СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие «Патриотизм и мужество: есть ли место подвигу в наше время?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Патриотизм и мужество: есть ли место подвигу в наше время?»

Форма проведения:

Метод открытой трибуны

Задачи

  • воспитание у молодежи патриотизма и неприятия милитаризма; систематизировать воспитательные мероприятия, связанные с проблемами развития духовности молодого поколения;

  • активизировать патриотическое воспитание, основанное на изучении истории своего государства;

  • стимулировать развитие планетарной осведомленности: ощущение в единстве жизни на Земле; уважении ко всем народам, их правам, интересам и ценностям;

  • сформировать понимание разнообразия систем государств, которые должны мирно сосуществовать, сотрудничать в условиях свободы, на основе моральных идеалов, стоящих во главе человеческого подвига во время военных действий в прошлом и настоящем;

  • научить рассматривать международные отношения, как возможность признания главным приоритетомправ человека, нации, народов; постоянном внимании к мировым проблемам;

  • формировать превентивноевосприятие опыта предыдущих поколений в построении совместнойдеятельности с окружающими людьми и в ходе общенияс ними.

Просмотр содержимого документа
«воспитательное мероприятие «Патриотизм и мужество: есть ли место подвигу в наше время?»»



Тема: «Патриотизм и мужество: есть ли место подвигу в наше время?»

Хитрич Файя Леонидовна - заместитель директора по УВР;

Шевченко Алла Николаевна - преподаватель.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Евпаторийский индустриальный техникум»;

г. Евпатория, Раздольненское шоссе, 13.

Номинация «Профессионалы своего дела»;

направление: сценарий внеклассного мероприятия.



Форма проведения:

Метод открытой трибуны

Задачи

  • воспитание у молодежи патриотизма и неприятия милитаризма; систематизировать воспитательные мероприятия, связанные с проблемами развития духовности молодого поколения;

  • активизировать патриотическое воспитание, основанное на изучении истории своего государства;

  • стимулировать развитие планетарной осведомленности: ощущение в единстве жизни на Земле; уважении ко всем народам, их правам, интересам и ценностям;

  • сформировать понимание разнообразия систем государств, которые должны мирно сосуществовать, сотрудничать в условиях свободы, на основе моральных идеалов, стоящих во главе человеческого подвига во время военных действий в прошлом и настоящем;

  • научить рассматривать международные отношения, как возможность признания главным приоритетом прав человека, нации, народов; постоянном внимании к мировым проблемам;

  • формировать превентивное восприятие опыта предыдущих поколений в построении совместной деятельности с окружающими людьми и в ходе общения с ними.

Оборудование:

- данные анкетирования ;

- ватман, цветные маркеры;

- передвижная выставка.


1.Орг. часть.

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники. Сегодня у нас проводится важное мероприятие.

Тема: «ПАТРИОТИЗМ И МУЖЕСТВО: ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ПОДВИГУ В НАШЕ ВРЕМЯ


Цели и задачи:

  • воспитание у молодежи патриотизма и неприятия милитаризма; систематизировать воспитательные мероприятия, связанные с проблемами развития духовности молодого поколения;

- активизировать патриотическое воспитание, основанное на изучении истории своего государства;

- стимулировать развитие уважения ко всем народам, их правам, интересам, ценностям;

- сформировать понимание необходимости мирного сосуществования разных государств и уважения человеческого подвига во время военных действий в прошлом и настоящем;

- рассмотреть права человека, нации, народов как главный приоритет международных отношений;

- формировать превентивное восприятие опыта предыдущих поколений в построении совместной деятельности и ходе общения с окружающими людьми.

Представление жюри.

Хочу представить многоуважаемое жюри и гостей нашего мероприятия.

2. Постановка проблемы

Ведущий 1.

Муса Джалиль.

Стихотворение «Палачу».

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у Родины моей.

Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага. Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

Ведущий 2.

