СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные практики: КТД и метод проектов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективно-творческие дела и метод проектов - новые воспитательные практики

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные практики: КТД и метод проектов»


«Новые формы воспитательных практик»







Выполнила:

учитель математики,

классный руководитель

муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ангарская школа

Богучанского района, Красноярского края

Камскова Елена Ивановна

+7(923)330-42-40

[email protected]












пос. Ангарский, Богучанский район,

2021 г.

Вводная часть

Пять условий педагогического успеха:

Первое условие — общая забота

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

Второе условие — товарищеское уважение

Вера в творческие силы, понимание сильных и слабых сторон ребенка, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств

Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.

Четвертое условие — единый коллектив

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Пятое условие — творчество, а не шаблон

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредствованное, но использовать непременно творчески.

Говоря о работе классного руководителя с классом, выступаю в роли направляющего, который координирует, помогает, направляет и вдохновляет их на преодоление трудностей и достижение поставленных целей и задач. Я считаю, что на меня возложена большая ответственность за то, как я воспитаю своих учеников, какие чувства им привью и как разовью потенциал и возможности каждого. Ребенок, он как губка, поэтому важен такой прием, как «принцип - воспитание собственным примером». Не только родитель является примером для воспитания, но и классный руководитель должен следовать этому принципу. Своим личным примером показываю, что нужно быть сильным духом, не бояться трудностей, идти по жизни значимой фигурой и иметь перед собой цель.

Коллективные творческие дела и метод проектов являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного моего классного коллектива. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в КТД, магическим образом пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам. Оба метода вполне сочетаемы в рамках единой воспитательной системы. Если требуется обучение ребенка навыкам поисковой, исследовательской, навыкам делового партнерства   предпочтительным будет выбор метода проектов. А если важнее формирование отношения к какой–либо стороне общественной жизни незаменимым в воспитательной практике будет коллективно-творческое дело.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. В каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные приёмы. Поэтому важен замысел коллективного творческого дела, а его потенциал (индивидуальные роли, положения, задания, ситуации, находки) богат общими мыслями и делами ребят. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, поняли суть общения, содружества и сотворчества, делили успех и ответственность с другими, узнавали друг о друге много нового. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство методики. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, участник становится и его создателем.

Основные принципы КТД:

  • Воспитывать в совместной деятельности детей и взрослых, максимально вовлекая детей в самостоятельную деятельность.

  • Объединить детей и взрослых общей целью, общими жизненно важными заботами, чтобы их отношения строились на принципах сотворчества и сотрудничества.

  • Обеспечивать смену ролей и деятельность каждого ребенка.

В условиях современности такие дела носят инновационный характер. Успех и признание каждого дела приводит к объединению учащихся, совместному переживанию как положительных, так отрицательных эмоций, что особенно важно для осознания себя как личности. Таким образом, идут одновременно два важных процесса – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов, это родители и родственники, педагоги, ученики школы, друзья, причем старшие помогают младшим, а младшие учатся у старших.

Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают организаторский опыт, выступая с идеями, предлагая новые способы действия, отвечая за реализацию определённого этапа КТД.

Цель воспитательной практики (КТД и метод проектов):

Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, способную адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности.

Задачи:

- Формирование и развитие коллектива;

-Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

-Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;

-Обучение правилам и формам совместной работы;

-Реализация коммуникационных потребностей детей.

Процесс воспитания в классе включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение учащихся с педагогами, друг с другом и представлена следующими направлениями:

«Я – гражданин!»

«Безопасная школа»

«Билет в будущее»

«Я и общество»

По виду деятельности определяют коллективные творческие дела:

1. Художественно-эстетические.

2. Интеллектуально-познавательные.

3. Трудовые.

4. Общественно-политические.

5. Социально-ориентированные.

6. Спортивные.

7. Организаторские.

8. Экологические.

  • Оба метода, и КТД и метод проектов, реализуют личностно-ориентированный подход в воспитании, где главной ценностью выступает ребенок.

  • В данных методах отсутствует пассивный потребитель информации, преодолевается иждивенческая направленность.

  • В методе КТД явно просматривается общность, в методе проектов больше реализуется принцип индивидуальности.

  • В методе проектов взрослый оказывает необходимую помощь, направляет ребенка, но все же остается сторонним наблюдателем и контролером, в КТД – взрослый строит отношения равного партнерства, равной ответственности за полученный результат.

