СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа класса "Город ХХI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка через культуру общения.

 

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

  • формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
  • формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа класса "Город ХХI века"»



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»



Воспитательная программа класса

на 2014-2018 учебный год


Составила:

Учитель начальных классов

Орлова Людмила Владимировна

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

МИНУТКА ОТДЫХА

БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ



ЗНАНИЕ-СИЛА

ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

ЗДОРОВО ЖИТЬ

СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ



МОЯ СЕМЬЯ

Я И МОЙ МИР

МИР



Воспитательная программа класса «Город ХХI века»

на 2014-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность воспитательной программы


       Мы живем в век  быстрого развития коммуникации и все большей мобильности.  В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки.  Потрясает количество детей, которые, совершив неблаговидный поступок из хулиганских побуждений не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Возрастает количество детей, пробующих сигареты, наркотики и алкоголь.  Поэтому  необходимо проводить регулярную работу по нравственному воспитанию учащихся, в форме бесед, а также в игровой форме объяснять нормы и правила поведения в обществе, устраивать игры и соревнования, направленные на повышение уровня нравственной культуры.

Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы школьного образования.  Данная программа не имеет узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Именно по-этому, приоритетным направлением данной программы является раздел «Я и мой мир»,который создаст фундамент развития в последующие возрастные периоды. 

Планируемые результаты

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

  1. Социальная мотивация.

  2. Уверенность в себе.

  3. Инициативность, самостоятельность.

  4. Навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Здоровье

  1. Ценностное отношение к сохранению здоровья.

  2. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий.

  3. Знание способов здоровьесбережения.

  4. Получение опыта здоровьесбережения.

  5. Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

  6. Соблюдение режима дня.

  7. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Познавательная деятельность

  1. Мотивация достижения успеха.

  2. Самостоятельно работающая личность.

  3. Учебно-познавательные интересы.

  4. Ответственность за результат обучения.

  5. Участие в конкурсах, олимпиадах.

Цели и задачи программы



Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка через культуру общения.



Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

  • формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

  • вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;

  • формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе.


Воспитательная работа в рамках программы включает:



Теоретические занятия:


Практические занятия:


Экскурсии:


  • беседы, рассказы, убеждения учителя,классные часы;

  • слушание;

  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;

  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).


  • игры;

  • ролевые игры;

  • рассказывание истории, сказок;

  • импровизированные сценки, спектакли;

  • дебаты;

  • мозговой штурм или мозговая атака;

  • изготовление газеты;

  • моделирование;

  • тренинги;

  • опросы, анкетирование.


  • посещение библиотек;

  • посещение д/к, театра,детского дворца творчества;

  • посещение развлекательных центров;

  • посещение музейных комплексов;

  • посещение парка.





НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ДОМ № 1 «Я и мой мир»

ДОМ № 2 «Будущее за нами»

ДОМ № 3 «Моя семья»

ДОМ № 4«Служу Отечеству»

ДОМ № 5 «Здорово жить»

ДОМ № 6 «Живая планета»

ДОМ № 7 «Знание-сила»

ДОМ № 8 «Минутка отдыха»

ДОМ № 1 «Я и мой мир»

(социально-психологическое направление)


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Основные понятия

Формы работы

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

- Изучение способности к общению каждого ученика вдетском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.

- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.

- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

-эмоции и чувства,

- рефлексия,

- эмпатия,

- сочувствие,

- сопереживание,

- умение управлять собой,

-лидерство,

- изолированность,

-одиночество.


- интерактивные игры;

- тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставление;

-праздники, конкурсы, ролевые игры







ДОМ № 2 «Будущее за нами»

(духовно-нравственное направление)


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Основные понятия

Формы работы

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.


- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

- Развитие совести как нравственного самосознания личности, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

- Принятие национальных духовных традиций.

- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.


- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.



- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Изучение нравственного наследия мира.

- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

- Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, поездки.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.




ДОМ № 3 «Моя семья»


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Основные понятия

Формы работы

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.


- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.


- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в семье,

- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.


- Тематические классные часы,беседы,ролевые игры.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.







ДОМ № 4«Служу Отечеству»

(правовое направление)


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Основные понятия

Формы работы

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.



- право,

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.


- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские  конференции по праву. 




ДОМ № 5 «Здорово жить»

(спортивно-оздоровительное направление)


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Основные понятия

Формы работы

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.



1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, поликлиникой с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.


- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.


-спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;

- походы выходного дня, дни здоровья;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.