Вопрос патриотизма, мужества и цены человеческой жизни - очень актуален во всем мире. А особенно остро он проявляется в экстремальных ситуациях, связанных с опасностью для жизни.

Именно поэтому проблемный вопрос звучит так:

ЧТО ЗНАЧИТ, БЫТЬ СЕГОДНЯ МУЖЕСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ПАТРИОТОМ В РОССИИ?

Вы помните, что на протяжении всего занятия мы работаем над раскрытием этого вопроса, а в конце - высказываем свои мысли, подводим итог.

3. Актуализация проблемы.

Ведущий 1.

Великая Отечественная война для новых поколений — не просто история. Это бесценное духовное достояние народа, которое не стареет, не утрачивает своего значения, не становится будничным и обыденным. Мужество солдат и маршалов способно затронуть самые сокровенные струны души, вдохновить человека на дерзание в труде и подвиг в бою. Одно из напоминаний о творцах Победы – сделанный вашими руками стенд « Они служили Родине», посвященный полководцам ВОВ.

В героической летописи борьбы советского народа и его армии с захватчиками заложены неисчерпаемые возможности воспитательного значения: формирования у советских людей социалистического патриотизма и интернационализма, бдительности и непримиримости к классовым врагам, выработки военного мужества. Вот почему не иссякает интерес к военной истории своего народа, воспоминаниям солдат минувшей войны, открытию новых, неизвестных страниц героического прошлого. Судите сами: военные мемуары советских военачальников, участников Великой Отечественной войны издаются давно и крупными тиражами. Этот огромный интерес объясняется в значительной мере стремлением понять «тайны» героического начала советских людей, истоки их патриотизма, мужества, той огромной духовной силы, которая была ими проявлена в 1941— 1945 годах.

Чем дольше мы живем, тем меньше очевидцев этой страшной войны. Поэтому так важно напоминать себе и другим о подвигах и мужестве, проявленных обычными людьми в необычных обстоятельствах. И тем значимее становится смысл проведения мероприятий, подобных сегодняшнему.

Ведущий 2 .

Вами проведена большая подготовительная работа. Давайте мы вспомним о ней и представимся:

- Меня зовут …, в подготовительной работе мне запомнилось мероприятие …

( В это время на экране – слайд-шоу «Подготовительная работа к мероприятию»)

Способность выполнить долг до конца — высшее проявление воинского мужества. Человек смертен, но, как правило, он всегда хочет, чтобы его жизнь была продолжительной. Но чтобы так было всегда и для других, порой обстоятельства требуют высшую плату — жизнь. И к ней, этой плате, были готовы ровесники сегодняшних воинов в те годы великой войны. Мужества им было не занимать. И чтобы не расплескать, не уронить это бесценное достояние, переданное нам эстафетой лет, важно шаги и дела свои мерить величиной их свершений. И может быть, еще строже.

Ведущий 1. Послушайте стихотворение Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как ни болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

4. Обсуждение результатов анкетирования

Ведущий 2. Предварительно мы выяснили вопросы, которые вас интересуют и требуют решения. Сегодня мы постараемся их рассмотреть. Вам предстоит высказать свое мнение, но перед этим мы озвучим мнение участников анкетирования. Я хочу услышать ваше отношение к проблеме.

Итоги анкетирования с последующим анализом и выступлениями желающих поспорить или поддержать мнения.

Вопросы для анкетирования

1. Как вы понимаете слово «мужество» ?

2. Кто такой патриот?

3. Нужен ли сегодня патриотизм ?

4. Считаете ли вы себя патриотом? Почему ?

5. Интересуетесь ли вы героическим прошлым России ?

6. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

7. Вы за или против службы в армии?

8. Приведите пример мужественного поведения.

9. Есть ли у вас пример для подражания? Кто?

10.Задается ли современный человек вопросами о смысле и ценности человеческой жизни?

5. Обсуждение проблемных вопросов

Ведущий 1.

