«Воспитательные события как основа организации воспитательной работы классного руководителя»
Сегодня перед нами, педагогами, стоит задача развития приоритета индивидуальности ребенка, активного социального взаимодействия взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Следовательно, требуются новые виды взаимодействия с детьми, родителями, окружающим социумом. Таким новшеством и стало событийное воспитание как альтернатива традиционному способу воздействия.
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы Антона Семёновича Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.
Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества, предметного содержания деятельности ОО. Главное – технологично включать детей и взрослых в сферу практических действий, где на основе событий педагог оказывает воспитательное воздействие на обучающегося, изменяет его систему ценностей.
Звучит всё это как-то сложно, но на самом деле всё гениальное просто! Мы с вами сегодня без теории, конечно, не обойдёмся, но и на практике посмотрим, что является воспитательным событием.
Рассмотрим подробнее технологию событийности.
В практической деятельности педагогу, классному руководителю необходимо различать такие понятия, как «мероприятие», «событие», «событийность».
Жизнь ребёнка взрослые пытаются занять мероприятиями, цели которых известны и ясны только взрослым. Эти цели не прожиты, не прочувствованы ребёнком, они «спущены» взрослыми, они ими навязаны, а навязанные цели освобождают от ответственности за их достижение.
В этом и есть разница между воспитанием событиями (они наполнены смыслом, так как их цели ясны и приняты ребёнком, а, значит, порождают опыт и мудрость) и воспитанием мероприятиями (их цели либо не ясны, либо навязаны ребёнку, а смысл ясен лишь взрослым; их отбывают, а не проживают).
Таким образом, Воспитательное мероприятие – условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления.
Под мероприятием подразумеваются массовые, организованные педагогами «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание).
Само по себе данное понятие не несет оценочной нагрузки, однако в современных условиях словосочетание «воспитательное мероприятие» вызывает у многих ассоциацию с формальным отношением к тому, что требуется провести (чаще всего для отчета перед вышестоящими органами).
Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других.
Любой из участников воспитательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Как сказал Даниил Борисович Эльконин: «Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание»
Таким образом, Воспитательные события — это яркие, эмоционально насыщенные дела, основанные на коллективной творческой деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), не рядом, но вместе; когда возникает ситуация совместной деятельности, где каждый может увидеть свой интерес, взаимодействие строится на общих обсуждениях, общей подготовке, коллективной ответственности и сотрудничестве.
Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении.
Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает педагога, обучающихся и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача педагога содержит в себе организацию именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность.
Суть событийной технологии состоит в обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся.
Обоснование интегративных возможностей воспитательных событий
в ходе реализации воспитательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения;
формируют эффективное образовательное пространство, направленное на всестороннее развитие личности ребёнка;
способствуют успешной социализации ребёнка;
позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира;
способствуют повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а ребёнка к обучению и участию в воспитательных мероприятиях;
развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
Основным условием развития событийного подхода является детско-взрослое сообщество.
Детско-взрослая общность — это объединение субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнёров) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия.
Достигаемые результаты при реализации воспитательных событий
Реальные результаты:
Хорошее настроение, яркие положительные эмоции, открытая доброжелательная атмосфера.
Социализация, самореализация подростка.
Повышение самооценки обучающихся.
Прогнозируемые результаты:
Формирование жизненно важных компетенций.
Формирование системы нравственных ценностей.
Доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья.
Создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.
Этапы осуществления воспитательного события
1 этап Определение тематики воспитательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.
2 этап Определение целей и задач предстоящего воспитательного события, планирование этапов подготовки. Помимо определения целей, также определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.
3 этап Подготовка к воспитательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.
4 этап Проведение воспитательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность.
5 этап Рефлексия. Эффект от участия в воспитательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями, подготавливают фото или видеоотчет, выпускают заметку для классного уголка.
На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в воспитательный процесс.
Ну а теперь немного практического применения.
Хотите верьте, хотите нет, но в качестве воспитательного события можно рассматривать социальный проект, так как он направлен на формирование социальных навыков и реализацию социально значимой деятельности.
Вовлечение учащихся в социальные проекты формирует человека-гражданина, воспитывает нравственную, ответственную, духовно развитую личность, способную на самоотдачу и служение природе и людям.
Мы с вами проговорили, что событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация.
Вот так спонтанно мы с моим 10-Роснефть классом решили реализовать длительный, рассчитанный на два года социальный проект «Добрые дела».
Идея создать и начать работу по проекту возникла на первом классном часе в сентябре в только созданном 10 классе. Я рассказывала детям о кружках, которые будут работать на базе нашей школы. Один из таких кружков – «Волонтёры». Дети задали вопрос, а действительно ли тем, кто занимается волонтёрством, добавляют баллы при поступлении в ВУЗы. У нас возникла дискуссия, почему занимаются волонтёрством, за баллы или это всё по велению сердца. Мнения были разные и я предложила создать проект, направленный на волонтёрскую деятельность, и по окончании реализации проекта собраться также всем вместе и обсудить результаты.
Я для себя определила цель данного воспитательного события:
формирование у детей социально-нравственных ценностей, культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития обучающихся.
Ребята не стали зацикливаться на каком-то одном направлении волонтёрства, сказали, что готовы участвовать во всех мероприятиях и выполнять любую работу, поэтому задач было поставлено много. Они перед вами на слайде.
Задачи:
воспитание гражданских и патриотических чувств у подростков;
поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
развитие социальной активности обучающихся, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел;
поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родителей (законных представителей) обучающихся;
пропаганда здорового образа жизни;
создание сюжетного видеоролика об активной жизни класса (о добрых делах, полезных событиях, о здоровом образе жизни и т. п.) в конце обучения.
Далее мы определили этапы реализации проекта и наметили воспитательные мероприятия и события, к реализации которых были подключены педагоги нашей школы, родители обучающихся школы и, конечно, социальные партнёры.
В осуществлении данного проекта приняли участие 26 человек.
В ходе реализации данного проекта детям приходилось участвовать во многих видах деятельности, что способствовало всестороннему развитию обучающихся и наполнению их портфолио. Ребятам были заведены волонтёрские книжки, которые всё-таки дали им дополнительные баллы для поступления в ВУЗы. Помимо этого, 18 человек из 26 сдали нормы ГТО. Также нами был создан видеоролик, который мы представили на заключительном совместном собрании родителей и обучающихся.
В результате реализации проекта изменилось отношение участников проекта к себе, к людям, друг к другу и к волонтёрской деятельности. На вопрос, что вам дал проект, уже выпускники «Десятки» ответили: «Работа над проектом дала нам понять, что добрые дела делать не сложно. Это приносит радость не только тем, кому мы помогаем, но и нам самим. В итоге, помогая другим, мы помогли себе».
Ну а Наталья Викторовна оформила данное воспитательное событие должным образом и поучаствовала в конкурсе социальных проектов, который проводился в рамках региональной инновационной площадки «Классный руководитель – воспитательная работа без границ» в прошлом учебном году, став победителем в своей номинации.
Я предлагаю вашему вниманию продукт нашей совместной с детьми деятельности.
(просмотр видеоролика проекта)