СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие: "Лес-наше богатство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие: "Лес-наше богатство"»

« Подготовила :

Шульгина Яна Александровна

Воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская

школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Тема нашего воспитательного занятия «Лес – наше богатство»

Цель: формирование познавательных и творческих способностей у детей.

Задачи:

Обучающие: Научить работать с информацией. Пробуждать интерес к изучению леса и его обитателей; расширить знания детей о природе леса; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность учащихся; умение работать в группах; речь учащихся, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать толерантность; формировать навыки общения в диалоге с воспитателем, одноклассниками; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её обитателям, культуру поведения в природе, чувство гордости за свою Родину.

Ход занятия:

Орг. Момент и психологический настрой.

Вступительная часть.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету

Ведь другой, похожей, нету!

Объявление темы

Тема нашего занятия «Лес наше Богатство»


Мы сегодня совершим путешествие в мир леса.

Есть у меня зеленый друг,

Хороший друг, веселый.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Объект нашего исследования – лес. Что такое лес? Что вам известно о нем? Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?

Основная часть.

Леса России широко раскинулись на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромной океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Леса называют зелёными легкими нашей планеты. В лесу легко дышится. Ведь растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Крона дерева своеобразный фильтр. Она задерживает пыль, копоть, грязь. Листья выделяют особые летучие вещества, убивающие бактерии. Доказано, что зеленые насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза, снижают шум, регулируют температуру атмосферы, защищают от ветра.

Человек многим обязан лесу: чистым воздухом, ягодами, грибами, лекарственными растениями. Нет на земле человека, чья жизнь была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева.

Почему мы с лесом дружим.

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол? Лес!

А пенал красивый наш? Лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

А тетрадка книга, карта? Лес!

Оглянись, все вокруг –

Это наш зеленый друг.

Оглянитесь в классе : мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, дёготь,скипидар и многое другое. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите,в восстановлении того, что бездумно истреблялось.

Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси ,сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе,лесу.

Чем же именно дорог наш лес?

Для чего он людям нужен?

Лес -это наше богатство!

Лес -это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Лес- это дом для зверей и птиц.

Лес- это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес- это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес это наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Лес верный и надежный помощник земледельцев в борьбе за урожай. Он преграждает путь разрушительным паводкам, препятствуют пыльным бурям, сыпучим пескам, эрозии почвы, создает благоприятный микроклимат, сохраняет полноводность рек. «Лес живет, лес воду бережет» - так говорят в народе.

Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и чёрными тучами погнал ее над равнинами.

На сотнях тысяч гектаров был снесён слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.

Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.

Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что…?

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, значит, одна сова спасёт в год 1т хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Птицы – это лесные доктора.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров

 Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны хорошо знать как надо вести себя в лесу. Какие это правила?

 – Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и всё закопать.

– Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

– Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

 – Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу (ландыши, подснежники, колокольчики).

– Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

– Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев.

Будьте осторожны с огнём в лесу!

Пожар- самый страшный враг леса. Известно, что 90 из 100 пожаров возникают по вине человека. Костёр, оставленный беспечными туристами, грибниками или охотниками, небрежно брошенный окурок становится наиболее частыми причинами пожаров. Страшное зрелище- лесной пожар. Всё живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.

А ещё случаются подземные пожары, когда горят торфяные болота. Такой пожар распространяется медленно. почти без доступа кислорода. Не затушенные пожары могут продолжаться даже зимой под толстым слоем снега.

Ребята, а кто мне скажет многие люди стараются жечь сухую, прошлогоднюю траву, хорошо они делают.

Плохо!

Корни травы выгорают, от этого трава будет становятся реже, а в некоторых местах и совсем не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте, где был костёр, трава не растёт 3 года, а то и больше.

Викторина о лесе и его обитателях.

1 конкурс: «Узнай дерево»

1.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

2.Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

4.Этой бабке сто лет,

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой. (Сосна.)

5. Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела,

Красные кораллы. (Рябина.)

2. конкурс:  «Лесные шишки»  

Задание:  определите  чьи это шишки? 

(даются  шишки: 1. лиственницы,  2. сосны, 3.  ели,   4. кедра).  

  3.конкурс: «Лиственные деревья».  

Задание: ответить на вопросы.

1. Из какого дерева делают спички? (осина)

2. Какое дерево цветет первым? (верба)

3. Какое дерево цветет  последним  (липа)

5. Какие дрова самые жаркие? (березовые)

6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?  (клен)

7.Какое дерево применяется для изготовления лыж? (берёза).

8. Из какого дерева делают пианино? ( из ели).

9. Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липу).

10. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (да она горькая, но в осиновой коре содержится 10% жира).

4. конкурс: « Какое дерево потеряло лист».

Задание: по листьям  найти эти деревья.   

1. Цветет позднее всех деревьев,

 Лекарственны ее цветы,        

  Коль их заваришь – то простудой                              

  Болеть не будешь больше ты  (липа)

2. И листок и почка – все врачует

  И сок - целебное  сырье.

  Шумит от ветра, если дует,

  Краса России – ствол ее   (береза)

    3. Этот кустик взор ласкает

  Лист сложный, перистый

  Плод – небольшой,  

  В нем витаминов великое множество

  Вы догадались? Кто же такой? (шиповник)

 

  5.конкурс: «Грибной».  

Задание: какие грибы ты положишь в корзинку?

Нужно выбрать съедобные грибы : синявки,  лисички, мухомор, ложные опята, бледные поганки, подосиновик, сморчки,  белый гриб.  

6.конкурс: «Животный мир».  

Задание: назовите  самого большого зверя в лесу, самого маленького млекопитающего, большую   и  маленькую птиц  в лесу. 

1. Самый большой зверь в лесу (лось)

2. Самый маленький зверек (землеройка)

3. Самая большая птица в лесу (глухарь)

4. Самая маленькая птичка  в лесу  (королек)

Ребята, а кто мне назовёт  из каких ягод можно сварить чай?

Нужно выбрать  съедобные ягоды: малина,  шиповник, калина, земляника, бузина,  вороний глаз.

Загадки:

1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)

2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)

3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)

5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)

 Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.

 Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.

 Берегите лес, он – источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес!

 Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.). Встреча с цветами всегда радует нас.

 Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица, зверобой, земляника.)
Задание: соотнеси название травяных растений на слайде с открыткой, где изображено это растение. 

Кроссворд: «Лесные цветы» 

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)

Какое растение называют часами? (Шиповник)

Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)

Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)

 Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

 Вам понравилась прогулка по лесу?
– Что интересного вы узнали о лесе? 
– Какие деревья вам встретились в лесу? 
– С какими кустарниками вы познакомились впервые? 
– О каких цветах говорили?
– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)

Русский лес.

Нет нечего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода – водица, вкусна и холодна.

Нас ждет в лесу рябина, орехи и цветы,

душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

а если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

С. Никулин