Война... С этим словом у представителей старшего поколения ассоциируется Великая Отечественная. «До войны», «после войны»... Еще несколько десятилетий эти выражения звучали достаточно часто. Сегодня о той войне напоминают разве что монументы, ретроспективные показы советских фильмов да торжественное празднование Дня Победы.

Для воинов-афганцев война — это советская интервенция в Афганистан. Память о ней еще свежа, ведь самым младшим из афганцев сегодня чуть больше сорока. Поэтому мы поговорим и об этой странице в жизни украинцев.

Мужество и патриотизм люди проявляют и в мирной жизни, например, во время тушения пожаров, ликвидации последствий страшной аварии на ЧАЭС.

Вы - молодое поколение, надежда и опора России. Во время бесед, дискуссий, конференций и встреч вы и ваши товарищи определили несколько тем, которые вас интересуют. Давайте каждый выскажет свое мнение, и эти ответы помогут нам в решении проблемного вопроса

ЧТО ЗНАЧИТ, БЫТЬ СЕГОДНЯ МУЖЕСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ПАТРИОТОМ В РОССИИ?

Напоминаю, в этих стенах нет неправильных ответов. Мы говорим то, что чувствуем здесь и сейчас, что считаем ценными, значимыми для нас в данный момент.

Обсуждение вопросов методом открытой трибуны

( выступление 1 мин., обсуждение 3 мин.)

  1. Что заставляло людей проявлять мужество и героизм во время Великой Отечественной войны на фронте и в тылу?

  2. Как проявили бы себя современные молодые люди, окажись они в подобных ситуациях?

  3. Что вы знаете о подвигах во время войны? Как вы к этому относитесь?

  4. Воины-афганцы. Как сейчас воспринимается их подвиг?

  5. Как сейчас влияют минувшие войны на отношения людей из разных стран?

  6. Какова была цена человеческой жизни при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствий?

  7. Как участники неформальных молодежных движений понимают патриотизм?

  8. Есть ли место подвигу в наше время?

6. Подведение итогов.

Ведущий 1. Вернемся к нашему проблемному вопросу. Как Вы, будущее нашего государства, видите решение этой проблемы? Подведите свой личный итог разговора, чтобы запечатлеть его на «стене памяти». На это у вас есть одна минута… Озвучьте, пожалуйста.

(Ребята прикрепляют свои заметки к «стене памяти», обосновывая свой выбор.)

Спасибо всем, кто поделился с нами своими мыслями.

Учащийся.

Прошли года, пройдут века,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

Годы мчатся… Вчерашние дети,

Мы становимся старшим под стать.

И за все, что творится на свете,

Начинаем сейчас отвечать.

Нам завещано дело и дети,

И страна, что прошла сквозь бои.

И сегодня мы тоже в ответе

За надежду и счастье земли.

Путь истории – он нескончаем.

Тем путем мы не просто идем,

А идем, за него отвечая!

И, как старшие, не подведем!

Кто пал за родину свою,

Сейчас не мог не быть с живыми

В одном ряду, в одном бою. (Агашина.М.)

К теме подвига мы будем возвращаться еще не раз. Эта тема бездонна. Но мы постараемся поднять и найти решение еще многих вопросов.

Благодарим всех, кто принял участие в нашем мероприятии.


Литература.

1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / автор - составитель И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель,2010

2. Чудный В. С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1999.

3. Великая Отечественная война. 1941-1945. События. Люди. Документы.//Под. ред. О. А. Ржешевского. М.,1990.

4. Рожков С. А. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе. Пед. Вестн.2003.

5. Керпельман Е. Л. О патриотическом воспитании молодежи.

Воспитание школьников 2002.

6. Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.

7. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.

8. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./

9. Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983.

