ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» МЕЛИТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
«Природа – наш дом, в котором мы живем»
Природа – наш дом, в котором мы живем
Цель: повторить взаимосвязи в природе;
учить устанавливать причину и следствие;
обобщить экологические правила;
развивать умения наблюдать за природой, способствовать стремлению
охранять ее богатства;
воспитывать эстетические чувства и любовь к природе, бережное
отношение к ней.
Оборудование: презентация, ПК, проектор, аудио «Голоса птиц», иллюстрации с
изображением объектов живой природы, плакаты, сигнальные
карточки красного и зеленого цветов, раздаточный материал.
Ход мероприятия
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Учитель Ребята, прислушайтесь! Куда мы попали?
Ученик
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки –
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года.
Открыть для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ученик
Мы порой безбожно не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем, ни за что не в ответе.
Словно самую малость нам на этой планете
Жить и править осталось.
Учитель
Ребята, сегодня мы поговорим о природе, о бережном отношении к ней со стороны человека, а также о правилах поведения в природе.
Иногда мы слышим: «Человек – царь природы». Согласны ли вы с этим утверждением? (высказывания детей).
- Да, вы правы! Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Все это щедро дарит людям мать – природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного отношения к себе.
Давайте пофантазируем и проведем суд над отношением людей к природе. (Назначаются «Судья», «обвинители», «защитники»).
- За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше
Судья
Какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух стал чище? (Ответы учащихся)
- Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках? Отчего погибает рыба и другие животные в морях и океанах? (Ответы учащихся)
Прошу сделать вывод. Человеку нужна вода. Например, чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно 250 тонн воды.
Выступление обвинителя «Растения. Почва. Животные»
(Показывает Красную книгу)
Ребята, вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета? Почему же исчезают растения? В чем причина?
Ученица
Я ответила бы так: если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты.
Ученик
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом,
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Ученик
Он долго рос, он ждал весны.
И, наконец, расцвел! Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел. Сорвал цветок с лица земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту и так легко смести!
Ученица
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит;
Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.
И этот звон услышит лес и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.
Обвинитель
У нас в стране произростает 18 тысяч видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них: подснежник, тюльпан, ландыш, зверобой, пион. Без растений нет жизни многим насекомым.
Заключение судьи
Итак, выслушав обвинителей, мы установили и выносим решение – пусть люди исправят то, что еще можно исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.
Учитель
Сегодня мы совершим путешествие в мир природы и узнаем некоторые тайны. Но для этого нужно вести себя очень тихо и не шуметь. Смотрите, кто к нам пришел в гости? (Хозяйка леса). Она хочет проверить ваши знания о животных.
Хозяйка леса
Мы вместе с лесными животными, живущими в нашем теремке, приготовили для вас загадки.
1. До ушей зеленый рот, в камышах она живет.
И в болоте хохотушка громко квакает……
2. У этой птицы нет гнезда, но только это не беда.
И на деревьях, на опушке нам кто «ку-ку» поет?.....
3. На шесте дворец, во дворце певец…..
4. Длинноногий и рогатый, все его зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось, крупный и могучий…..
5. Он совсем слепой и черный, ползает в земле проворно,
В подземелье круглый год роет свои норы….
6. В шар свернулся под ногами на спине с тремя грибами.
Не споткнись – вдруг упадешь! Это же колючий ….
Учитель
Ребята, сейчас мы отправляемся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего еще не знает об этом мире. Сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля большая, чудесная, неизведанная.
- Что это? – спросила Бабочка.
И множество голосов ответило ей: «Земля».
- Ребята, а что такое Земля? (Ответы учащихся)
Вот она какая – Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был чист и свеж. Пахло цветами, травой, медом.
- Что это? – не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: «Воздух, воздух».
- Ребята, а что такое воздух? (Ответы учащихся).
В воздухе приятно было летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у Бабочки стали влажными крылышки.
- Что же это такое? – удивилась Бабочка.
Тихий журчащий голос прошептал: «Вода».
- Ребята, а что такое вода? (Ответы учащихся).
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую Бабочку, но та была очень огромная. Она присела на теплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на нее смотрят два большущих глаза.
- Что же это такое? – подумала Бабочка.
- Это человек.
Учитель
От человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода.
- Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?
Посмотрите на экологические знаки об охране окружающей среды. Давайте все вместе повторим эти правила поведения в природе. (Повторяют правила)
Игра «Экологический светофор»
Учитель
У нас на пути лесное царство, и помощником в нем будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе, зеленый свет зажигается тем, кто делает для ее обитателей добрые дела. (Дети играют с использованием изображений деятельности человека в природе. При помощи сигнальных карточек красного и зеленого цветов, определяют что для природы вредно, а что полезно).
Правила разведчиков природы
Дети (по очереди)
1. Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать –
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь:
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
3. Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг, тебе СПАСИБО!»
4. Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа, давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это, давайте же с природою дружить!
5. Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа, давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это, давайте же любить ее всегда!
6. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни.
Учитель
Ребята, надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и охранять природу. Научитесь ее слушать и слышать. Видеть ее красоты не только глазами, но и сердцем. Никогда не будете причинять ей зла, так как природа нас кормит, поит, одевает. Наше занятие хочу завершить такими словами Льва Николаевича Толстого: «Самая чистая радость – радость природы».
Ученик
Будь природе другом
Посмотри, дружище, красота какая!
Из лесу лисички вышли, в поле скачет заяц.
Птички то и дело смело ввысь взлетают,
На лугу красивом бабочки порхают,
Ослик на лужайке головой качает,
Трудятся букашки, нас не замечая.
Волки и медведи заняты делами,
Маленький котёнок играет резво с нами.
Журавли над полем пролетели клином…
Будь природе другом!
Будь природе сыном!