Воспитательная система школы: сущность, функции, структура, этапы развития.
Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…
В современных условиях больших изменений в политике, экономике, социальной жизни общества, коренным образом должна измениться школа, другим должен стать учитель-воспитатель.
Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.
Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:
цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;
среда системы, освоенная субъектом;
управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
(Такое внутреннее строение воспитательной системы предлагает академик Л.И. Новикова).
В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:
Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.
Формирование гражданского самосознания.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.
Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.
Для их решения используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.
Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Если система ориентирования на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества субъектов системы: детей, педагогов, родителей, то она является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требований, на воспитание послушания, а дисциплина – цель и главное воспитательное средство, то такая система – антигуманна. Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идет быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы, периоды стабильности, характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, отношениях, творчестве. Этого не надо боятся, необходимо это знать и анализировать причины, последствия явлений, происходящих в системе.
Мы поставили перед собой задачу: создать модель воспитательной системы МБОУ СОШ города Кузнецк – 8. Есть множество форм, методов и приемов этой работы, и выбирать следует те, которые наиболее соответствуют нашим конкретным условиям. Назову характерные этапы развития системы воспитания в школе.
1-й этап становления. Создается инициативная группа, осознающая потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, обладающая способностью к продуцированию, осуществлению новых педагогических идей, умеющая системно мыслить и действовать. Используя простейшие приемы и методы диагностики, инициаторы выявляют основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. На различных заседаниях, сборах, совещаниях педагогического, ученического и родительского коллективов обсуждаются проблемы, наиболее важные вопросы; предлагаются пути, способы обновления и совершенствования школьной жизни. Изучается теория и практика воспитательных систем, теоретические и методические основы проектирования образа выпускника учебного заведения. Серьезным образом изучаются и рассматриваются следующие вопросы:
сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;
теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы;
формирование модельных представлений о воспитательной системе (концепция воспитания);
взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;
совместная деятельность и общение как основные системообразующие и системоинтегрирующие факторы;
критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.
На следующей ступени становления воспитательной системы необходимо сформировать образ учебного заведения. Нужна специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся, родителей. Из чего она складывается? Так, например, школьники принимают участие в конкурсе фантастических и реальных проектов “Школа XXI века”, конкурсе сочинений “Школа, в которой я хотел бы учиться”, в КТД “Моя школа”. Педагоги и родители участвуют в конкурсе идей и проектов “Будущее нашей школы”, совещаниях-размышлениях о совершенствовании и обновлении школьной жизни. Взрослым и детям предлагается представить образ своей школы и попробовать его описать наиболее подходящим словом, строкой стихотворения или песни, схемой или рисунком. Все эти дела направлены на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.
Можно провести деловую игру. Ее участники: учителя, обучающиеся 7-11 классов и их родители. Дается четыре задания участникам, разбитым на 5-6 микрогрупп.
1-е задание: определите качества, которыми должен обладать выпускник школы.
2-е задание: назовите главные цели обновления и совершенствования жизнедеятельности учебного заведения.
3-е задание: сформулируйте основные правила (принципы) построения жизни в школе, которые помогут воспитать ученика, обладающего качествами образа выпускника.
4-е задание: предложите конкретные формы и способы совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника.
Происходит согласование и интеграция представления детей и взрослых о будущем своей школы, его воспитательной системе.
На основе анализа и обобщения полученных результатов творческая инициативная группа из представителей учителей, учащихся, родителей, администрации школы завершает проектирование образа выпускника учебного заведения и разрабатывает концептуальные положения о построении воспитательной системы.
Рекомендуется разрабатывать концептуальную модель со следующими разделами:
1. Исходное состояние воспитательной системы
основные параметры образовательного учреждения;
воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды;
достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.
2. Проектируемое состояние воспитательной системы
теоретико-методологические основы системы;
ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи, принципы построения воспитательной системы);
механизм функционирования системы (функции воспитательной системы, системообразующие виды деятельности, системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса; педтехнологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управления и самоуправления; внутренней и внешней связи; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение);
этапы построения системы;
критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Наряду с концепцией воспитательной системы разрабатывается программа ее построения, рассчитанная на 2-3 года (модель же воспитательной системы школы строится 1-1,5 года).
