ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Задубровской Елены Владимировны
(Ф.И.О. полностью)
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Матвеево - Курганской
средней общеобразовательной школы №1
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)
«Лучший классный руководитель»
п. Матвеев Курган
2015 год
Введение.
Я, Задубровская Елена Владимировна, работаю в МБОУ Матвеево-Курганской сош № 1 учителем начальных классов и являюсь классным руководителем 4 «В» класса. Имею высшее образование, первую квалификационную категорию, общий стаж педагогической работы 13 лет. В 2015 году стала победителем районного конкурса «Учитель года Дона – 2015». Награждена Почётной грамотой ООА Матвеево - Курганского района (пр. от 14.08.2014 г. № 306 и Благодарственным письмом МОПО РО (пр. от 20 августа 2015 г. №17-н).
Для меня воспитание детей это сложное и ответственное дело. Ведь от содержания, методики нашей работы во многом зависит, каким станет ребенок: добросовестным и честным работником, хорошим человеком, активным образцом за все лучшее или мелким, эгоистичным и даже откровенным носителем зла.
Изучив опыт великих педагогов, я для себя определила основные принципы воспитания школьников:
Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
Толерантности (вдумчивое отношение к людям);
Принцип индивидуализации воспитания;
Помни: вместе мы - сила;
Сделав, проанализируй.
На основании этих принципов считаю, что в воспитательном процессе важное значение имеют личностные и профессиональные качества самого классного руководителя. Поэтому в своей работе стараюсь всегда быть аккуратной, тактичной, требовательной, организованной, принципиальной, объективной, последовательной, постоянно работать над расширением кругозора и знаний, иметь неподдельный интерес к жизни и личности каждого ребёнка.
Позитивная динамика уровня воспитанности учащихся класса
(за последние 3года).
Уровень социальной зрелости ученического коллектива.
В 2012 году я набрала первый класс, не имея практически представления о детях, передо мной как классным руководителем встал вопрос: каким образом строить работу в данном коллективе? Нужно отметить, что ребята пришли из разных дошкольных учреждений, некоторые вообще не посещали их. Поэтому одной из главнейших задач я определила это создание классного коллектива.
Для того чтобы строить свою работу в правильном направлении я решила привлечь школьного педагога психолога. Совместно мы провели тестирование в начале 1 класса по «Методике оценки психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф. Фидлеру). Подсчитывая общий суммарный результат в баллах, мы выявили, что уровень групповой сплоченности коллектива критический. Учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – учителей. В результате мною были поставлены следующие задачи:
Реализацию задач осуществляла через следующие формы работы: классные часы, беседы, конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические и культурологические), КТД, встречи с интересными людьми…
Результаты не заставили себя ждать уже к концу первого класса наш коллектив достиг среднего уровня групповой сплоченности. Дальнейшую динамику можно увидеть из нижеприведенного графика.
Позитивная динамика социальной зрелости
ученического коллектива.
![]()
Динамика охвата детей дополнительным образование.
Система дополнительного образования детей, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, является важнейшей составляющей единого образовательного пространства.
За прошедшие годы многие учащиеся класса были задействованы в деятельности районных кружков и секций по интересам (Детский дом творчества, Детская школа искусств, Детская юношеская спортивная школа) .
Динамика охвата детей дополнительным образованием.
![]()
Динамика уровня гражданского, нравственного и культурного развития воспитанников.
Особое значение сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания школьников. Поэтому я как классный руководитель за основу взяла это направление. Я хочу воспитать порядочных, культурно духовных детей.
Работа по созданию целостной системы духовно – нравственного развития и гражданского становления личности была начата с анализа состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Я поставила для себя цель: определить уровень патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики я выбрала следующие методики:
• составление словаря понятийных слов;
• ранжирование;
• сочинения;
• тестирование;
• анкетирование;
• наблюдения;
• беседа.
Первым этапом была диагностика по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В.Григорьева, проведенная в начале 1 класса, показала следующий уровень сформированности отношения школьников:
к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству): высокий уровень – 30%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 32%;
к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность): высокий уровень – 58%, средний уровень – 37%, низкий уровень – 5%;
к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность): высокий уровень - 60%, средний уровень - 26%, низкий уровень - 14%.
Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества.
В результате диагностики мною была определена следующая цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели мне пришлось, и приходиться решать следующие задачи:
• утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
• формирование ведущих интегративных качеств личности;
• воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры области, сохранения традиции.
Всю работу по духовно - нравственному развитию, воспитания, социализации обучающихся, социального и гражданского становления личности ребенка я проводила в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.
