Воспитательское занятие по теме: «Охрана природы»
Задачи:
1. Образовательная: рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;
- показать «отрицательное» влияние человека на природу, повторить правила поведения в природе.
2. Коррекционная: развитие зрительного восприятия с помощью упражнения «Определи по контуру».
3. Воспитательная: развитие у школьников мотивации и стремления оберегать природу.
Словарь: охрана, Родина.
Оборудование: опорные схемы «Использование природы человеком»; запрещающие знаки
«Поведение в природе»; метафоры; бочонок с загадками.
Техническое оборудование: музыка; видео.
I. Ход занятия:
1. Организационный момент.
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5».
2. Упражнение на развитие зрительного восприятия.
(На доске рисунок с наложенными контурами: цветок, бабочка, снежинка).
- Определите, что нарисовано?
- Что лишнее?
- Почему?
II. Повторение.
1. Фронтальная беседа. (метафора)
Птице нужно небо,
Рыбе - вода,
Зверю - лес,
А человеку - Родина.
( М.М. Пришвин.)
- Что подразумевается под словом Родина?
- А, где ваша Родина?
2. Игра «Заморочки из бочки».
- Давайте, с вами изобразим на доске уголок природы. Но для этого нам нужно сыграть в игру. Вам нужно из бочки достать загадку и разгадать ее. Дальше нужно найти картинку с изображением отгадки, и прикрепить ее на доску, составляя общею картину природы.
Ответы: береза, ель, облака, солнце, река, грибы, дождь, сова, лиса, белка, медведь.
3. Самостоятельная работа «Живая и неживая природа».
- Ребята мы знаем, что всю природу можно поделить на две большие группы. Назовите эти группы.
Задание. Самостоятельно разделить и записать в тетради объекты живой и неживой природы, которые изображены на доске в ранее составленном нами уголке природы.
- А как вы отличили живое от неживого?
4. Физкультурная минутка. (гимнастика для глаз)
III. Изучение нового материала.
1. Связи в природе.
Слово учителя:
- Все объекты природы тесно связаны между собой. Например, в неживой природе (вода, воздух, тепло, почва, свет) - нужны и растениям, и животным и человеку.
Многие полезные ископаемые (каменный уголь, торф) образуются из остатков растений и животных.
-А, что человеку дает природа?
2. Работа с опорной схемой.
- Так может человек обойтись без природы?
3. Проблема охраны природы.
- Все мы хотим пить чистую воду, есть чистую пищу, дышать воздухом. Но с каждым годом это становится делать все труднее. Хозяйственная деятельность человека приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели животных и растений. Безграничное добывание полезных ископаемых, истощение почв. А это, прежде всего, вредит здоровью самого человека, так как человек сам пьет воду, дышит воздухом, использует в пищу растения и животных.
- Ребята, я думаю, что девизом сегодня мы возьмем слова одного русского писателя М.М. Пришвина:
«Любить природу - значит беречь ее!»
4. Физкультурная минутка.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой, который ближе всего к природе.
- Как вы думаете, кто это? (Лесовичек)
- А сейчас лесовичек приглашает нас к себе в лес.
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес
( посмотрите, вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает расу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садится.
- А теперь закройте глаза
(включается музыкальное сопровождение «Шум леса)
- Что вы чувствуете?
- Какое настроение?
- Открывайте глаза.
5. Правила поведения в лесу.
Лесовичек спрашивает: «Вы в лес с добром или злом пришли?»
Лесовичек принес правила поведения в природе давайте с вами повторим их.
Правила поведения в природе.
Не повреждай кору деревьев.
Не собирай березовый сок.
Не рви на лугу, в лесу цветов.
Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
Не сбивай грибы, даже съедобные.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй гнезда шмелей!
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не убивай змей даже ядовитых.
Не разоряй птичьих гнезд.
Не шуми в лесу, в парке.
Не выжигай весной сухую траву.
Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусора.
Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не повредить траву и почву.
6. Обсуждение стихотворение «Дикарь в лесу».
Однажды лесовичек обходил свои владения глядь, выскочила из дупла белочка, она ему рассказала такую историю.
Дикарь в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук,
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип,
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб,
И выругался громко.
Стал гнуть орешину — сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке той смотреть
На это было больно.
(Т. Ладонников)
- Почему мальчик не понравился белочке?
IV. Закрепление:
1. Работа с запрещающими знаками.
По всему лесу у лесовичка развешены запрещающие знаки. И он хочет проверить, как вы их понимаете.
Задание. Вычеркните те номера, с которыми вы не согласны.
V. Итоги. Анализ работы на занятии. Спасибо за внимание!