимоотношение с учителем базируется на взаимопонимании. Данный принцип развивает уважение к окружающим, доброжелательное отношение к ним, любовь.
Принцип единства.
Воспитать полноценную, цивилизованную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, нужно сплоченная работа родителей и учителя. Они должны вести себя как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Принцип сотрудничества педагога с детьми.
Привлечение учащихся к общественному труду и самосовершенствованию, которое вызывает у них чувство успеха, развития и движения вперед. Главное – это взаимодействие учителя и учеников при движении к осуществлению заданной цели.
Принцип опоры на коллектив.
«Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора» А.С. Макаренко
Развивая детей в коллективе, они учатся пониманию, помощи, человечности. Коллектив собран из личностей, но без него эти личности не смогут самореализоваться.
Принцип гуманизма.
Принцип основывается на вере в положительный результат. Прежде всего, надо выявлять, и развивать положительные черты человека, и не скупиться на добрые слова, даже когда они являются лишь авансом на будущее.
Принцип трудолюбия.
«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека.» К.Д. Ушинский.
Принцип самовоспитания.
Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль.
Цель и задачи
Цель: Сформировать у детей высокую степень духовно – нравственного развития, чувства эмпатии, уважение к своей Родине и своему народу. В процессе взаимодействия с родителями создать условия для воспитания счастливой, легкой, всесторонне развитой личности.
Чтобы достичь данной цели, надо решить следующие задачи:
освоить потребности, творческий потенциал, темперамент учащихся и их родителей;
оказывать содействие формированию сотрудничества коллектива класса;
развивать в детях уважение к себе, к окружающим людям, к своей культуре и своей стране;
воспитать в детях чувства эмпатии (способности встать на место другого, сочувствовать и сопереживать);
формировать у детей высокий уровень духовно – нравственного развития;
прививать детям потребность в активном и здоровом образе жизни на собственном примере.
способствовать включение родителей в воспитательный процесс на экскурсиях, походах, викторинах, и т.п.
Механизм реализации
Этапы реализации воспитательной системы
Чудеса
(4 класс)
Познание
(3 класс)
Чувство
(2 класс)
Интерес
(1 класс)
1
1 класс
Данный этап сосредоточен на исследование интересов, нужд, и других данных детского коллектива, вовлечение родителей к интенсивной жизни в классном сообществе, постановка вопроса воспитания и создания путей их решения, планирование желаемого итога работы, определение перспектив коллектива.
.«В добрый путь»
2 . «Мы познаем мир!»
2 класс
На данном этапе приступают функционировать методы и формы работы, зарождаются первые промежуточные итоги, фиксируются межличностные отношения, формируются чувство ответственности не только лишь за себя, но и за своих друзей, завязываются традиции и законы жизни в классном коллективе.
3
3 класс
На данном этапе мы будем говорить о семье, семейных традициях, ролях каждого члена семьи, познакомимся с историей нашего города, района, улицы, изучим различные профессии, окунемся в мир тайн растений и животных.
. «Интересно знать!»
4. «Вместе, рядом, навсегда, вот что значит ЧУДЕСА!»
4 класс
Класс становится достоянием школьного коллектива, организовываются новейшие способы улучшения жизни класса, ученики устремлены на дальнейший личностный рост уже в средней школе, подводятся итоги работы воспитательной системы.
Направления воспитательной системы класса
На основе соответствии с результатами проведенной диагностики, интересов учеников и их родителей, обнаруженных проблем, реализовывается выбор направлений воспитательной системы класса.
