Тельмановская гимназия
Сценарий
Музыкально – литературная композиция
«Хлеб – это жизнь»
Папаяни Яна Ивановна
Заместитель директора
Тельмановской гимназии
по воспитательной работе
2 квалификационная категория
Павлюк Оксана Михайловна
Учитель музыкального искусства
Высшая квалификационная категория
Тельманово 2015
Музыкально – литературная композиция
«Хлеб – это жизнь»
Слайд № 1
Цель: формировать уважительное отношение к хлебу,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
Задачи:
1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.
2. Продолжать знакомство с народными традициями.
3. Воспитывать патриотизм , бережливость ,уважение к труду.
Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев , выставка книг о хлебе.
«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
Слайд № 2
Ход мероприятия.
(Звучит песня , музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )
Вед.1.Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Слайд № 3
Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».
Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.
Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.
Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.
Вед. Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!
(Выступление учащихся начальной школы)
Слайд № 4,5
1ученик
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Слайд № 6,7
2 ученик
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Слайд № 8,9
3 ученик
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Слайд № 10
Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.
Слайд № 11
Сценка « Встреча гостей караваем»
(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)
Юноша:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Девушка:
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
наш гость и друг,
Принимай хлеб- соль из рук!
Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.
Слайд № 12
Посмотри на каравай!
И к столу всех зазывай.
Каравай наш золотой,
Будто солнце в небе.
Будем рады мы тебе
Ты вкуснее всех на свете.
Приготовили его вместе всем мы классом
И сегодня угощаем всех гостей мы наших
И пришел по вкусу вам
Золотой наш каравай.
Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.
Слайд № 13
Вот и хлебушек душистый,
Со вкусной коркой золотой,
Он и теплый и пушистый.
Словно солнышком налит
В нем здоровье, жизнь и сила
Сколько рук его растило
Собирало и пекло!
Много в это зернышко вложено труда
Так пусть же колосятся
Поля везде, всегда
И пусть войны не будет нигде и никогда!
Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.
Слайд № 14
Русский хлеб – это хлеборобов забота
Их честная и почетная работа.
Работают и день и ночь
Чтобы хлебу расти помочь.
Хлеб – плод тяжелого труда
Дети пусть помнят об этом всегда!
Сколько раз степной корабль по полю проходил,
И никогда ни одного колосочка не пропустил
Комбайнер за штурвал брался,
И в поле убирался.
С огромной любовью пекли его заботливые руки,
Чтоб не видали мы голодной муки,
И пришел каравай,
И ниву, и жар печи,
Теперь на стол подать спеши.
Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.
Слайд № 15
«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!
В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех.
«Каравай, каравай,
Кого любишь – выбирай!»
( Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).
Слайд № 16
Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»
муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.
Нету ничего приятней.
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки.
Слайд № 17
Ведущий:
На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Дети хором:
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!