СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные проекты в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование - это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Представлены некоторые соображения на тему "Воспитательные проекты в работе классного руководителя".

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные проекты в работе классного руководителя»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педсовете 29.12.2018 г. учителя английского языка Кондратьевой А.А.

по теме: «Воспитательные проекты в работе классного руководителя»


Планирование - это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.

Первое с чего необходимо начать планирование - это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Структура плана воспитательной работы классного руководителя:

1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).

2. Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.

3. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.

4. Жизнедеятельность классного коллектива.

5. Работа с родителями учащихся.

6. Совместная деятельность с общественностью.

7. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио).

8. Работа с учащимися из “группы риска”.

9. Взаимодействие с учителями - предметниками.

10. Педагогические наблюдения.

11. Литература для проводимых мероприятий.

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;

Б) работа с органами самоуправления - активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;

В) работа с родителями - формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;

Г) работа с общественностью - какие структуры были задействованы, насколько эффективно работает это взаимодействие, формы работы;

Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом - какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание - важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.

При целеполагании необходимо опираться на пожелания учащихся и учитывать следующие требования:

1. реальность - выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;

2. преемственность - осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;

3. согласованность и непротиворечивость - включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;

4. конкретность - направленность на достижение результата, который можно “измерить”;

5. диагностичность - выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

Итак, мы подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности - это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Можно использовать несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса:

1. Уровни воспитанности, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, в 5-11 классах - психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, для

7-11 классов - профессиональная диагностика.

2. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать - ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются более отдаленное будущее. Диагностика классного коллектива проводится минимально 2 раза в год - сентябрь и апрель.

Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые) составить характеристику своего классного коллектива.

Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.

1. Общекультурное направление - эстетическое развитие, культура здоровья, экология.

2. Общеинтеллектуальное направление - работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия.

3. Социально-нравственное направление - самоуправление, профессиональная подготовка.

Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.

Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме - организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.

Проводимые воспитательные мероприятия классный руководитель накапливает в своей методической копилке - это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д.

Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи”, тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, психолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

Связь с общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе можно включить мероприятия совместно с библиотекам, музеями, выставочными залами, театрами города и другими общественными организациями, которые могут внести существенный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого рекомендуется разработать “Индивидуальную карту ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие.

“Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:

1. Резюме-знакомство.

2. Мои учебные успехи.

3. Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность.

4. Сундук регалий - грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.

Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Жизнь ставит многих подростков в сложные жизненные условия, иногда в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них, попадая в непростые жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате - учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

Работа с учителями-предметниками не ограничивается только консультациями по слабо и хорошо успевающим ученикам, но и отслеживаются учащиеся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребята, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребята, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.

По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.

Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить, принимать их такими, какие они есть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить - значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. Не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими мы их хотим видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.

В своей работе классного руководителя я часто использую метод анкетирования.

Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе данных.

В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов.

Я не тешу себя мыслью, что ребенок раскроет мне все свои сокровенные тайны, но я даю ему возможность послать мне сигнал «У МЕНЯ ПРОБЛЕМЫ», «ЧТО-ТО НЕ ТАК».

Моя задача – не пропустить сигнал, ухватиться за ниточку и вытащить проблему, обговорить ее, принять меры и решить ее. И это правда работает.

Если пишут приколы сознательно – просто читая, поднимаю себе настроение.

По уровню стандартизации анкеты делятся на:

- полностью стандартизированным

- частично стандартизированным.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Виды вопросов (открытиые, закрытые, полузакрытые).

Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных.

Такой вид анкеты для 5-го класса -всего 3 вопроса:

  1. Кем я хочу быть? (ребенок не ограничивается профессией, были ответы и «хорошей женой и мамой»; «Человеком-пауком»; хорошим человеком).

  2. Что мне для этого нужно сделать?

  3. Что мне мешает?

Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений, дети отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего.

Реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, дети лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Недостаток открытых вопросов - трудности обработки данных.

Такие же анкеты, но в более расширенном варианте предлагаю детям каждый год на первом классном часе (1 сентября). С 5 по 9 класс – 5 анкет. Интересно наблюдать, как меняются цели, интересы и т. д. ребенка.

В конце 9-го класса каждому ученику прошлого выпуска вручила файл со всеми его анкетами, рисунками, работами.

Через несколько месяцев учебы в средней школе (5 класс, ноябрь-декабрь), провожу анкету «Моя школьная жизнь». Чтобы понять, насколько детям комфортно в среднем звене, насколько они освоились в своем новом качестве, чтобы вовремя услышать тревожные звоночки.

А мы знаем, чем меньше проблем у детей, тем меньше их у классного руководителя.