ДОМ № 6 «Живая планета»

(экологическое направление)


Цель и задачи

Основные понятия

Формы работы

Цель:обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.

Задачи:

1.Дать системные знания об окружающем мире,научиться применять на практике полученные знания,формировать представления о краеведческой работе.

2.Развивать у эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.

3.Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру,воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.


- что такое экология,

- способы охраны природы,

- роль живой природы в жизни человека,

- многообразие природы,

- экологические катастрофы,

- влияние экологии на здоровье человека.

- представителей редких организмов, - правила поведения в природе,

- особенности природы родного края.

- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды.


- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.






ДОМ № 7 «Знание-сила»

(интелектуально-познавательное направление)


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Основные понятия

Формы работы

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.


1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.



- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного труда.


- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса;

- интеллектуальные бои;

-международные конкурсы-игры «Кенгуру», «ЧиП», «Русский медвежонок».












ДОМ № 8 «Минутка отдыха»

(художественно-эстетическое направление)


Цель и задачи

Деятельность классного руководителя

Формы работы

Цель:

создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности,развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи :

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий.

- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

-Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций.

- Представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

-Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях.

- Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.

-Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.


- празднование памятных дат в жизни учащихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок,

-театрализованные представления;

- презентации;

-литературные балы, конкурсы талантов;

- танцевальные вечера.








1 КЛАСС

МЕСЯЦ

Я и мой мир

Будущее за нами

Моя семья

Служу Отечеству

Здорово жить

Живая планета

Знание-сила

Минутка отдыха

Сентябрь

Тренинг

«Кто я такой?»

«Правила поведения в школе, в школьной раздевалке»

«Мое имя»

Презентация

«История моего

города »

Беседа-игра «Режим дня-основа жизни человека»

«Мир вокруг нас»


Викторина

«Мир сказок»

День летних осенних именинников.


Октябрь

«Мой мир». Диагностика личностных особенностей «Расскажи мне обо мне».

«Правила поведения в столовой, в школьном дворе»

«Мои родители»

Экскурсия «История моего

города ».

Практикум «Скуку,простуду,безделье меняем на бодрость,здоровье,веселье»

«Путешествие в осень»

Конкурс поделок«Осенние мотивы»

Праздник «Здравствуй ,осень золотая!»

Ноябрь

Тренинг

«Я – хороший»

«Добро и зло. Что это такое? Добрые и не добрые дела»

Родительское собрание.

Практическое занятие «История моей улицы».

Инсценировка «О Сидоре Пашке-ужасном замарашке»

«Лес – наше богатство»

Интерактивная игра «Пернатые друзья»

Игра-путешествие «Устное народное творчество»

Декабрь

Тренинг

«Я и мы. Круг гармонии»

«Ежели вы вежливы».

«Моя семья»

Выставка рисунков «Вот она, какая моя Родина большая».

Классный час «Здоровый образ жизни»

«Путешествие за капелькой воды»

Викторина -игра «Знатоки ПДД».

Праздник «Новогодний

Утренник»                         

Январь

Тренинг

« Уходи обида прочь…»

«Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете»

«У Фамильного Древа»

Кл.час

«Герб, флаг, гимн России».

Час развлечений на улице «Зимушка-зима»

«Удивительный мир животных»

Мини-проект «Загадки»

День зимних именинников.

Февраль

Тренинг

«Мы - оптимисты»

«Наш труд в классе»

Родительское собрание.

Беседа

«Славные сыны нашего Отечества»

Спортивный праздник «А ну-ка,мальчики»

«Наши пернатые друзья»

Интерактивная игра «Экологический калейдоскоп

Праздник «Масленица»

(ДТ «Наследие»)

Март

Тренинг

« Ты, да я, да мы с тобой»

«Культура внешнего вида»

«Традиции моей семьи»

Кл.час

«Обычаи и традиции русского народа».

Беседа «Уроки Мойдодыра»

«Красная книга родного края»

КВН«Созвездие»

«Праздник бабушек и мам»


Апрель

Социометрия в ходе ролевой игры «Путешествие на необитаемый остров»

«Как вести себя на улице и дома»

Родительское собрание.

Конкурс работ

«Красота русской природы»

Беседа «Умеем ли мы правильно питаться?»

«Сад на подоконнике»

1 апреля- День смеха.

Экскурсия «Музей игрушек».

