Агибалова Е.В.
Воспитательные проекты в лицее:
педагогические цели, решения и смыслы.
«Все, что я познаю, я знаю,
для чего это мне надо и где,
и как я могу эти знания применить».
Главное в школе, это воспитание. Если человек воспитан, то он обязательно повышает свой интеллектуальный уровень, он хочет учиться. Действительно, воспитание нравственного, творческого, инициативного, компетентного человека, формирование его способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в разных видах деятельности – именно это должно стать приоритетной задачей каждой школы.
Успешный человек должен уметь самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на происходящие изменения – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт.
Проектная деятельность в воспитательной работе помогает реализовать эти задачи.
В переводе с латинского языка «проект»— буквально «брошенный вперед». А в словарях— это «план, замысел, текст или черчения чего -то, что передаст его созданию».
В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая
непредсказуемость результата (никто не знает, что у него выйдет) ставит человека в роль исследователя, творца, активизирует его способности, а если это коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных взаимоотношений. А относительно школы проект —это взаимная научно-познавательная творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель и согласованные средства деятельности и направленные на достижение общего результата. Для ученика проект становится возможностью максимального раскрытия творческого потенциала. А для учителя и классного руководителя – средством не только развития и обучения ребёнка, но и его воспитания.
Что дает использование проектной деятельности в воспитательной работе школы?
Во-первых, инновации в воспитательной деятельности позволяют включить большой процент школьников в воспитательный процесс в целом.
Во-вторых, проектная деятельность помогает как можно лучше организовать целенаправленное сотрудничество в воспитании будущего поколения через активную, творческую деятельность.
В-третьих, каждый проект позволяет увидеть в обыденном что-то новое, рассмотреть объект исследования под другим углом зрения. Он (проект) развивает умение, способности и мышление школьника; открывает новые возможности и раскрывает скрытый потенциал каждого; помогает совершенствоваться, общаться и прислушиваться; поддерживает и дает уверенность в себе, веру в свое «я».
И, в конце концов, в отличие от традиционной системы, которая рассматривает воспитательные вопросы с интеллектуальной стороны и только потом —с эмоциональной, в проектной деятельности основные моральные принципы (чуткость, обязательность, ответственность за принятые решения) основываются на действии, их нужно «прожить» Цель воспитательного проекта — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося в окружающем мире.
Таким образом, воспитательный проект оказывает содействие интенсивному развитию самостоятельности учеников, активному становлению их интеллектуально-творческих способностей и в целом обогащении личности, формировании ее социально значимых качеств.
В 2017-2018 году воспитательная работа в лицее строится в соответствии с городской воспитательной акцией «Мой выбор- будущее России»( на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерции на период до 2925 года , утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-рс, планом работы департамента образования администрации города Липецка на 2017-2018 учебный год в целях формирования у обучающихся стабильной системы духовно-нравственных ценностей, позволяющих принять ответственное решение в ситуации выбора, формирования чувства сопричастности к судьбе Родины, трансляции лучшего опыта семейного воспитания, повышения социальной активности участников образовательных отношений, а также совершенствования эффективности воспитательной деятельности в системе образования города Липецка. Организатором Акции выступает департамент образования администрации города Липецка.
Основные задачи Акции:
-создать благоприятные условия для личностного роста, развития и реализации творческого потенциала учащихся;
-способствовать вовлечению родителей (законных представителей) учащихся в совместную деятельность;
-создать условия для духовно-нравственного совершенствования детей и подростков;
-обеспечить единое воспитательное пространство города Липецка посредством привлечения к сотрудничеству общественных организаций и представителей структур межведомственного взаимодействия.
«Мой выбор – будущее России» - это тринадцатая по счету городская воспитательная акция. К участию в ней традиционно приглашаются дети, их родители и педагоги.
15 сентября2017 года Днем единых действий был дан старт городской воспитательной акции во всех образовательных учреждениях в форме масштабного флэшмоба , в финале которого было сложено слово «Россия» .
Во флэшмобе приняли участие лицеисты 7-11 классов, учителя.
(ВИДЕО)
В рамках акции запланировано четыре самостоятельных воспитательных проекта , объединенных общей целью формирования активной гражданской позиции, поддержки социальной активности участников образовательных отношений : « Будь достоин !» , « Кто ,если не ты ?!» , « Наследие» ,
« Читайте! Слушайте! Смотрите!»
В рамках проекта «Кто, если не ты?» (направление – гражданская активность) происходит реализация фестиваля добровольческих инициатив «Город с большим сердцем»-
1.проект «Дорогие мои старики», поддержав который в лицее были организованы и проведены несколько традиционных для нашей школы проектов: Дары осени (октябрь), Вместо елки – букет (декабрь), поздравь ветерана(октябрь, декабрь) и другие. Этот проект не заканчивается, он будет продолжен в мае.
2.проект «Чистый город – мой город»- участие лицеистов в уборке социально значимых объектов- Нижнего парка (сентябрь- 10В класс )-ФОТО,уборка школьной территории (октябрь, апрель, май) ФОТО, сбор макулатуры –(ноябрь) ТАБЛИЦА СДАЧИ МАКУЛАТУРЫ.
3.проект «Город, где согреваются сердца»- помощь приюту бездомных животных (по инициативе 8Ж класса)- приняли участие все 5-11 классы, оказание помощи обществу детей-инвалидов (декабрь –январь ).
4.23 декабря 2017 года состоялось открытие 10 НПК «К вершинам знаний» - по традиции лицей подготовил литературно-музыкальную композицию «Полет Икара», в которой приняли участие педагоги и лицеисты 1-11 классов.ФОТО
5. В ноябре-декабре 2017 года был проведен традиционный и всеми любимый фестиваль «Новая волна 2018» в четырех номинациях:
-художественное слово – приняли участие …ФОТО
-музыкальное исполнительство-…ФОТО
-вокал-…ФОТО
-ТАНЦЫ-…ФОТО
По итогам фестиваля «Новая волна 2018» 18 марта 2018 года , в рамках Дня единых действий городской воспитательной акции «Мой выбор- будущее России» состоится Гала концерт, посвященный 10-летию детства.
15 и 16 февраля 6-7 классы приняли участие в битве хоров, а 9-11 –во флэшмобе «Движение для настроения».
Но на этом воспитательные проекты не заканчиваются - до 21 марта 2018 года проходит фотоконкурс «Всей семьей на выборы!». Для участия необходимо представить фотографию , свидетельствующую об участии членов семьи в выборах( фотоснимок должен быть выполнен в день голосования на избирательном участке).
В апреле в лицее состоится традиционный конкурс «Мисс Лицей 2018» среди девушек 10-классов, в городе продолжается проект «Чистый город- мо город», в мае –традиционный проект «Поздравь ветерана» («Дорогие мои старики»).
Работая над воспитательными проектами необходимо помнить, что школа - это почти единственное «детское место», где взрослые могут целенаправленно помочь детям сформировать и усвоить вечные ценности - доброту, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети - будущее России, но именно от нас, взрослых, зависит, каким будет это будущее.