Программа может быть составлена по следующей форме
Задачи (направления, условия) реализации цели | Деятельность участников учебно-воспитательного процесса | Сроки выполнения | Результаты |
педагоги | учащиеся | родители | совместная деятельность | | промежуточные | окончательные |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Когда модель воспитательной системы и программа построения теоретически подготовлены, в школьном сообществе на всех уровнях: учащихся, педагогов и родителей происходит обсуждение и выявление степени соответствия документов коллективному замыслу, образу учебного заведения. Вносятся изменения и коррективы.
Но только внутришкольной экспертизы недостаточно, поэтому проводится и внешняя экспертиза работниками управления образованием, ПИРО. Оценивается социально-педагогическая значимость реализации модельных представлений, новизна замысла разработчиков, обоснованность концептуальных идей и действий по обновлению процесса обучения и воспитания обучающихся; соответствие проектируемых условий жизнедеятельности школьного сообщества психолого-педагогическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и т.д.
Управленческая экспертиза направлена на установление соответствия положений, подготовленных материалов Закону РФ “Об образовании”, другим законам, нормативно-правовым актам, кадровым и финансово-материальным возможностям учебного заведения. После получения положительной экспертной оценки концепция и программа деятельности по созданию воспитательной системы утверждаются на заседании педагогического совета школы, Совета школы.
2-й этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Окончательно утверждаются приоритетные направления деятельности, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологический отношений как в детской, так и во взрослой среде.
3-й этап завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает.
Школьный коллектив выступает как единое целое, сообщество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью и взаимной терпимостью, педагогами реализуется личностный подход. В управление системой включается все большее количество активных участников – детей, учителей, родителей.
Завершающий этап в развитии воспитательной системы не конец процесса системообразования. Чтобы в воспитательной системе не возникало торможения, чтобы предохранить ее от застойных явлений, стереотипов, чувства непогрешимости необходимо обновлять систему, использовать инновации, четко ориентировать ее на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, его самочувствие и личностный рост.
В идеологию системы с самого начала следует заложить идею свободы выбора, личного достоинства каждого субъекта системы. При моделировании воспитательной системы необходимо иметь видение всей жизнедеятельности учебного заведения.
Связь составляющих образа школы и компонентов воспитательной системы
Составляющие образа школы | Компоненты воспитательной системы учебного заведения |
1. Образ выпускника. | Индивидно-групповой Ценностно-ориентированный Диагностико-результативный Отношенческо-коммуникативный |
2. Образ жизнедеятельности школы, построения в ней деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. | Функционально-деятельностный Отношенческо-коммуникативный Диагностико-результативный |
3. Представление о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения. | Индивидно-групповой |
4. Представление о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой. | Отношенческо-коммуникативный |
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Воспитательная система школы – сложное психолого-социопедагогическое образование, саморегулируемое и управляемое. Это открытая система, постоянно развивающая. Она имеет сложную структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями.
Воспитательная система – программа совершенствования воспитания.
Литература
Степанов Е.Н. Формирование образа школы // Директор школы. – 2000. –№ 4.
Степанов Е.Н. Создание системы воспитания: формы, методы, приёмы // Директор школы. – 2000. – № 2.
Классный руководитель. – 2002. – № 3.
Классный руководитель. – 2002. – № 1.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – Ноосфера, М., 1999.
Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М., 1994.
Анализ психолого-педагогических подходов к определению воспитательной системы школы.
Раскрытие воспитательной системы школы основано на использовании системного подхода. Системный подход стал использоваться в отечественной педагогике во второй половине 70-х годов ХХ столетия в работах В.С. Ильина, Л.В. Загрековой, Ф.Ф. Королева, Н.В. Кузьминой и др.