10.Битва за Волгу: Воспоминания участников Сталинградского сражения. Волгоград, 1962 г.
11. pedsovet.org›Медиатека›link_id,37463/Itemid,118



Приложения

Приложение № 1

Подготовительная работа

План мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

ответственный

примечание

1

Выставка цветочных композиций к Дню Победы.

апрель

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.


2

Анкетирование учащихся «Что ты думаешь о патриотизме?».

ноябрь

Воспитатель

Белая Г.Н.

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.

Преподаватель Шевченко А.Н.


3

Мини-сочинение «Чем для тебя определяется цена человеческой жизни?»

декабрь

Преподаватель Шевченко А.Н


4

Поисковая работа «Ветераны и дети войны, отзовитесь!»

в течение года

Воспитатель

Белая Г.Н.

Преподаватель Шевченко А.Н


5

Работа с материалами музея училища.

в теч. года

Зав. музеем Пыхтина Д.А.


6

Передвижная выставка «Они защищали и учили».

апрель

Зав. музеем Пыхтина Д.А.


7

Экспозиция «Они освобождали Крым».

март

Преподаватель Шевченко А.Н


8

Участие в городском конкурсе «Письмо герою»

Октябрь, май

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.


9

Военно-спортивные соревнования, посвященные Дню защитника Отечества

Февраль,

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.

Руководитель физвоспитания Захарчук Н.Л.

Преподаватель ОБЖ Власов В.В.


10

Соц.опрос «Типичные черты современного молодого поколения».

Апрель

Преподаватель Шевченко А.Н.


11

Конференция, посвященная освобождению Крыма

октябрь

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.


12

Участие в музыкальных конкурсах «Черные бушлаты» и др.

в течение года

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.


13

Участие в городских мероприятиях, посвященных Дню освобождения Евпатории

Апрель

Зам. директора по УВР Хитрич Ф.Л.


14

Экскурсия в музей училища. Ознакомление с историей.

В течение года

Зав. Музеем Пыхтина Д.А.


15

Экскурсия в воинскую часть

декабрь, февраль

Преподаватель Власов В.В.

Куратор Петренко Е.Д.


16

Встреча с ликвидаторами аварии на ЧАЭС «Цена человеческой жизни»

апрель

Зам. директора по УВР

Хитрич Ф.Л.


17

Беседа-лекция «Подвиги в годы Великой Отечественной войны и в наше время»»

январь

Преподаватель Шевченко А.Н.


18

Конкурс чтецов

апрель

Воспитатель Белая Г.Н.


19

Лекция «Вторая мировая. Уроки истории»

ноябрь

Преподаватель Шевченко А.Н.


20

Диспут «Каким должен быть настоящий мужчина»

декабрь

Воспитатель

Белая Г.Н.


Приложение № 2.

Лекция

«Подвиги в годы Великой Отечественной войны и в наше время»

Сегодня в живых осталось менее четверти тех, кто добывал нам великую Победу. Ведь даже тем, кто закончил войну девятнадцатилетним, сегодня уже за девяносто. Река времени не только отдаляет события той незабываемой майской поры 1945 года, но и уносит на своей стремнине в вечность ее творцов. Великая Отечественная война для новых поколений — не просто история. Это конкретное, бесценное духовное достояние советского народа, которое не стареет, не утрачивает своего значения, не становится будничным и обыденным. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души, вдохновить человека на дерзание в труде и подвиг в бою. Чем дольше мы живем, тем меньше людей старше нас. И с каждым годом больше тех, кто нас моложе. Для них события сорокалетней давности способны приблизить те, кто прошел через войну. В героической летописи борьбы советского народа и его армии с захватчиками заложены неисчерпаемые возможности воспитательного значения: формирования у советских людей социалистического патриотизма и интернационализма, бдительности и непримиримости к классовым врагам, выработки военного мужества.