Праздник

«День весенних именников»

Май

Час общения «Как чудесен этот мир, посмотри»

«Как приветствовать людей и знакомиться с ними»

Творческая работа «Герб моей семьи»

Праздник «День Победы»

Музыкально-спортивный праздник «Растем здоровыми»

Проект «Мы – друзья природы»

Игра-марафон«Как хорошо уметь считать»

Прощание с 1 классом «Стали мы на год взрослее!»









2 КЛАСС

МЕСЯЦ

Я и мой мир

Будущее за нами

Моя семья

Служу Отечеству

Здорово жить

Живая планета

Знание-сила

Минутка отдыха

Сентябрь

Диагностика «Где живет Гнев- Сердитка?»

«Этикет»


День здоровья«Мама, папа, я – здоровая семья!»

Оформление стенда «Наш славный край».

Беседа «Гигиена

школьника»

«Что такое экология»

Викторина «Жили-были песенки»

День летних и осенних именинников.


Октябрь

«Водопад наших чувств. Море согласия»

«Устное и письменное приглашение на день рождения»

Родительское собрание.

Классный час «Мы граждане России».

Мини-проект «Безопасный путь в школу»

«Организм и окружающая среда»

Конкурс- игра по языкознанию «Русский медвежонок»

Конкурс рисунков «Осенний листопад»

Ноябрь

«Что мне делать со своей агрессией?

Что мне делать с чужой агрессией?»

«Поведение в гостях. Как дарить подарки»


Конкурс рисунков «Моя мама».

«День народного единства – государственный праздник России».

Беседа «Как сохранить зрение»

Проект «Территория без опасности»

«Угроза исчезновения»

«Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие).

Экскурсия «Мир шоколадной фабрики»

Декабрь

«Я и мои колючки. Долина роз»

«Дружба каждому нужна,дружба верностью сильна»

Мастерская Деда Мороза «Конкурс на лучшую игрушку».

Викторина «Что мы знаем о народах России?»

Инсценировка сказки «Кулинарное путешествие по Простоквашино»

«Роль неживой природы в жизни живого»

«Путешествие эрудитов».

Праздник «Новогодняя сказка»

Январь

«Если добрый ты…»

«О доброте и бессердечие»

Классный час «Тепло родного очага».

«Праздники народов России».

Игра- соревнование «Взятие снежной крепости»

«Многообразие животных»

Конкурс фотографий «Милые зверушки»

Экскурсия «Мир русской деревни».


Февраль

«Гордость за свое имя и поступки»

«Об уважительном отношении к старшим»

Родительское собрание.

Классный час «Защита Родины – дело каждого».

Спортивный праздник «А ну-ка,мальчики»

«Многообразие растений»

Конкурс-игра по иатематике «Кенгуру»

Праздник «Широкая Масленица»

Март

«Сочувствие и доверие к людям. Эмоциональный словарь»

«О зависти»

Классный час «Что я чувствую, когда рядом нет родных»

Классный час «Масленица на Руси»

Спортивный праздник «А ну-ка,девочки»

«Охрана животных и растений»

«Счастливый случай» (игра по чтению).

Конкурс «Театр-экспромп».

27 марта - Международный день театра.

Апрель

«Мой внутренний мир»

«О  скромности. О тактичном и бестактном поведении»

Родительское собрание.

Выставка рисунков «Космос далёкий и близкий»

Классный час «Вредные привычки»

Проект «Мир похож на цветной луг»

Конкурс-игра по окружающему миру «ЧиП»

Школьная юморина «С улыбкой по жизни»

Май

Самоанализ«Шкатулка доброго волшебника»

«О доброте и жестосердии»

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

Вечер памяти, посвященный Дню Победы.

Проект «Кулинарные традиции моей семьи»

Проект «Мир похож на цветной луг»

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе.»

Музей «ВОВ»







.



3 КЛАСС

МЕСЯЦ

Я и мой мир

Будущее за нами

Моя семья

Служу Отечеству

Здорово жить

Живая планета

Знание-сила

Минутка отдыха

Сентябрь

«Росточек под солнцем»

«Этикет разговора»

Родительское собрание.

8 сентября – Международный день распространения грамотности

Поучительная сказка «А сам чуть не сгорел»

«Отношение человека к окружающему миру»

Мини-проект «Письменность на Руси»

Фотовыставка "Лучший момент лета"

Октябрь

«Маятник настроения»

«Обращение к разным людям»

10 октября - День пожилого человека. Конкурс рисунков «Портрет моей бабушки, моего дедушки».

Беседа «Учителями славится Россия»

Праздник «Цена ломтика»

«Экологические связи в живой природе»

Конкурс- игра по языкознанию «Русский медвежонок»

День летних и осенних именинников.


