Дети и война
Подготовила и провела воспитатель Журавлёва Е.А.
04.03.2017г.
Цель:
Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
Расширить знания воспитанников о Великой Отечественной Войне.
Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Презентация. Кусочек черного хлеба, 0.5 литра воды.
Ход занятия
Презентация 1 слайд
Как- то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной Войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и уничтожении мирных граждан. А ведь можно выделить ещё одну категорию безвинно пострадавших – дети.
И мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
Презентация 2 слайд
Мы сегодня узнаем, как жили:
Дети в блокадном Ленинграде
Дети под оккупацией у немцев
Дети в концлагерях
Дети пионеры – герои
Дети в тылу
Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.
Презентация 3 слайд
Папа был рядом. Мама была рядом. Они играли на улицах. У них было весёлое детство. И они не знали, что их ждёт…
Война! 22 июня 1941 года.
Презентация 4 слайд
(звучит мелодия песни «Священная война»)
Презентация 5 слайд
Люди собрались вместе, слушают страшную новость о начале войны…
Фашисты наступали.
Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трёх лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14 – 16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.
Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.
Обычно, перед выселением какого – либо села, туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря, Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.
«ВАРВАРСТВО» автор МУСА ДЖАЛИЛЬ
Они с детьми погнали матерей и яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей, и хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами окинул обречённых….
Мутный дождь гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою, и тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки !...
На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.
Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5 -7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.
Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи – убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.
На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено. Что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7000 детей, частью сожжённых, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.
Рассказывает 10 – летняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестёр – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).
«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба. Но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.
Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на неё. Подойдя ближе. Было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол её мне в руку».
В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевших от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды - вот и весь их скудный рацион на день.(показать на примере).Медицинская помощь не оказывалась.
При кровавых расправах с заключёнными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.
Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.
Презентация 8 слайд и 9 слайд
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено было блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками жили в холодных домах. Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь, набирали воду под обстрелами. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
А детей увозили от войны в тыл. Чтобы они не попали в плен, не умерли от голода и обстрелов. Их старались спасти.
В осаждённом городе работали 30 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Презентация 10 слайд
Когда говорят о детях блокадного Ленинграда, обычно вспоминают Таню Савичеву, лист её дневника, известный сегодня всем. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища. Вы помните его: (посмотрите у девочки, ослабшей от голода , не осталось сил)
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.
Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.
Бабушка умерла 25 янв. 3ч. Дня 1942г.
Дядя Вася умер 13 апр. 2ч. Ночь 1942
Дядя Леша 10 мая в 4ч. Дня 1942
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня».
В 1942 году Таню Савичеву вывезли из Ленинграда в посёлок Шатки Горьковской области. Здесь её лечили, пытались возвратить к жизни. Однако блокада оказалась сильнее. Таня умерла 1 июля 1944 года. Были и другие маленькие девочки и мальчики, по разным причинам оставшиеся в осаждённом Ленинграде. Они разделяли судьбу Тани Савичевой.
Дети и война. Может быть, самая страшная, самая горькая её страница. Неокрепшие души, открытые ужасам войны. Неокрепшие руки, сжимающие автомат, Но война – народная, не обошла их стороной .
Презентация 11 слайд (видео о пионерах – героях)
Но дети помогали и своим трудом в тылу.
Презентация 12 слайд
Ушли на фронт родители Отчизну защищать,
А нам, детишкам маленьким, картошку убирать.
Девчоночья бригада пять – двенадцать лет,
Но выполняли честно мы родительский завет…
Вязали варежки, носки, на фронт их отсылали,
И тем победу над врагом коварным приближали.
Презентация 13 слайд
Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали всё возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки – рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, измождённые, они по 12 – 14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Полуголодные, полураздетые, хлеба и того не было досыта. Зимой учились, но долго учиться им не пришлось. Нужно было помогать матерям, кормить себя и младших братьев и сестёр, рано познали крестьянский труд. Умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. И это всё в 12 – 13 лет. «Всё для фронта. Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, помогали, чем могли.
За годы войны каждый пятый ребёнок останется сиротой. Уже в 1942 году было принято постановление об устройстве детей – сирот. Во время войны будет создано около четырёх миллионов детских домов.
Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужасами». Забыть страдание даже одного маленького человека – это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.
Вечная память погибшим.
Презентация 14 слайд
Минута молчания (звучит метроном)