Все коллективные дела класса имеют успех и признание. Наш коллектив с завидным постоянством попадает в разряд лучших в школе. Я придаю успеху большое значение, нельзя рассчитывать на то, что если за плечами только неудачи и разочарование, ребёнок вырастет успешным. Успех придает уверенность в собственных силах, способствует саморазвитию, порождает активность. Учащимся это придает радость и гордость и за себя лично, и за то, что они являются частью такого успешного коллектива.

Подводя итог, могу сказать, что сочетание традиционных и современных методик способствуют положительной динамике психологического климата в классе, повышают уровень участия обучающихся в общешкольных, внешкольных и классных мероприятиях, удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классе.


Коллективно-творческое дело. Книга - летопись класса

«Это наша с тобой биография»


Основная часть


Часть первая: краткое описание, цель, задачи практики, направления воспитательной работы, функции



Цель: развитие творческих способностей и познавательной активность, формирование благоприятного психологического микроклимата в классе посредством проведения коллективно-творческого дела «Это наша с тобой биография».

Задачи:

  • создание ситуации успеха;

  • вовлечение детей в разные виды деятельности;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • формирование доброжелательных взаимоотношений между ребятами, оптимизма в настроении;

  • воспитание чувства сопереживания и искренности к успехам или неудачам отдельных учащихся класса.

Основные его этапы, формы и способы осуществления:

I этап: старт КТД

Коллективное планирование:

Предлагается написать летопись 5-го класса, подготовка к которой будет продолжаться длительное время (весь учебный год).

-распределение постоянных дел-поручений, по очереди выполняемых микроколлективами;

-поиск и выбор названия книги, титульного листа, героя (героев), жизнь которого будет изучаться как пример и образец в классе;

-поиск и установление традиций, организующих отдельные стороны жизни коллектива.

-конкурс между микроколлективами на лучшие предложения о содержании классной жизни, которые будут освещаться в книге;

-анкета-копилка «Думаю — мечтаю — предлагаю»;

- разработка плана;

Руководитель коллектива рассказывает о значении и особенностях данного дела, о возможных вариантах его проведения. Затем идет работа по микроколлективам, где каждый высказывает свои пожелания, после чего готовится коллективное предложение об этом деле (как лучше его провести). Проходит смотр предложений или проектов, их защита, обсуждение, сообща отбираются самые удачные варианты или создается объединенный проект, составляется план предстоящего дела.

- чередование творческих поручений:

Решаем, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок, когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между микроколлективами с целью:

-строить жизнь коллектива как постоянную одновременную заботу о нем и друг о друге;

- сплачивать коллектив в практический делах, в совместном решении важных задач;

- сделать каждого члена коллектива участником разнообразных дел на пользу и радость своим друзьям и окружающим людям, участником коллективной организации жизни;

- научить каждого погружаться в опыт других, использовать все хорошее, избегать их ошибок, вносить свое, новое, лучшее и в содержание, и в организацию дел;

-сдружить детей и родителей, помогая своим микроколлективам как можно лучше выполнять очередные поручения.

II этап. Промежуточный этап

Ребята готовятся, находят информацию, приобретают новые умения, знания, навыки. Их главная цель - накопление знаний, умений. На этом этапе каждый находит дело по душе.

III.Итоговое КТД

  1. Выступление перед учащимися школы со своей книгой с целью вовлечь их в КТД, проведение мастер-класса.

  2. Защита проектно-исследовательской работы на XXVI районной учебно-исследовательской конференции.

  3. Публикация работы на сайте школы.

  4. Участие в проекте «Всероссийская школьная летопись» и публикация работы на её сайте.

IV. Анализ КТД

Соотнесение полученного результата с запланированным. Основные вопросы, которые обсуждались: как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД?

Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

V. Последействие КТД

Сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Полученные результаты:

КТД-летопись класса стала личностно ориентированным делом. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения. Оно способствовало приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.

Моё место в КТД: я не выполняла обязанности командира. Я была лидером, отвечала за сбор всей информации для печатного варианта, исправляла и поправляла грамматические ошибки; была членом жюри по оценке работы каждого.

Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее и развивающее назначение. КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного использования КТД:

-Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки.

-Любая модель КТД не самоцель. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Обязательно необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо заметить. Если один нарисовал обложку для книги, другой собирал фотографии, а третий собирал фотографии и нарисованную обложку в макет книги, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.