СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час «Хочу – Могу – Надо»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие "Хочу -Могу-Надо" в форме деловой игры, целью которого является: Создание условий для осознанного выбора профессии. Подходит для детей в возрасте 12-16 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час «Хочу – Могу – Надо»»

Воспитательный час «Хочу – Могу – Надо»

Цель: Создание условий для осознанного выбора профессии.

Задачи:

1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;

2. Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

3. Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Форма проведения: деловая игра


«Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп


Оформление:

=крупными буквами написать сверху доски тему воспитательного часа, так, чтобы

справа осталось место для слов «- осознанный выбор профессии»;


Ход воспитательного часа

  1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

Воспитатель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начинается с перекрестка, от которого, расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессии. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. - Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Воспитатель: Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. И так:

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех слов. Все Эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.


  1. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.? (Эти продукты будут очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда.

Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными и востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки этих профессий. Для этого разделимся на группы.


Первая группа - будет составлять список «Самые модные профессии»

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны.

Четвертая группа - «Самые отважные профессии»

Воспитатель: Послушаем, что у вас получилось.


Примерные списки профессии:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк-подводник, лётчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.


Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как, я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живём.


3.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Воспитатель: Один ученый, написавший книгу по выбору профессии. Много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы:

  • Давят родители.

  • Идут за модой.

  • Ничего не знают о профессии, которую выбирали.

  • Выбирают «За компанию».

  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

  • Подражают героям кино и телесериалов.

Воспитатель: Вы перечислили распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

4. Мини-лекция «Формула профессии»


Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? (Площадь классной комнаты.)


А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Воспитатель дописывает после трех слов названия классного часа: «Осознанный выбор профессии»

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

Хочу - это все, что мне нравиться, к чему лежит душа;

Могу - это все, что мне по силам, по способностям;

Надо – это все, что для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).


Воспитатель: Кто из вас хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

5. Тестирование

Воспитатель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигура – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человека, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 3 мин.

(воспитанники рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели - ярко выражено стремление в лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый этап: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычайное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно. Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

7. Заключительное слово.

Воспитатель: Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбирали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».


8. Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель: Какие чувства остались после воспитательного часа?

Какие открытия вы для себя сделали?