Н.В. Кузьмина использует понятие «педагогическая система» и определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей». В состав педагогической системы, по ее мнению, кроме целей включаются еще ряд компонентов: конструктивный аспект, гностический аспект (педагоги), организационный аспект (учащиеся), коммуникативный аспект (средства педагогической коммуникации).
В концепции В.П. Беспалько педагогическая система определяется как «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами». В структуре педагогической системы В.П. Беспалько выделяет «следующую взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов: учащиеся; цели воспитания (общие и частные); содержание воспитания и образования; процессы образования и воспитания; учителя; организационные формы воспитательной работы».
Развитие системных идей привело к появлению синергетики как направления исследования открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений. Синергетический подход стал широко использоваться в 90-е годы при определении сущности педагогических систем (В.И. Аршинов, А.В. Гаврилин, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др.). Педагогическая система школы с учетом синергетического подхода имеет сложную структуру. Как считает Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др., компонентами педагогической системы с учетом синергетического подхода являются: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию концепции; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему; развитие системы .
В конце 90-х годов ХХ столетия в педагогике активно развивается научная школа, занимающаяся исследованием воспитательных систем образовательных учреждений (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, М.А. Сидоркин, А.В. Гаврилин, Е.Н. Степанов). Общая теория воспитательной системы была разработана представителями школы Л.И. Новиковой, которая определяет воспитательную систему школы как
«целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат».
Н.Л. Селиванова характеризует воспитательную систему школы как «важнейший фактор целенаправленного воспитания, результат творческой деятельности воспитателя - профессиональных педагогов и общественников. Воспитательная система - феномен реальной действительности.
Она включает те цели, ради которых создается; совместную деятельность воспитателей и воспитуемых, обеспечивающую реализацию этих целей; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенную ими среду; отношения, развивающиеся между ними; ценностные ориентации и нравственные стороны, определяющие духовное единство и характер их поведения».
Воспитательная система школы существует ради воспитания личности школьника и является гуманистической. Это - сложный социально- педагогический, психолого-педагогический комплекс, упорядоченный относительно своей важнейшей функции - воспитания и влияет на школьников не только через уроки, учителей, учебники, домашние задания (педагогический фактор), но и через включенность в окружающую среду, через ценностные отношения, которые складываются между детьми, классными руководителями, родителями; через психологический климат, традиции, объединяющие взрослых и детей в школе.
В этой связи, на наш взгляд, воспитательная система выступает как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать воспитанию личности учащихся. Общая способность содействовать воспитанию личности учащихся представляется как целое, складывающееся из отдельных (частных) способностей, таких как: способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов; способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовывать жизнедеятельность школьного сообщества детей и взрослых, в максимально благоприятной степени для самореализации и самоутверждения личности школьника, классного руководителя и родителей; способность интегрировать усилия по эффективности взаимодействия субъектов; способность создавать в образовательном учреждении и за его пределами воспитывающую, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную среду.
И .А. Колесникова и Е.Н. Барышников выделяют три взаимосвязанных компонента в составе воспитательной системы школы: ценностно-смысловое ядро, пространственно-временная структура и координационно-педагогический компонент.
Ценностно-смысловое ядро включает в себя следующие элементы: систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы; цели воспитания; принципы воспитания; содержание жизнедеятельности воспитательной системы; методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы. Раскрывая ценностно-смысловое ядро воспитательной системы подчеркнем, что ведущее место в нем отводится нравственному воспитанию. К целям нравственного воспитания в деятельности классного руководителя относятся:
-обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и воспитание нравственных чувств;
-вооружение школьников знаниями о морали, раскрытие ее сущности, формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
-системное накопление опыта нравственного поведения старшеклассников путем организации их практической деятельности;
организация нравственного самовоспитания детей.
Пространственно-временная структура состоит из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся, направленных на воспитание нравственных ценностей во всех видах деятельности (учебной, внеклассной, общественно-полезной). Воспитание нравственных ценностей в воспитательной системе школы оказывает влияние на взаимоотношения между школьниками в классе, школе, между классными руководителями и родителями учеников, влияют на повседневный стиль работы школы, традиции.
