Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов
Доклад учителя русского языка и литературы
Крыловой С.В.
И воспитание, и образование не раз- делимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н.Толстой
Портрет выпускника основной школы
– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
– социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
– уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
- Ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций
- Употребление однозначных слов
- Отсутствие навыков логического анализа
- Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам .
- Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
.
Структура технологической карты
- 1 этап. Организационный момент.
- 2 этап. Мотивация к учебной деятельности.
- 3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- 4 этап. Выявление места и причины затруднения.
- 5 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
- 6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- 7 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».
- 8 этап «Включение в систему знаний и повторения
- 9 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)».
Организационный этап
Приём графической рефлексии: на листках успеха учащиеся выбирают картинку, соответствующую настроению
Хорошо
Безразлично
Тревожно
Этап мотивации
Прочитайте текст.
Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
И. Э.Грабарь
- Какие слова вам показались волшебными, необычными?
- Они-то и будут сегодня гостями нашего урока, мы познакомимся с новыми понятиями, но сначала повторим изученное.
Этап актуализации знаний
Послушайте внимательно отрывок из «Маленького фантастического романа» и ответьте на вопрос: «Что в нем необычного с точки зрения правописания?»
- Черной- черной ночью под желтой – желтой луной по маленькой речонке в утлой лодчонке плыл черт в шортах с парчовым ридикюлем и багажом. За ним тихо двигался челн. В нем лежал холщовый мешок с крыжовником и сидел мышонок. Было свежо. Причалили. Глухая чащоба. Тонкой ручонкой чопорный черт достал шомпол, провел на земле две черточки, бечевкой выложил кружок и развел костер. Пламя горячо трещало. Черт ожег руку и подул на нее. Ожог прошел.
«Разбор с препятствиями» Какими членами предложения являются выделенные слова 1. Руки он держит в карманах. 2. Этот человек- солдат войны 3. По городу идёт мальчик с новенькими коньками. 4. Они отсчитывают целебные капли простуженной зиме. 5. Жить - Родине служить.
Мини - исследование
- У каждого на столе лежит текст-описание. Познакомьтесь с ним.
- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
- Сделайте вывод об употреблении слов в переносном значении.
- А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Рефлексия
Карточка для этапа рефлексии
- Я понял(а) изученную тему ____________________________
- Я понял(а) то, как ___________________________________.
- Я умею приводить примеры __________________________.
- В самостоятельной работе у меня а) все получилось, б) допустил много ошибок, в) были недочеты.
- Я понял(а) / не понял(а) причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе.
- Я доволен (довольна) / недоволен (недовольна) своей работой на уроке.
- Я считаю, что сегодня лучше всех поработал (а) __________.
УУД на этапах урока
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты:
-самоопределение (Л);
Метапредметные результаты:
- анализ объектов с целью выделения признаков (П);
-планирование
Метапредметные результаты:
-самостоятельный анализ условия и пути достижения цели (Р);
сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
-самооценка и коррекция(Р);
-управление поведением партнёра (К);
-анализ объектов с целью выделения признаков(Р);
-контроль (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-аргументация мнений(К);
-оценка (Р).
-логическое мышление (Л).
-умение слушать партнёра (К
-оценивание партнёра по работе (К);
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты
- постановка и решение проблемы(П);
-аргументация своего мнения в коммуникации(К).
Метапредметные результаты
-планирование (Р);
-анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей(П)
-целеполагание (Р);
-прогнозирование (Р);
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты:
-действие по аналогии (П);
-постановка вопросов (К);
-сотрудничество в поиске и выборе информации.
-совершенствование операций анализа и классификации(П);
-умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
-оценивание усвояемого содержания(Л).
Темы сочинений
- Как часто люди делают добро? Стоит ли его делать?
- Большая душа никогда не бывает одинока. (Р.Роллан)
- Что делать, если ты обидел маму?
- Традиции моей семьи
- Как я выбираю друзей?
- Чего в другого мне любишь, того и сам не делай!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