Сделать правильный выбор будущей профессии - это значит выбрать работу, которая будет нужна людям, обществу и будет доступной и посильной для тебя в будущем, которая принесет тебе удовлетворение и радость. Коротко формула «хорошего выбора» выражается тремя вопросами: «нужно», «хочу», «смогу».
Каждый ученик получает тест «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (Е.А.Климов) и работает с ним в течение пяти минут. На доске написан алгоритм работы.
Ученик, отвечая на вопросы, ставит «плюсы» или «минусы» в карточке ответов.
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
| 1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
| 2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
| За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
| 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
| 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
| 6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
| 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
| 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
| 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
| 10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
| 11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
| 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
| 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
| 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
| 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
| 16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
| 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
| 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
| 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
| 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
| Типы профессий | Номера вопросов |
| Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
| Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
| Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
| Человек - знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
| Человек - художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.
«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» – все технические профессии;
«человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Анализируя полученные данные, учащиеся выделяют столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые учащимися.
Учитель комментирует тест и рассаживает учащихся в группы, соответствующие их ответам. Далее предлагает обсудить в группе и ответить на следующие вопросы.
1. Кто может оказать большое влияние на ваш выбор профессии?
2. Что может повлиять на ваш выбор профессии?
3. Какими могут быть ошибки и затруднения при выборе профессии?
Каждая группа высказывает свою точку зрения на поставленный вопрос. Выслушиваются все точки зрения.
Подведение итогов. После проведения занятия проводится индивидуальная консультация с учащимися (по желанию), уточняются профессиональные планы учащихся, намечаются пути получения профессии, а также разбираются другие важные для подрастающего человека проблемы.