Вот почему не иссякает интерес к военной истории своего народа, воспоминаниям солдат минувшей войны, открытию новых, неизвестных страниц героического прошлого. Судите сами: военные мемуары советских военачальников, участников Великой Отечественной войны издаются давно и крупными тиражами. Этот огромный интерес объясняется в значительной мере стремлением понять «тайны» героического начала советских людей, истоки их патриотизма, мужества, той огромной духовной силы, которая была ими проявлена в 1941— 1945 годах.

А. М. Василевский, один из блестящих советских полководцев минувшей войны, в своих мемуарах «Дело всей жизни» писал, что главный герой Великой Отечественной войны — советский рядовой боец и партизан, младший, средний и старший командный и политический состав славных Вооруженных Сил. «Я восхищаюсь стойкостью и мужеством советских воинов, — признавался он, — отвагой и героизмом, проявленными ими на полях сражений, их дисциплинированностью, умением переносить любые трудности, их неисчерпаемой верой в победу». Эта способность, умение «переносить любые трудности» с риском для жизни характеризует одно из самых замечательных качеств советского солдата — беспредельное мужество.

Сегодня можно сказать, что это качество не просто передано по наследству; воины нынешних армии и флота знают, как формировать мужество, как его совершенствовать. Наследники Победы знают, что лучшая арена выработки мужества — борьба с трудностями, жизненными препятствиями, невзгодами, грозной опасностью.

До сих пор наша печать нет-нет да и сообщает, что вновь найден склад боеприпасов, оставшийся со времен войны, или снаряд, бомба в непосредственной близости от жилого дома, завода, дороги. Грозные отголоски войны властно напоминают о минувшем. А люди — военные саперы, такие, как старший лейтенант Иван Грицан, сержант Владимир Томашев, ефрейтор Александр Самолазов, рядовой Василий Иванов и многие, многие другие, день за днем, час за часом изымают из шершавой кожи земли смертоносные «клады». Старшина 2-й статьи Ю. Медведев и старший матрос Н. Кольницкий в течение 4-х месяцев обезвреживали на дне Финского залива, возле острова Козлиный (недалеко от Кронштадта), огромный по объему боезапас времен Отечественной войны. Они извлекли со дна залива около тысячи тонн смертоносного груза, несущего множество смертей. Если вдуматься в их неприметную, неброскую внешне работу, нетрудно понять, что вся она соткана прочными нитями мужества. Прапорщик Владимир Савин, обезвредивший за послевоенные годы более десяти тысяч взрывоопасных предметов, столько же раз встречался лицом к лицу с неизвестностью, ощущал дыхание смертельного риска. Человеку без мужества здесь делать нечего. Но разве только саперам нужно мужество? Нет, конечно. В армейской и флотской жизни нет ни одной профессии или специальности, которая могла бы обойтись без тверди мужества. В нем, мужестве, выражена одна из самых привлекательных черт военного характера, которая хотя и строга, но одновременно и романтична, возвышенна. Можно, пожалуй, проявление этого замечательного качества в армейских и флотских буднях назвать поэзией мужества.

Мужество, как моральное качество личности, выражает способность человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, умение мобилизовать все свои силы для достижения поставленной цели, какой бы далекой или трудной она ни казалась. Знакомясь с наградными листами времен ушедшей в прошлое войны, нельзя найти ни одного, где бы не говорилось: «за проявленное мужество и отвагу», «действовал мужественно и смело», «при выполнении боевой задачи вел себя в высшей степени мужественно...». И это не случайно, так как мужество — синтезирующее волевое качество человека, проявляющееся в различной обстановке в форме смелости или стойкости, выдержки или самообладания. Мужество стало одним из важнейших слагаемых морального превосходства Советской Армии над фашистскими захватчиками. Без мужества нельзя представить себе героического поступка. В устах древнего мудреца Сенеки, как гласит предание, мужество означало «презрение страха». Человек, потерпевший неудачу и не опустивший рук, обладает большим мужеством. Рано или поздно успех, удача, победа придут к нему.