Это полузакрытый вариант вопросов - вопросы с вариантами ответов; в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "впишите свой вариант".

Еще через год более развернутое анкетирование «Будущее кажется мне…».

Если есть тревожные звоночки – разговор отдельно с ребенком, с глазу на глаз по конкретным темам.

Анкеты для родителей в начале 5-го класса и по необходимости.

Воспитание примером.1) Мы прежде всего воспитываем своим, личным примером, повседневной деятельностью, начиная с внешнего вида и заканчивая отношением к старшим, уважением к людям, ответственным отношением к своим обязанностям.

Грубо говоря, не хочешь, чтобы дети опаздывали - не опаздывай сам!

2) Мы приводим пример прекрасных, образцовых людей, которые рядом с нами – родители одноклассников:

- экскурсия на фабрику «Волжанка»;

- приглашение и беседа с папами 23 февраля.

3) Но для детей мы не всегда пример для подражания, есть сомнения в нашей успешности.

Тогда пример других людей, в частности, у меня в кабинете, в доступном для детского глаза месте лежат 11 правил Билла Гейтса для подростков.

Уи́льям Ге́нри Гейтс III (англ. William Henry Gates III; 28 октября 1955 (1955-10-28), Сиэтл[5], Вашингтон), более известный как Билл Гейтс (англ. Bill Gates)[6][7] — американский предприниматель и общественный деятель, филантроп, один из создателей (совместно с Полом Алленом) и бывший крупнейший акционер компании Microsoft.

До июня 2008 года являлся руководителем компании, после ухода с поста остался в должности её неисполнительного председателя совета директоров. Также является сопредседателем благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс, членом совета директоров Berkshire Hathaway, ген. директор Cascade investment.

В период с 1996 по 2007 год, с 2009 по 2016 год — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes. Его состояние в марте 2015 года по данным журнала Forbes оценивалось в 79,2 млрд долларов, увеличившись на 13,2 млрд долларов по отношению к сентябрю 2012 года.

Это 20 раз подряд сделало его самым богатым человеком в США и 16 раз первым во всём мире.

На май 2016 года состояние Билла Гейтса оценивалось в 76,4 млрд долларов[10].

Билл Гейтс является одним из рекордсменов по размеру средств, переданных на благотворительность: в период с 1994 по 2010 г. он вложил в Фонд Билла и Мелинды Гейтс более $28 млрд[11].

Гейтс учился в самой привилегированной школе Сиэтла «Лейксайд», где он смог развить свои навыки программирования на школьном мини-компьютере. В тринадцать лет Билл написал свою первую программу — игру «Крестики-нолики» на языке программирования BASIC.

(Приводятся примеры правил Билла Гейтса)


11 Правил Билла Гейтса для подростков

Одиннадцать советов школьникам, которые подростки, по его мнению, никогда не узнали бы в стенах школы. Он подчеркнул, что ежедневное обучение оптимизму и политкорректности формирует поколение далекое от реальности, а это неизбежно приводит к неудачам во взрослом мире.


Правило 1 - Жизнь несправедлива - привыкните к этому!

Правило 2 - Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно.

Правило 3 - Вы не будете получать $60 000 в год сразу после школы. Вы не станете вице-президентом компании со спутниковым телефоном в машине, прежде чем Вы заработаете на них.

Правило 4 - Вы считаете, что учитель слишком требователен? Подождите, то ли ещё будет, когда у вас появится начальник.

Правило 5 - Подавать гамбургеры не ниже вашего достоинства. Ваши дедушки и бабушки использовали другое слово для раздачи котлет - они называли это Возможностью.

Правило 6 - Если Вы сели в лужу, это не вина ваших родителей, не хнычьте, учитесь на ошибках

Правило 7 - До вашего рождения ваши родители не были такими занудами, как сейчас. Они стали ими, оплачивая ваши счета, стирая вашу одежду, и выслушивая ваши рассуждения о себе любимом. Поэтому прежде, чем начнете спасать мир от поколения своих родителей, вычистите сортир в собственной комнате.

Правило 8 -Ваша школа, может быть, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа. Это не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью.

Правило 9 - Жизнь не поделена на семестры. У вас не будет летних каникул и найдется немного работодателей, которые заинтересованы в том, чтобы вы НАШЛИ СЕБЯ. Ищите за свой счет!

Правило 10 -Телевидение - это НЕ реальная жизнь. В действительности людям обычно приходится ходить на работу, а не сидеть за столиком кафе.

Правило 11 - Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено, что вскоре вы будете работать на одного из них.


В заключение: стараюсь воспринимать детей не объектом учебного и воспитательного процессов, а со-трудниками и совместно трудиться.