Координационно-педагогический компонент включает в себя совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно воспитательном процессе; воспитательные функции педагогического коллектива; систему повышения профессиональной компетентности педагогов; систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними; управление развитием воспитательной системы. Эти особенности воспитательной системы корректируются идеями, выдвинутыми в исследованиях Е.Н. Степанова. И выявлено, что в состав основных компонентов воспитательной системы включают следующие элементы:
Индивидуально - групповой компонент воспитательной системы
Администрация, учителя и сотрудники учреждения образования, классные руководители
Учащиеся Родители учащихся Другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения
Ценностно- ориентационный компонент
Ценности сообщества детей и взрослых Цели воспитанияПерспективы жизнедеятельности ученической общности Принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы образовательного учреждения
Функционально деятельностный компонент
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общенияОсновные функции воспитательной системы Управление и самоуправление воспитательной системой
Отношенческо -коммукативный компонент
Отношения в сообществе детей и взрослых Внутренние и внешние связи воспитательной системы
Диагностико -результативный компонент
Ведущее место среди компонентов воспитательной системы школы занимает классный руководитель, в следствии того, что он, отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в школе и классе, оказывается наиболее заинтересованным лицом в построении и функционировании эффективной воспитательной системы в своем классе. В «Положении о классном руководителе» функциональные обязанности классного руководителя определяются таким образом, чтобы педагог способствовал выполнению классом возложенных на него функций: образовательной, воспитательной, защитной, компенсирующей, интегрирующей, корректирующей и др.
Специфика функций и позиция классного руководителя обусловлены своеобразием воспитательной системы класса. Мы согласны с точкой зрения ученых И.А. Колесниковой и Е.Н. Барышникова, которые выделяют следующие ведущие роли классного руководителя: «проводник по стране знаний», «контролер», «нравственный наставник», «носитель культуры», «социальный педагог», «старший товарищ», «фасилитатор».
Рассмотрим функции воспитательной системы школы. Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова выделяют следующие функции:
-интеграции, которая приводит к соединению в одно целое ранее разрушенные, несогласованные воспитательные воздействия;
-регулирования, которая направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими;
-развития, она обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании;
-защиты, она обеспечивает защиту и безопасность ребенка, помогает в освоении навыков социальной самозащиты;
-коррекции, которая обеспечивает коррекцию влияний внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в этой системе и добровольно принятыми всеми членами данной общности;
-компенсации, она обеспечивает компенсацию того, что не получают дети в семье, других социальных сферах.
Е.Н. Барышников, развивая с учетом личностно-деятельного подхода идеи Л. И. Новиковой о функциях воспитательной системы, выделяет следующие функции: функция смыслообразования, определяющая смысл существования и деятельности в социокультурной среде образовательного учреждения субъектов воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей); функция коммуникации, определяющая характер отношений учителей, учащихся, родителей; функция актуализации человеческого качества учителей, учащихся, родителей; функция регулирования, направленная на взаимодействие внешней среды и субъектов воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей); функция разрешения противоречий, возникающих между субъектами воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей).
Для раскрытия воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей, важно раскрыть ее основные черты. Мы придерживаемся точки зрения Е.Н. Степанова, который выделяет следующие черты воспитательной системы школы.
Воспитательная система - социальная система. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, нравственные ценностные ориентации, действия, отношения. Воспитательная система - педагогическая система, включающая следующие задачи: формирование целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке; развитии креативных способностей ребенка; воспитание ценностных отношений к окружающей действительности и к самому себе; развитие у учащихся стремления к самопознанию, самоорганизации и самоутверждению; формирование в образовательном учреждении благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.
Воспитательная система - ценностно-ориентированная система, характеризующаяся следующими признаками: цели воспитательной системы являются значимыми для детей и взрослых; совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей строится на основе субъектного взаимодействия и нравственных ценностей. Педагогическая деятельность в ней направлена на обеспечение условий развития индивидуальности и субъективности личности ребенка;
взрослые и школьники испытывают чувство защищенности, комфортности жизнедеятельностью в учебном заведении. Вместе с тем, воспитательная система - это целостная система, состоящая из отдельных компонентов, взаимосвязь которых позволяет системе функционировать как единое целое. Следует подчеркнуть, что воспитательная система - открытая система. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. По мнению Е. Н. Степанова, воспитательная система - это система целенаправленная. Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Воспитательную систему следует рассматривать как сложную вероятностную систему.