Также хотелось бы отметить, что духовно-нравственное развитие и воспитание начинается в семье. В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выступили:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- индивидуальные и тематические консультации;
- тренинги;
- дни творчества детей и родителей;
- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей, родителей);
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
- дни открытых дверей;
- создание родительского актива.
Всё это и другое помогло добиться следующих результатов: высокого уровня сформированности духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающегося, социального и гражданского становления личности ребенка.
Учащиеся класса стали активными участниками конкурсов (международных, всероссийских, региональных, районных, школьных).
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, психолога школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Динамика уровня воспитанности ученического
коллектива за 2012-2015 учебные годы.
![]()
Отсутствие правонарушений, совершенных обучающимися, или позитивная тенденция к их сокращению.
Вся система воспитательной работы в коллективе способствовала выработке активной жизненной позиции и отсутствию правонарушений школьников, изменению атмосферы на уроках и во внеурочной деятельности, качественных показателей знаний учащихся.
За все 3 года обучения ни один из учащихся не был замечен в серьезных правонарушениях, не состоял на внутришкольном учете и на учете в КДН. Изредка возникающие недоразумения разрешались быстро и без осложнений.
Сегодня я с гордостью могу сказать, что мой 4 «В» класс - коллектив. 18 обучающихся (9 девочек и 9 мальчиков) – одна большая и дружная семья.
Уровень учебной мотивации, защищенность
и комфортность ребенка в классе.
На протяжении трех лет обучения для меня одной из важных задач является формирование у школьников положительной мотивации к обучению и получению необходимых знаний, умений и навыков.
Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся я предъявляла к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения. Комфортность обучения – одна из основ раскрытия творческого потенциала ребенка и его высокой успеваемости.
Высокий уровень учебной мотивации, защищенность и комфортность прослеживается на основе анализа успеваемости класса. На протяжении трёх лет успеваемость класса составляет 100%, качество знаний можно отследить, только за последние два года, т. к. первый класс не оценивается.
![]()
Удовлетворенность родителей воспитательной
системой класса (по итогам анкет, опросов).
Для продуктивной деятельности с родителями я выбрала стиль общения «совместное творчество». В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно - диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.
На собраниях я часто провожу анонимное анкетирование и, опросы с целью узнать наиболее правдиво мнение родителей о моей работе с детьми, с их согласием моих форм и методов работы, для дальнейшей корректировки своей работы и для достижения максимальных положительных результатов воспитания. Анкеты составляю так, чтобы родителям не приходилось ничего писать, обеспечивая полную анонимность. Анкеты дети кладут мне на стол только тогда, когда меня нет.
Выводы о степени удовлетворённости родителей качеством образовательных и воспитательных услуг по результатам исследования по методике изучения удовлетворенности родителей (модификация методики Е.Н.Степановой) представлены в таблице:
![]()
В конце 3 класса педагог - психолог школы провела анкетирование, с целью выяснить удовлетворенность родителей работой классного руководителя.
Классный руководитель помогает Вашему ребенку организовать учебный процесс:
![]()
Классный руководитель помогает поверить в свои силы:
![]()
Классный руководитель учит ответственности:
![]()
Классный руководитель учит держать свое слово:
![]()
Классный руководитель учит самостоятельно решать свои проблемы:
![]()
Классный руководитель учит правильно общаться со сверстниками (доброте, чуткости, справедливости и терпимости к другим):
![]()
Классный руководитель учит правильно общаться с взрослыми (хорошим манерам поведения):
![]()
Классный руководитель помогает ли Вам в обучении и развитии Вашего ребенка:
![]()
Анализируя ответы родителей, можно утверждать, что практически все они довольны работой классного руководителя и выбранной мною линией личностного развития детей.
Использование современных инновационных технологий воспитания и развития в деятельности классного руководителя.
Участие классного руководителя в опытно-экспериментальной и инновационной работе по проблемам воспитания.
В деятельности классного руководителя я опираюсь на опыт таких педагогов-новаторов, как В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Н. Е. Щурковой и т. д., а также использую современные воспитательные технологии:
технология информационного взаимодействия;
технология построения культурного пространства;
технология культурной коммуникации;
технология формирования эстетического вкуса и нравственной позиции, технология развития творческих способностей;
технология социального проектирования и рефлексивная технология, природосообразные технологии, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (М. Монтессори);
информационные технологии.
На основании приказа МО и ПО РО от 19.06.2012 г. № 566 «Об утверждении списка пилотных площадок по здоровьесбережению» наша школа является пилотной площадкой областного проекта «Наша здоровая школа».
