воспитательный Проект «Согрей теплом души своей»
Проект выполнила: Фомина Елена Николаевна
учитель начальных классов
«Согрей теплом души своей»
Пояснительная записка
В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой, детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет система отношений. Эти отношения определяют психологический климат семьи. В этом климате формируется у ребенка восприятие мира, людей, самого себя. Ведение хозяйства, проведение досуга, увлечения и традиции семьи – все это накладывает отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в областях общения, человеческих отношений. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге. Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. В последнее время наблюдается острый дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, кроме того достаточно часто происходит «перекладывание» ответственности за воспитание ребенка со стороны родителей на школу и, иногда, наоборот. К тому же, очень часто встречается и низкий уровень родительской культуры, нежелание прикладывать усилия к воспитанию детей.
Данный мини-проект воспитательной работы класса направлен на реализацию городского проекта «Компетентные родители». Реализация проекта опирается на Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, закон «Об образовании в Российской Федерации».
Цель проекта - построение продуктивного взаимодействия с родителями, как основа успешности образования младших школьников.
Задачи:
Разработать план мероприятий в соответствии с проектными линиями, в рамках муниципального проекта «Компетентные родители», направленных на сохранение духовно-нравственных традиций.
Повысить педагогическую культуру родителей через организацию родительских собраний, оnlain-консультаций
Создать сборник «Радость общения»
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, профилактику неверных действий по отношению к своему ребенку со стороны родителей.
Механизм реализации проекта:
Участники проекта | Механизмы реализации |
1. Классный руководитель, педагоги дополнительного образования. | Воспитательная программа класса Урок Воспитательные мероприятия. |
2. Родители. | |
3. Учащиеся. | |
Ресурсы реализации проекта
1. Методический | Доступ в Интернет Методическая литература, разработки. Библиотеки |
2. Дидактический | |
3. Кадровый | |
4. Материально-технический | Все необходимые канцелярские товары (бумага, грамоты…) Спонсоры (родители) |
План – карта действий по реализации проекта:
Проектная линия | Мероприятия | Сроки | Участники |
«Учим ценить дружбу» | Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» Спортивный праздник «Здоровье детей - счастье матерей» Консультация для родителей «Вместе весело шагать или учим детей дружить!» Игровое занятие «Учимся сотрудничать» Экскурсия в дом - музей купца Г.С.Клепикова (игровая программа) Спортивно - патриотический праздник «Есть такая профессия – Родину защищать!» | октябрь ноябрь ноябрь декабрь январь февраль | учащиеся учитель родители учащиеся учитель родители учащиеся учитель родители учащиеся родители учащиеся |
«Учим делать добро» | Участие в экологической ресурсосберегающей акции «Спаси дерево» Классный час на тему: «О доброте и милосердии» Консультация для родителей «Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка» Участие в городской акции «Спешите делать добро!» (подарок в детский дом) Участие в городской природоохранной акции «Ёлочка» Классный час на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Подготовка и защита проектов «Красная книга» Участие в экологической природоохранной акции «Кормушка» Участие в акции «Сладкое письмо солдату» Участие в акции «Белая ромашка» Урок по курсу «Социокультурные истоки» Участие в городской акции «Посылка ветерану» | октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь декабрь декабрь январь февраль март апрель апрель | родители учащиеся учащиеся учитель учитель родители родители учащиеся родители учащиеся учитель учащиеся родители учащиеся родители учащиеся родители учащиеся родители учащиеся учащиеся учитель протоиерей Григорий родители учащиеся |
«Учим учиться» | Консультация для родителей «Учим учиться» Участие в школьном конкурсе чтецов «У каждого в душе своя Россия» Участие в конференции творческих работ по теме «1917- 2017 гг. – уроки столетия» Мастер-класс по оформлению класса к празднику Мастер – класс по изготовлению поздравительной открытки Мастер – класс по приготовлению пиццы Участие в общероссийских олимпиадах | ноябрь ноябрь декабрь декабрь февраль февраль март Весь учебный год | учитель родители ученик учитель родитель ученик учитель родитель родитель учащиеся родитель учащиеся учащиеся родители учащиеся |
«Учим хранить семейные традиции» | Родительское собрание «Семейные традиции» Консультация для родителей «Семейные традиции – залог успешного воспитания» Фотоконкурс «Готовим ужин вместе» Фотоконкурс «Незабываемый выходной моей семьи» Выставка работ в классе «Семейное древо» Конкурс «Моя семья» | декабрь декабрь в течение года в течение года февраль в течение года | учитель родители учитель родители учащиеся родители учащиеся родители учащиеся родители учащиеся |
«Учим думать о будущем» | Конкурс рисунков «Профессия моих родителей» Экскурсия в Аэропорт «Сургут» Родительские презентации «Я работаю…» (о профессии) Выступления родителей на классных часах с рассказом о своей профессии | в течение года май февраль, апрель, май в течение года | учащиеся учащиеся родители учащиеся родители учащиеся родители |
«Учим раскрывать свои таланты» | Изучение родителями инфраструктуры города (учреждения доп. образования, кружки, секции) Сбор информации о внеурочной занятости учащихся Выпуск фотогазеты «А я умею…» (о талантах детей) Участие в конкурсе чтецов Участие в общешкольных концертах Консультация для родителей «Как определить таланты вашего ребёнка». «Как развить талант ребёнка». | сентябрь сентябрь в течение года февраль в течение года | родители родители учащиеся родители учащиеся учитель родители |
«Учим правильно отдыхать» | Новогодний утренник «Чудеса под Новый год" Чаепитие в доме-музее купца Г.С.Клепикова Мастер-класс по приготовлению пиццы в кафе Консультация для родителей «Семейный отдых: поездка на один день» Фотоконкурс «Незабываемый выходной моей семьи» | декабрь январь февраль март март в течение года | учащиеся родители, учащиеся родители учащиеся родители учитель родители родители учащиеся |
«Учим правилам безопасности» | Конкурс – игра «Знай правила движения, как таблицу умножения» Участие в муниципальном проекте по пропаганде светоотражающих элементов на верхней одежде учащихся «Стань заметней на дороге!» Изготовление фликера на муниципальный конкурс «Стань заметней на дороге!» Участие в муниципальном смотре – конкурсе «Стань заметней на дороге!» в номинации «Засветись ради безопасности!» | сентябрь в течение года декабрь март | учитель учащиеся учащиеся родители учащиеся родители учащиеся |
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
В современных условиях рассмотрения семьи и школы как равноправных участников образовательного процесса многие ученые и практики уделяют особое внимание при работе с семьей на аспект развития ее воспитательных возможностей, в частности на развитие родительской компетентности.
Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.
В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.
Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:
· дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями;
· анализ педагогического опыта (обсуждение содержания научно-популярных, методических пособий по проблемам семейной жизни и семейного воспитания);
· психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;
· индивидуальное консультирование родителей - индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, позволяющая разобраться в конкретной ситуации и найти оптимальное решение;
· тематическое консультирование - работа с семьями, дети которых переживают одну и ту же проблему;
· деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку;
· просвещение через интернет: создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.
Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением - изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.;
Предполагаемые результаты.
1.Вовлечение родителей в различные виды деятельности школы.
2.Установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания и развития личности ребёнка.
3.Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
4.Повышение воспитательной функции семьи.
5.Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
6.Сформированность положительного отношения к школе.
7.Соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании детей.