Мужество — это подлинные крылья подвига, на который способны лишь цельные, сильные люди.

Мужество в зависимости от конкретной обстановки проявляет себя различными гранями. Каковы они? В чем чаще всего обнаруживает себя мужество? Попробуем ответить на эти вопросы.

Грань первая. В мужестве обычно выражается способность человека к длительному, подчеркнем это слово — длительному, устойчивому проявлению самоотверженности и самообладания. Вспомним жизнь-подвиг Николая Островского или легендарный акт героизма Алексея Маресьева. Вспомните беспримерное мужество и героизм защитников Ленинграда в те жестокие 900 блокадных дней. Свершенные в разное время, в разной обстановке, они, эти подвиги, чрезвычайно близки по стоическому духу, ярко выраженной идейной, волевой готовности вынести долгие, неимоверные испытания во имя поставленной цели. Ведь иногда кратковременная, яркая отважная вспышка нравственных и волевых усилий бывает более доступной человеку, нежели испытания повседневностью будней, длительными тяготами, трудностями и лишениями. Еще Вольтер отмечал, что истинное мужество проверяется в долгих испытаниях. Чем труднее они, тем больше требуется мужества. Оно подобно невидимому оружию огромной нравственной силы, позволяющей мысли превратиться в дело, цели — в реальное свершение.

Грань вторая. Мужество, как морально-волевое качество, позволяет человеку концентрировать интеллектуальные, нравственные и физические силы в нужный, критический момент. Так, как это сделал в далеком теперь 1944 году старший сержант Иван Скуридин. В кульминацию боя, когда наступавшая рота была прижата к земле шквалом свинца из фашистского дзота» Скуридин сумел вплотную подползти к вражеской огневой точке. Однако брошенные им гранаты не вывели ее из строя. Пулемет продолжал сеять смерть. И в эту минуту старший сержант бросился вперед и закрыл собою амбразуру дзота. Мужество привело бесстрашного воина к самой вершине подвига. Его нельзя совершить «вдруг», «случайно». В числе слагаемых подвига обязательно должно быть мужество. Иван Скуридин, повторив подвиг Александра Матросова, не просто героическим способом разрешил противоречие между жизнью и смертью. Своим подвигом он еще раз доказал, что человек, у которого прочны устои мужества, всегда готов в экстремальной ситуации сделать правильный выбор. Чтобы убедиться в этом, мысленно проанализируйте героические свершения, известные вам из истории и дней сегодняшних.

Грань третья. Мужество нужно не только на поле боя. В жизни бывает немало ситуаций, когда надо обязательно, непременно отстоять верную точку зрения, выступить против несправедливости или честно признать свою ошибку. Случается, когда просто необходимо подвергнуть себя нелицеприятной критике, пойти против косных традиций, пережитков. Эта грань мужества выступает как принципиальность человека: верность жизненной позиции и своим убеждениям. Верность до конца. Утрата этой грани может вести к нравственному разоружению человека. Не случайно Гете однажды заметил, что «добро потеряешь — немного потеряешь; честь потеряешь — многое потеряешь; мужество потеряешь — все потеряешь». Даже потерпев поражение, но, не потеряв мужества, человек вправе считать себя морально непобежденным. Мужество духа — это непоколебимая верность большой идее, верность нашим принципам. В трудную минуту человек, желая вдохнуть мужество в других, прежде всего, должен найти его в себе.

Конечно, мужество не ограничивается лишь рассмотренными гранями, но эти являются наиболее характерными. Человек без устоев мужества не способен вынести удары судьбы, перешагнуть в критическую минуту через «не могу», подавить минутный приступ духовной слабости. Пожалуй, можно даже сказать, что отсутствие мужества является признаком моральной посредственности, в известном смысле, — нравственной неполноценности личности. Кто может положиться на такого человека в трудный час? Разве может он достичь высот самопожертвования во имя достижения цели? Кто может быть уверен, что человек без мужества вынесет бремя неудачи, временного неуспеха? Пожалуй, никто. Человек без мужества не может читать поэзию духа. Человеческая слабость — это низины бытия, откуда не видно вершин подвига.