Координацию деятельности пилотных площадок, а также осуществление научно-методической, экспертной, организационной поддержки проводит Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области, созданный на базе ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Поэтому моя первостепенная задача как классного руководителя – активно взаимодействовать в рамках данного Проекта для поддержания и укрепления здоровья наших детей.
В настоящее время моя работа идет по трем основным направлениям:
Пропаганда ЗОЖ.
Воспитание потребности в ЗОЖ, навыков гигиены, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Изучение основных аспектов здоровьесберегающей педагогики.
Для достижения этих задач я использую следующие формы работы:
Провожу в течение всего учебного года ряд мероприятий, посвященных сохранению здоровья.
Разработка и реализация авторских программ воспитательной и социокультурной направленности, программ внеурочной деятельности.
Мною разработана программа внеурочной деятельности “Азбука нравственного воспитания”, которая рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия на обучающихся, усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.
Объект воспитания: обучающиеся 1-4 классов.
Цель воспитания: формирование гармонически развитой личности.
Основным механизмом воспитания является система комплексных воспитательных воздействий на обучающихся.
Суть программы “Азбука нравственного воспитания” формирование представлений об истинных человеческих ценностях и толерантной модели поведения на основе психо - возрастных особенностей личности младшего школьника.
Основной функцией программы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач программы должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Педагогическая поддержка индивидуальности школьников, осуществление мониторинга их личностного развития.
Для меня, как классного руководителя очень важно создать такие условия для успешного развития учащихся, чтобы добиться оптимальных результатов обучения и воспитания. Думаю, что такое возможно только на основе педагогической поддержки каждого ученика, его индивидуальности.
В первую очередь я веду постоянный контроль за качеством образования, отслеживаю уровень обученности и воспитанности учащихся. В этом мне помогает мониторинг, в систему которого входит своевременная диагностика учащихся на протяжении всего учебного года.
Педагогический мониторинг класса провожу по следующим направлениям:
Рейтинг успеваемости. Он включает сравнительный рейтинг за предыдущие годы и результат за каждую четверть текущего года. Учащиеся могут наглядно видеть все изменения личных достижений, сравнивать свои результаты и сопоставлять их с результатами одноклассников, что вызывает соревновательный дух и стимулирует мотивацию к обучению.
Диагностика качества образования (качество обученности, уровень обученности). Наиболее объективной из действующих методик измерения, на мой взгляд, является показатель СОК – степень обученности класса (формула В. П. Смирнова).
Социопсихологический мониторинг здоровья обучающихся.
Диагностика развития обучающихся.
Посещаемость
Диагностика эффективности воспитательной системы.
Диагностические методики, используемые при изучении эффективности воспитательного процесса:
Тест Н.Е. Щурковой: «Размышляем о жизненном опыте» (для определения нравственной направленности личности);
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка);
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам);
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской);
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям;
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118);
Анкета - опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С.);
«Оценка личностных результатов учащихся».
Ф.И.О. | Проявляет чувство сопричастности с жизнью своего народа, Родины | Ценит семейные отношения, традиции своего народа. | Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. | Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей среде, стремится к сохранению живой природы. | Ориентируется в понимании причин успешности/ неуспешности в учёбе. |
Применение инновационных методов оценивания качества обучения и воспитания
(портфолио, компетентностный подход и т.д.).
Адекватный инструмент педагогического мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса - методика «Портфолио».
В нашем ученическом коллективе учащиеся ведут свои портфолио с 1 класса. На протяжении трёх лет дети отбирали творческие работы, контрольные работы, заполняли листы самооценки, самоконтроля, карты успеваемости по предметам, собирали грамоты, информацию о проектах, о дополнительном образовании, своей семье, писали свою автобиографию и резюме. Всё это мы оформляли в готовый комплект «Портфолио обучающегося начальной школы», которое состоит из книги (дневник достижений) и папки для сбора работ и результатов младшего школьника.
А ещё достижения моих учеников отражены на моём интернет – ресурсе http://zadybrovskay.jimdo.com/.
Система деятельности классного руководителя по национально-региональному воспитанию на основе культурно - исторических традиций Донского края.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения.
Поэтому свою работу я провожу, опираясь на внеурочную деятельность «Я - Патриот». Большим методическим подспорьем в этом направление является курс «Доноведение», разработанный Астапенко М.П. и Сухаревской Е. Ю. Он помогает моим учащимся, начиная с 1 класса, получать исторические сведения о народах, населявших территорию края, героических событиях, происходивших на донской земле, подвигах своих земляков. Дети знакомятся с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями; узнают много интересного о городах Ростовской области.
Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности классного руководителя.
Активная позиция классного руководителя в школе.
Свою деятельность классного руководителя осуществляю в тесной связи с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), социальным педагогом, психологом, с педагогами дополнительного образования. Имею интернет-ресурс: http://zadybrovskay.jimdo.com/, где отражена моя работа, как классного руководителя и учителя предметника. Принимаю активное участие в жизни школы, постоянно выступаю на ШМО, РМО учителей начальных классов и классных руководителей, на протяжении трёх лет являюсь организатором в школе всероссийских дистанционных конкурсов.
Трансляция педагогического опыта в мастерах – классах, школе молодого учителя и т. д.
Опыт моей работы обобщён по темам:
1. «Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка». Опыт обобщен и представлен в виде проведения мастер – класса 15.10.2014 г.
2. Разработка внеурочного занятия «Гигиена правильной осанки». Опыт обобщен в форме размещения материалов на сайте http://infourok.ru/.
3. Разработка внеурочного занятия «Движение – это жизнь». Опыт обобщен в форме размещения материалов на сайте http://infourok.ru/.
4. Разработка внеурочного занятия «Бесценный дар - зрение»». Опыт обобщен в форме размещения материалов на сайте http://infourok.ru/.
5. Разработка классного часа «Дружба начинается с улыбки». Опыт обобщен в форме размещения материалов на сайте http://infourok.ru/.
3.3. Наличие изданных методических материалов из опыта деятельности классного руководителя. Публикации в СМИ.
Зарегистрирована в сетевых сообществах, на которых выложены методические материалы из опыта работы классного руководителя:http://nsportal.ru/zadubrovskaya-elena-vladimirovna, http://infourok.ru/user/zadubrovskaya-elena-vladimirovna
Представление опыта на конференциях, методических семинарах регионального и федерального уровня.
Участие в работе творческих групп, деятельности методобъединений, в экспериментальной деятельности.
С 2012 года являюсь руководителем районного методического объединения учителей начальных классов. Поэтому постоянно являюсь активным участником районных и школьных творческих групп, методических объединений.
Формирование здорового образа жизни.
4.1. Динамика показателей здоровья воспитанников.
Выше я уже говорила о том, что наше ОУ является пилотной площадкой областного проекта «Наша здоровая школа». Поэтому в нашем классе и школе реализуется программа «Здоровье».
Основными направлениями реализации Программы являются:
- мониторинг состояния здоровья школьников;
- оптимизация образовательного процесса;
- развитие «Школы здоровья»;
- развитие системы физического оздоровления.
О результатах реализации программы свидетельствуют данные о группах здоровья ребят моего класса.
![]()
4.2. Охват детей спортивными секциями и
физкультурно-массовой работой.
Самым важным в работе по формированию здорового образа жизни, считаю то, что мои воспитанники все посещают различные кружки и спортивные секции. 10 человек из 18 систематически посещают различные спортивные секции.
![]()
4.3. Успехи класса в спортивной и физкультурно – массовой работе.
Учащиеся моего класса активно принимали участие в жизни класса и школы. Заметен рост их участия за последние 3 года.
Учебный год | Место | Мероприятие |
2012-2013 | 3 | Спартакиада. День здоровья. |
2013-2014 | 2 | Спартакиада. День здоровья. |
2014-2015 | 1 | Спартакиада. День здоровья. |
Создание в классе благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, гуманизации отношений в коллективе.
Есть много определений, что такое воспитание. Я для себя определила, что воспитание - это, прежде всего, ежедневное, ежечасное, ежеминутное взаимообогащение педагога и детей через общение. Именно в общении происходит развитие личности ребенка, и цель педагога создать для этого благоприятные психолого-педагогические условия. Умение общаться плодотворно, включает в себя очень актуальное сегодня понятие толерантности.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые я использую в своей работе, являются следующие:
поощрять активность, инициативу, креативность;
находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества.
Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Как классный руководитель я считаю, что дети должны принимать участие в школьном процессе, они стимулируют профессиональный рост учителя, становятся учащихся более организованными, собранными, самостоятельными, успешным, если учащиеся осознают цели коллектива как свои личные, приучаются к ответственности.
Взаимодействие школы с семьёй и другими социальными институтами в воспитании детей.
5.1. Привлечение родителей и общественных организаций к процессу социализации учащихся (по плану классного руководителя).
Еще одним структурным элементом воспитательного пространства нашей школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.
К внешним условиям я отношу сотрудничество с МОУ ДОД «ДШИ», МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», МУ «Краеведческий музей», МУ «РДК», МБУ ДО «ЦДТ», МБУ ДО ДЮСШ и т. д.