Ее сложность обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем предсказать трудно, поэтому прогнозы носят вероятностный характер. Однако управление такими системами возможно, в следствии того, что в них «иррегулярность специфическим образом сочетается с устойчивостью системы в целом, ограничивающей в определенной степени изменчивость в характере отношений ее элементов».
Воспитательная система школы основана на саморазвитии и самовоспитании.
Как считает Е.В. Бондаревская, «саморазвитие - это способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.».
Современная воспитательная система школы является гуманистической системой. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин выделяют следующие признаки гуманистической воспитательной системы: наличие общих представлений о школе как целостном феномене, о ее качествах и свойствах, т.е. наличие собственной «малой концепции школы», отражающей ее настоящее и проектирующей будущее, концепции принятой педагогами и учащимися; здоровый образ жизни школьного коллектива; наличие радостных событий; наличие зон свободного развития отдельных классов, групп детей; наличие «говорящих стен», отражающих повседневную жизнь школы; разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции; чувство принадлежности к коллективу.
В своем развитии воспитательная система проходит несколько этапов.
На этапе становления, основным направлением которого является воспитание нравственных ценностей учащихся в школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Этот образ входит в сознание сначала активной части педагогов и школьников. Затем начинается вовлечение коллектива в определенные виды совместной деятельности, соответствующие идеальному образу, идет процесс вовлечения в деятельность и одновременно превращение в традиции, вырабатываются ценностные ориентации, установки. Господствующей тенденцией данного этапа является упорядочение.
На этапе стабильного развития субъекты управления приобретают опыт коллективной деятельности и переживаний, закрепляются традиции по воспитанию нравственных ценностей.
В коллективном сознании происходит сближение идеального и реального образов системы. Стандартизируются ситуации школьной жизни, постепенно угасают дезинтегрирующие тенденции.
На этапе кризисного развития системы усиливается поиск новых форм деятельности. Ощущается дефицит новизны, в меньшей степени дети увлекаются творческой деятельностью, нередко появляется состояние усталости у педагогов. Как следствие, на этом этапе появляются не только апатия и разочарование, но и потребность в обновлении основных сфер школьной жизни. Внешние проявления данного этапа весьма разнообразны. Суть их одна: наступают сбои в воспроизводстве традиционных ситуаций, а у какой-то части коллектива возникает недовольство состоянием основных видов деятельности.
Этап обновления и перестройки системы. После кризисного этапа возможны следующие варианты дальнейшего развития:
-кризис преодолевается путем видоизменения ведущей деятельности и восстановления системообразующих связей. Кризисный период сменяется новым этапом стабильного развития, который, в свою очередь, может сменяться кризисом, т.е. в развитии некоторых воспитательных систем можно наблюдать определенную цикличность развития;
-в результате кризиса на базе прежней воспитательной системы возникает новая, которая, хотя и включает некоторые ценности старой, тем не менее, основывается на ином типе системообразующих связей;
-распад системообразующих связей и смерть воспитательной системы.
Воспитательная система школы, будучи однажды «запущена» в воспитательный процесс, затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни ситуации, имеющие педагогическое содержание. Это особенно важно в практическом плане: классные руководители, создающие в своей школе, в своем классе с учетом мотивации и потребностей всех субъектов моделирования педагогические условия для воспитанников, освобождаются от необходимости контролировать педагогическую целесообразность огромного количества ситуаций, стихийно возникающих в школе, так как эффективно работающая система имеет многоуровневый характер, начиная от административного управления до управления в классном сообществе. Это позволяет в воспитательной системе выбрать ту благоприятную среду, которая может отвечать интересам всех участников воспитательного процесса.