СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программно-целевой  и комплексный подход к проблеме воспитания детей с ОВЗ отражен в данной разработке.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Особенности воспитательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Воспитательная программа является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составляется в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы. Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально – чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитать человека». (Д.С.Лихачев). Воспитательная программа направлена на разработку максимального использования компенсаторных возможностей каждого ребенка, создание деловой и социальной ориентации в образовательном и воспитательном процессах для успешной интеграции воспитанников в обществе. Коррекционная направленность воспитания предполагает учет индивидуально-типологических особенностей воспитанника; выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетается фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности воспитанника. Он учится жить по законам общества, бережно относится к окружающему миру, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании. В связи с выше изложенным определяем цель и задачи воспитательной программы.

Цель программы: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально – экономических условиях; помочь воспитанникам понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, прививать положительное отношение к окружающей действительности, сформировать устойчивую убеждённость в ответственности за своё здоровье, навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.

Задачи программы: укрепление физического и психического здоровья воспитанников; формирование социально – бытовых знаний, умений и навыков;, воспитание правовой культуры; развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры; формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся.

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словеснологическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна не дифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной не сформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

На основании выше поставленных задач выделяем приоритетные направления

воспитательной работы:

1. Личностное развитие.

Целевые ориентации: развитие механизмов эмоционально-волевого урегулирования; развития мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей.

Задачи:

-учить правильно излагать свои мысли в устной форме;

-учить понимать и объяснять, что происходит вокруг нас;

-учить определять своё отношение к происходящему.

Деятельность: мотивационная сфера; эмоционально-волевая сфера как основа развития регулирующей функции поведения.

Воспитанники должны знать и уметь: выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера героев; объяснять своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её прошлому и настоящему.

2. Охрана здоровья и основы безопасности жизнедеятельности.

Целевые ориентации: формирование санитарно – гигиенических навыков; развитие системы профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни; развитие элементарного физического совершенствования тела.

Задачи:

- сформировать представление о понятии «здоровье»;

- сформировать навыки самообслуживания;

- развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях;

- воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;

- развить основные двигательные качества: физическую выносливость, силу, быстроту, ловкость;

- мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации; ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

- владеть основами знаний о здоровом образе жизни;

- заботиться о своем здоровье.

Деятельность: система профилактических умений по охране здоровья.

Воспитанники должны знать и уметь: ежедневно выполнять утреннюю зарядку (под контролем взрослых); владеть навыками самообслуживания; сознательно выполнять процедуры закаливания; содержать в чистоте классы, спальни, рабочие места и т.д; принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.

3. Трудовое воспитание.

Целевые ориентации: отработка навыков трудового поведения; вооружения основными навыками самообслуживания; осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребностей трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; овладение основами экономической грамотности.

Задачи:

- сформировать навыки самообслуживания; продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены;

- научить правильному уходу за одеждой; научить производить мелкий ремонт одежды, обуви;

- научить ухаживать за жилищем; научить пользоваться бытовыми электроприборами;

- познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования;

- воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.

Деятельность: осмысление необходимости трудовой деятельности; профессиональная подготовка; общая ориентация в мире профессий.

Воспитанники должны знать и уметь: владеть элементарными навыками самообслуживания; знать и выполнять правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т.п.; участвовать в дежурстве по школе, по столовой; поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне; правильно ухаживать за одеждой; выполнять ремонт одежды; выполнять работы по обслуживающему труду; уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду; уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.

4. Основы гражданского самосознания..

Целевые ориентации: осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности; усвоение основ национальной культуры.

Задачи:

- сформировать представления о правах и обязанностях воспитанника школы-интерната;

-познакомить детей с историей, традициями русского народа;

- познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн );

- познакомить с историей родного края;

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;

- познакомить с Правилами для воспитанников школы-интерната.

Деятельность: права и обязанности; экономическое просвещение; национальное самосознание.

Воспитанники должны знать и уметь: права и обязанности воспитанника школы-интерната; основные исторические даты и события России; имена людей, прославивших Россию, родной край; традиционные праздники и обычаи русского народа

5. Творческое развитие.

Целевые ориентации: развития механизмов творческого восприятия мышления; развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.

Задачи:

- развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества;

- продолжать формировать эстетическое восприятие окружающего мира;

- развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;

- формировать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;

- развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

Воспитанники должны знать и уметь: знать различные инструменты, их возможности, умения владеть ими; уметь планировать свою работу; освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема; переносить свои впечатления и преставления в разные виды художественной деятельности: лепку, рисование, аппликацию, конструирование.