Родители нашего класса не остаются в стороне. Они принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий: оказывают помощь детям добрым советом и поддержкой, шьют костюмы, помогают в написании сочинений, репетициях, организовывают поездки. На многих этих мероприятиях родители присутствуют сами.
5.2. Функционирование системы педагогического
просвещения родителей.
Родители нашего класса считают, что большую роль играет семья в процессе воспитания детей. В моем классе 47% семей являются малообеспеченными, 2 неполных семей, где один из родителей умер, 3 многодетных семьи. В сложной финансовой ситуации родители трудятся допоздна, некоторые на нескольких работах и поэтому остается мало времени на самообразование. Частично решение этой проблемы я взяла на себя.
Основные цели в своей работе с родителями я определяю как:
- просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, повышать их педагогическую культуру;
- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.
Родительское собрание – это форма взаимодействия с родителями, на которой нами обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.
Выбор темы всегда соответствует целевыми ориентирами, особенностями нашего коллектива в зависимости от возрастных особенностей учащихся и находятся в логической связи с предыдущими собраниями. Цели, которые я ставлю на собраниях, нацелены на то, чтобы содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Родительские собрания нам необходимы:
для быстрого получения разнообразной информации о детях. Я тщательно продумываю и формулирую вопросы, на которые хочу получить ответы;
как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях я выясняю мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, тогами медицинских обследований и т. д. Я никогда не ругаю детей. Если есть не очень приятная информация, то сообщаю ее, готовя для родителей записки. Каждого ребенка я хвалю за любые их успехи. Важно, чтобы родители гордились своими детьми. Это способствует сглаживанию конфликтов и улучшает взаимопонимание между детьми и родителями;
как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. На такие собрания я стараюсь пригласить психолога, социального педагога. Есть ли такая необходимость, я узнаю из предварительного анкетирования родителей;
как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы, поездки);
как собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.
Эффективность таких собраний я вижу в реальном улучшении отношений между родителями и детьми, в отсутствии конфликтов между родителями, учителями и детьми. Любые разногласия разрешаются без ярких конфликтов.
В конце каждого учебного года я провожу анкетирование с целью изучить отношение родителей к школе.
5.3. Организация социально-значимой деятельности с участием родителей. Участие в социальных проектах и творческих делах.
Творческие отчеты - презентации по предметам, раскрывающие достижения учащихся;
Дни открытых дверей для родителей;
Совместное классное собрание - смотр знаний («Общественная презентация портфолио»- в конце учебного года);
Праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий семьями («Проекты «Моя родословная», «История нашего посёлка», «Традиции моей семьи», «Красная книга Ростовской области», «Мои любимые сказки», «Я помню, я горжусь!»);
Участие родителей в организации и подготовке выступлений к различным конкурсам;
Совместные классные собрания по итогам учебной четверти, тематические собрания-дискуссии по проблемам учебы («Трудности адаптации первоклассников», «Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка», «Перелистывая страницы учебного года»)
Представление результатов совместного труда, творчества родителей и детей, («Мир наших увлечений», выставки творческих семейных работ, презентации);
Проведение совместных дел (трудовые дела, помощь в оформлении и ремонте кабинета, походы, экскурсии);
Выполнение творческих семейных заданий при подготовке к мероприятиям (оформление наглядности, выступления, изготовление сценических костюмов).
Работа органов ученического и родительского самоуправления.
Для меня каждый ребенок не только ученик, которого следует обучать, но и товарищ, единомышленник, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе.
Я считаю, что смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Ученическое самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
У детей формируются такие качества, как:
творческая инициатива;
умение ставить цели и достигать их;
самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
ответственность за себя и за других.
Самоуправление в нашем классе представлено следующими 4 секторами: учебный, спортивный, творческий и трудовой.
Органы родительского самоуправления – родительский комитет класса.
ТРУДОВОЙ
СЕКТОР
В него входят родители, которых избирают на классном родительском собрании. Родительский комитет совместно с учителем готовит проведение классных мероприятий, организует работу по выполнению решений родительского комитета школы, привлекает родителей к ремонту класса, помогает организовывать праздники, походы, экскурсии. Проводятся заседания родительского комитета.
Отзывы родителей класса о характере отношений между обучающимися и педагогическими работниками.
Данные о воспитательной модели проверены и соответствуют действительности.
Директор
МБОУ Матвеево – Курганской сош № 1__________________Ю. Н. Горбачев
П. Матвеев Курган (подпись)
31.08.2015
М.П.