Ноябрь

«Я больше не боюсь. Приключения желтого Чемоданчика»

«Вежливый отказ, несогласие»

Всероссийский день матери «Легко ли быть матерью?»

17 ноября – Всемирный день толерантности. Беседа «Что такое толерантность?»


Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

«Воздух. Охрана воздуха»

Математическая игра –путешествие «ИКСпедиция к математическому полюсу»

Экскурсия «Музей-экспериментариум»

Декабрь

«Как стать уверенным в себе»

«Разговор по телефону»

«Путешествие в детство наших родителей»; (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников)

День Конституции

Классный час «Мои права и обязанности»

Игра «Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков»

«Почвы. Охрана почв»

Презентация «История Нового года».


Театрализованное занятие «История Нового года»

Январь

«Солнце в ладошке»

«О хороших и дурных привычках»

«Мои семейные реликвии»

«День снятия блокады города Ленинграда»

Конкурс рисунков «Зимние виды спорта»

«Вода. Охрана воды»

Конкурс чтецов «Зимушка-зима»

Экскурсия «Музей Конный двор».

Февраль

«Мои достоинства и недостатки»

«Лгать нельзя, но если...»

Родительское собрание.

Оформление выставки

«Герои нашего времени».

Спортивный праздник «А ну-ка,мальчики»


Экоурок «Хранители воды»

Конкурс-игра по иатематике «Кенгуру»

«День зимних именинников»

Март

«Афоризмы о самовоспитании»

«Всегда ли богатство счастье?»


Праздник «Международный женский день».

Классный час «Международный женский день»

Спортивный праздник «А ну-ка,девочки»

Игра-путешествие «Где найти витамины весной»

«Охрана животных»

Интеллектуальная игра «Путешествие по планетам знаний»

Праздник «Масленица»

Апрель

Практикум

«Как понять друг друга без слов»

«Спешите делать добро»

Родительское собрание.

Классный час. «Земля. Звёзды. Космос. День космонавтики».

Театрализованный классный час «Самые полезные продукты»

«Охрана растени»

Конкурс-игра по окружающему миру «ЧиП»

«День весенних именинников»

Май

Мини-проект «Наш успешный класс»


«Диалоги о хороших манерах, добре и зле»

«Мои предки в труде и в бою».

Праздник «Слава тебе, победитель солдат!»».

Круглый стол «Секреты поваренка»

«Способы охраны природы»

Интеллектуальная игра «По дороге знаний или учение с увлечением».

Творческая мастерская «Лаборатория науки и творчества»






4 КЛАСС

МЕСЯЦ

Я и мой мир

Будущее за нами

Моя семья

Служу Отечеству

Здорово жить

Живая планета

Знание-сила

Минутка отдыха

Сентябрь

«Принадлежность к группе»

«Традиции общения в русской семье. Домострой»

«Из истории семьи»

Конкурс рисунков «Моя Родина – Россия»

Игра «Учись быть здоровым»

Профилактическая беседа «У светофора нет каникул»

«Место человека в природе»

Фотоконкурс «Как я провёл летние каникулы»

День летних и осенних именинников.


Октябрь

«Социум и границы»

«О терпимости к ближним»

«Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»

«Что значит любить Родину?».

КВН «Здоровяк предупреждает»

«Здоровье человека и окружающая среда»

Конкурс рисунков «Мир науки глазами детей»

Посещение ДК Ю.А.Гагарина.

Ноябрь

«Групповая сплоченность»

«Эгоисты. Кто они?»

Родительское собрание.

«Искусство России»

Классный час «Поражение электрическим током и молнией»

«Влияние человека на окружающую среду»

Конкурс- игра по языкознанию «Русский медвежонок»

Ассорти – пирог «Весёлые конкурсы»


Декабрь

«Учимся сотрудничать»

Тренинг «Я жадный или нет?»

«Непреходящая жизненная ценность»

«Духовное наследие России».

Игра-путешествие «Кулинарные обычаи»

«Что такое экологическая катастрофа»

Игра «Умники и умницы»

( внеклассное мероприятие по русскому языку

28 декабря-День кино.

Январь

«Невербальная коммуникация»

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

«Ценности семейной жизни наших предков»

«Литературное наследие России».

Спортивное соревнование «Зимние забавы»

«Я – юный исследователь»

КВН «Мир профессий»

21 января-Всемирный день объятий.

Февраль

«Вербальная коммуникация»

«Совесть - основа нравственности»

Родительское собрание.