Кроме того, они основываются на требованиях Федерального закона «Об образовании», ФГОС НОО, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Выпускник начальной школы по ФГОС должен быть:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Исходя из этого, я выделила четыре направления воспитательной системы «По дороге к чудесам»:
Планирование мероприятий в рамках воспитательной системы
«По дороге к чудесам»
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Направление «Моё здоровье – мой успех» | Проектная деятельность «Как я делаю зарядку» «Веселые старты» внутри класса со сменой команд Классный час «Режим дня школьника» Конкурс рисунков «Я выбираю здоровье!» Беседы о ЗОЖ и профилактике вредных привычек Спортивный конкурс «Веселые старты» Фотоконкурс «Я в спорте» Конкурс рисунков «Здоровье – это…» Праздник школьный эстафет | Конкурс коллажей «Мир спорта» Посещение детьми бассейна в рамках уроков физкультуры Конкурс рисунков «ЗОЖ» Конкурс рисунков по ПДД «Мама, папа, я – спортивная семья» между родителями параллели Классный час «Вредные привычки» Спортивный конкурс «Веселые старты» Игры и викторины по ПДД Зимние спортивные игры на свежем воздухе Областной танцевальный конкурс «Вдохновение» | Праздник школьных эстафет Конкурс рисунков ЗОЖ, Классный час «Я выбираю спорт» Беседа « В здоровом теле – здоровый дух» Беседа о здоровом питании Спортивный конкурс «Веселые старты» Дистанционная олимпиада «Я здоров и это здорово!» Конкурс рисунков «ЗОЖ» Классный час «Вредные привычки» Конкурс «Танцевальный калейдоскоп» | Фотоконкурс «Я здоров» Конкурс рисунков «Я люблю жизнь» Классный час «Будь здоров!» Конкурс презентаций «Любимый вид спорта» Спортивный конкурс «Веселые старты» Экскурсия в парк на лыжах. Презентация спортивных достижений учеников класса |
Направление «Хочу все знать» | Викторина о братьях наших меньших Дистанционная олимпиада «В мире сказок» Классный час «Достопримечательности Нижегородской области» Проведение предметных олимпиад Декада памяти. Экскурсия в планетарий Классный час «Одноклассник – мой друг» Экскурсия в г. Городец | Дистанционная олимпиада «В мире сказок» Проведение предметных олимпиад Экскурсия в планетарий Классный час «О родном крае» Экскурсия в центральную библиотеку Викторины посвященные Великой Отечественной войне Проект «Солнечная система» Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек Мастер класс по мыловарению | Неделя естественных наук Классный час «Космонавтика» Конкурс сочинений «Я пробую себя везде…» Экскурсия в планетарий Классный час «Мимика и жесты» Экскурсия в центральную библиотеку | Классный час Славянская письменность Экскурсия в планетарий Просмотр фильма « Хорошо учиться – всегда пригодится» |
Направление «Я – гражданин России» | Классный час « Гагарин – первый человек в космосе» Проект « Район в котором мы живем» Конкурс презентаций «Памятные места Нижнего Новгорода» Уроки мужества Международная акция «Читаем детям о войне» Создание проектов «Улицы носят их имена» Конкурс « Открытка ветеранам» | Классный час « Защитники земли» Экскурсия по залу боевой славы « Молодая гвардия» Классный час « Мой родной город, мой родной край» Уроки мужества Классный конкурс докладов «Великие ученые и изобретатели нашей области» Международная акция «Читаем детям о войне» | Круглый стол на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» Классный час по теме «К. Минин и Д. Пожарский – Великие граждане России» Уроки мужества Международная акция «Читаем детям о войне» Создание проектов «Дымковская игрушка» | Создание проектов «Памятные места нашего города» Конкурс рисунков « Наш Нижний Новгород» Международная акция « Читаем детям о войне» Уроки мужества Создание проектов «Городецкая роспись» Классный час посвященный толерантности |
Направление «Моя семья – моя опора» | Беседа о добре и милосердии Конкурс рисунков «Милой мамочки протрет» Внеурочное мероприятие «Семейные традиции» Экскурсия в ТЮЗ Внеклассное мероприятие «Семья. Родина. Ребенок». Участие в благотворительной акции Экскурсия в цирк | Участие в благотворительной акции Классный час «Моя семья» Экскурсия в цирк Беседа о добре и милосердии Экскурсия в ТЮЗ Внеурочное мероприятие « Семья – кристалл общества» | Просмотр видеороликов на тему толерантности Классный час посвященный дню матери Участие в благотворительной акции Экскурсия в цирк Создание плакатов «Мамочка моя» Экскурсия в ТЮЗ | Экскурсия в ТЮЗ Конкурс сочинений «Рождественские истории» Экскурсия в цирк Внеурочное мероприятие «Традиции моей семьи» Проектная деятельность «Моя семья» |