Едва ли где есть такие богатейшие возможности, чтобы не только проверить наличие мужества у человека, но и сформировать его, как во время военной службы. А она как раз приходится на тот возраст (18—20 лет), когда особенно интенсивен процесс становления, развития, закрепления основных качеств человека. У людей, прошедших армейскую, флотскую школу, «военная косточка» мужества обычно сохраняется на всю жизнь. Не случайно XXVII съезд нашей партии так высоко оценил службу в армии: как школу выдержки и дисциплины, технических, профессиональных и политических знаний. Каждый день воинских будней требует умения преодолеть себя, преодолеть трудности учебы, постичь новое, неизведанное.

Марши, походы, стрельбы, вождение боевых машин, прыжки с парашютом, караульная служба и особенно боевое дежурство шлифуют грани мужества, воспитывают выдержку, самообладание, смелость, самоотверженность, настойчивость, выносливость. Без этих черт характер бывает дряблым, слабым.

Каждый может проверить себя на нравственную прочность, на наличие в своем моральном арсенале мужества. Для этого не надо ждать исключительных случаев, критических ситуаций. Обычно жизнь их создает повседневно. Трудности в овладении новой техникой, высокие физические нагрузки на учениях, изнуряющий зной или леденящий мороз в походе, напряженность боевого дежурства, долгий отрыв от родных и близких и множество других особенностей военной службы создают ту среду, где быстрее, чем где-либо, созревает мужество. Постоянная готовность к крутым поворотам в буднях армейской и флотской службы тоже требует немалого повседневного мужества. Ведь оно, если вдуматься, и есть постоянная готовность к грозным испытаниям. Стоит порой взглянуть на себя как бы со стороны: с точки зрения исполненного долга, обязанностей, обязательств. Малодушие — антипод мужества — всегда ищет лазейки, оправдания безволию, трусости объективными трудностями, случайностями, неожиданностями и т. д. Иногда бывает полезно спросить себя: как ты противостоишь сомнительным соблазнам, можешь ли бороться без нытья с трудностями, способен ли строго оценивать свои поступки? Самокритичность и требовательность к себе весьма ускоряют нравственный рост личности, делают мускулы мужества тверже.

Шли обычные полеты в Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков имени В. П. Чкалова. Курсант Валерий Романишин и инструктор старший лейтенант Геннадий Суворов были в воздухе. Все шло отлично. Романишин умело вел машину. И вдруг — стая птиц. Мгновение — и одна из них влетела в воздухозаборник двигателя истребителя. Грохот сломанной турбины — и сразу же звенящая тишина. Самолет резко пошел к земле. С СКП немедленно последовала команда: катапультируйтесь! Но внизу был город. Не сговариваясь, два молодых авиатора решили «перетянуть» безжизненный самолет через здания к пустырю. Земля стремительно приближалась. Но хладнокровие — визитная карточка мужества — не покинуло воинов. И когда до земли осталось лишь 150 метров, были включены катапульты. Мужество, помноженное на точный расчет, помогло. Если бы Романишин и Суворов катапультировались секундой-другой раньше — истребитель мог врезаться в дома на окраине Бутурлиновки. Ну а если бы тремя—пятью секундами позже — случилось бы непоправимое... С момента столкновения с птицей до падения самолета на пустырь прошло всего 18 секунд! Но как много они вместили! Испытание мужества было спрессовано в такие жесткие временные рамки, что только высокая волевая устойчивость, готовность к любым неожиданностям и настоящее мастерство позволили избежать трагического конца. Пружина мужества была сжата до предела, и разжалась она не в считанные минуты, а в секунды (!) — своевременно.