«Жители Сергиево-Посадского района в годы ВОВ».

Практикум «Если горит у соседей»

«Природные катаклизмы»

Конкурс-игра по иатематике «Кенгуру»

День зимних именинников.


Март

«Повышение самоуважения»

Классный час «Не стесняйтесь доброты своей»

«Семейные династии»

«Достижения русских учёных и изобретателей».

Музыкально-спортивный праздник «Волк и семеро козлят на валеологический лад»

«Красная книга России»

Конкурс сочинений на тему «Тайны далёких планет»

21 марта-Всемирный день Земли.

Апрель

«Разрешение конфликтов»

Беседа «Что сильнее кулак или слово?».

Родительское собрание.

26 апреля-День памяти погибших в

радиационных авариях и 
катастрофах.

Классный час. «Солнце, воздух и вода»

Беседа «Правила поведения на реках и водоемах»

Проект «Твой след на Земле»

Конкурс-игра по окружающему миру «ЧиП»

День весенних именинников.


Май

«Завершение тренинга. Итоги»


Беседа «И летом ты друзей своих не забывай!».

Проект«Пишем историю своей семьи»

«Дети на защите Отечества».

Проект «Здоровейка»

Проект «Твой след на Земле»

Викторина «Интеллектуальные заморочки»


Праздник «Выпускной начальной школы»




































Пресс-центр

Трудовой сектор


СТАРОСТА







Креативный сектор


Учебный сектор






Сектор здоровья

Спортивный сектор









Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество. Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.

Итак, самоуправление - непременный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

Сущность самоуправления, как правило, отражается в определении понятия. Поэтому обратимся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» (М., 2002) определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение стоящих задач. В.М.Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся- это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Истоки самоуправления в образовании восходят к 12-ому веку, к опыту университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Поиски его смысла и места в школьном сообществе продолжаются. В наши дни самоуправление совершенно обоснованно выходит на качественный этап своего развития. Самоуправление способствует развитию демократической культуры, гражданственности, ответственности, стимулирует к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования собственной личности.

Становление и развитие самоуправления непосредственно связано с динамикой развития детского коллектива. Создание сплоченного коллектива - задача непростая. Она означает организацию общественно полезной совместной деятельности членов коллектива, налаживание постоянного общения между ними, которое неизбежно приведет к развитию личностных отношений детей друг с другом, разовьет потребность в образовании.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

С 1-ого класса необходимо понять детям, что они не просто школьники, а коллектив, что у них есть теперь свои заповеди, правила, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу.

Задачи классного руководителя:

-научить выполнять поручения и держать ответ перед всеми за свою проделанную работу и работу своих одноклассников;

-способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;

-воспитывать чувство общности с коллективом, дух сотрудничества, толерантность, желание помочь друг другу;

-формировать такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, быть справедливым, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени, зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, жестоко обращается с животными;

-прививать любовь к чтению, к здоровому образу жизни;

-развивать любознательность.


Этапы развития коллектива

I Этап:

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

- предъявляет требования

- задает правила и нормы взаимоотношений

- прививает интерес детей к совместной деятельности

II Этап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса, когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

В классах создаются группы(секторы), в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе.














Структура самоуправления в классе



«Староста» - ответственный за учебу, первый помощник учителя на всех уроках; курирует организацию работы всех секторов самоуправления.

«Трудовой сектор»

«Учебный сектор»


«Спортивный сектор»


«Пресс-центр»

«Креативный сектор»

«Сектор здоровья»

1.Чистота в классе.

2.Уборка класса.

3.Контроль за дежурными.

4.Ведомость «Прилежный ученик».

1.Помощь товарищам.

2.Проверка ведения дневников.

3. Проверка состояния учебников и тетрадей.

4.Сообщения к урокам.

1.Проведение физминуток.

2. «Веселые старты».

3.Спортивные праздники и турниры.

1.Создание тематических презентаций.

2.Выпуск газет.

3.Ведение летописи класса.

4.Календарь нашей жизни.

1.Подготовка к праздникам.

2.Конкурсы и викторины.

3.Украшение класса и актового зала к праздникам.

1.Чистота в классе.

2.Личная гигиена каждого.

3.Сменная обувь.

4.Зарядка перед уроками.











Сопроводительная диагностика классного коллектива

Методика "Чудо – дерево"

Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Детям предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

Методика "Мишень активности"

     Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.

Отмечают, где бы хотелось находиться.

Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

Методика "Фотография"

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

Анкета для учащихся

Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?

У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?

Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?

Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?

Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?