Следование велению долга — лучший маршрут формирования мужества. Обычно человек долга и есть человек мужественный. Это, может быть, звучит довольно обыденно, банально. Однако заметьте, что многие истины нам кажутся банальными потому, что мы без них обойтись не можем. Поэтому мы так часто ими и пользуемся. Они, эти истины, нужны человеку, ибо для него и окружающих представляют непреходящие духовные ценности.

Мужество опирается не только на волевые компоненты ума, но и на мастерство, профессиональную компетентность. Еще Суворов, замечательный русский полководец, отмечал, что «мужество всюду потребно, только будет тщетным оно, если не будет истекать из искусства». И в наши дни устои мужества воина всегда более прочны, если они идут рука об руку с воинским умением, острым мышлением, профессиональным мастерством. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский писал, что самое трудное — мужество повседневного, многолетнего труда. Человеку нужно найти себе идеал мужества и неотступно следовать ему. Мужество — нравственное богатство на всю жизнь. Это такое качество, которое, став чертой характера личности, обычно следует с нею всегда: в службе, быту, человеческих общениях, грозных испытаниях. А к ним военный человек должен быть готов всегда.

Вся наша история полна примеров массового мужества, которое воспитал в советских людях наш образ жизни, социалистическая действительность. И это мужество вместе с другими факторами помогло нам добыть победу в самой страшной войне. «Каким мужеством, какой самоотверженной любовью к Родине нужно обладать, чтобы с бутылкой, наполненной бензином, бросаться навстречу стальному чудовищу?! — писал И. X. Баграмян в своей книге «Так начиналась война». — Только в пламени революции, в смертельной борьбе против ее врагов, в героике социалистического строительства мог возникнуть такой чудесный...сплав...» Мужество стало в минувшей войне общей, коллективной чертой советских людей, его, мужество, проявляли все, но особенно молодые солдаты. Прославленный советский полководец Г. К. Жуков вспоминал: «Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко — подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они подымались! А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19—20 лет — лучший возраст для человека — все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь». Но этот огонь, выплескивавший смерть, был не в состоянии погасить мужество.

Можно было бы привести великое множество примеров мужественного поведения советских воинов на полях сражений Великой Отечественной войны. Тысячи и тысячи известных и безымянных героев отдали свои жизни во имя Отчизны, во имя Победы, обретя бессмертие в памяти народной. И потому не зарастают тропы к местам захоронений павших вооруженных защитников Родины, потому горит Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата возле Кремлевской стены и у многих сотен таких же воинских мемориалов в других городах нашей необъятной страны.

Способность выполнить долг до конца — высшее проявление воинского мужества. Человек смертен, но, как правило, он всегда хочет, чтобы его жизнь была продолжительной. Однако тот, кто обладает научным мировоззрением, понимает, что и смерть является неотъемлемым элементом жизни. Для него утрата тех атрибутов, которые делают его личностью (честь, свобода, счастье, общение с людьми, творческий труд, достоинство и др.), равносильна моральной смерти. В условиях экстремальных (война, критическая ситуация в повседневных буднях) смерть физическая является достойным ответом тому, кто может лишить его качеств личности. Тот, кто понимает, что такое истинная человеческая жизнь, может правильнее решить и вопрос отношения к смерти. Даже не обращаясь к абстрактным философским категориям, каждый человек в минуту решающего выбора обостренно чувствует, что жизнь многострунна и безмерна. Это детский смех и счастливая улыбка на лице матери, шепот дождевых капель и груз усталости на плечах, ожидания и надежды, подвижничество и борьба с подлостью... Но чтобы так было всегда и для других, порой обстоятельства требуют высшую плату — жизнь. И к ней, этой плате, были готовы ровесники сегодняшних воинов в те годы великой войны. Мужества им было не занимать. И чтобы не расплескать, не уронить это бесценное достояние, переданное нам эстафетой лет, важно шаги и дела свои мерить величиной их свершений. И может быть, еще строже.