Классный час
«Символы России»
Подготовил: воспитатель Цицилина М.П.
2016 г.
Цель:
1. дать ученикам начальное представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг», «знамя»;
2. рассказать о современной государственной символике, преемственности в ней; изготовить флажок – сувенир;
3. воспитывать чувства патриотизма.
Оборудование: изображение российского флага и герба, музыкальная запись гимна Российской федерации, слова текста гимна, цветные карандаши, клей, палочка («древко» для флажка).
Ход занятия:
Этап I. Организационный момент.
Воспитатель: - Послушайте стихотворение Сергея Васильева:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои поля и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – «Русь».
- О чем это стихотворение?
- Какие чувства переполняют душу поэта?
- Как вы понимаете пословицу «Нет в мире краше Родины нашей»?
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Сегодняшний классный час посвящен нашей Родине. Каждому из нас дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. Я приглашаю вас в Выставочный зал государственной символики.
- Какие символы нашей страны вам известны? (герб, гимн, флаг)
- Догадайтесь, о каком символе идет речь. Это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных или других официальных документах (герб).
Этап II. Герб, флаг, гимн России.
Воспитатель:
Герб – это отличительный знак, который есть у всякого государства. Посмотрите на герб России и скажите, очертания какого старинного вооружения он напоминает? (щит). В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом на верху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьем змея. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
Воспитатель: Кто же этот всадник, изображенный на гербе? (Святой Георгий Победоносец). Издавна на Руси почитали святого воина Георгия, названного Победоносцем. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.
Согласно легенде, некогда в одном из городов Палестины жила прекрасная царевна. Но в окрестностях города завелся змей, которому горожане должны отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил змея копьем, а его конь растоптал извивающее тело копытами. Царь – отец девушки – и его подданные воочию убедились силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьем черного змия – символа зла.
Воспитатель: На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы). Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. А почему крылья у орла подняты? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.)
Воспитатель: - А теперь о каком символе страны идет речь? Это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг).
- Рассмотрите следующий символ – флаг России. Какой он формы?
- Сколько на нем горизонтальных полос?
- Какого они цвета?
- Как иначе называется флаг? (Знамя). Знамя и флаг это слова, означающие одно и то же. Только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси называли знамя стяга.
Воспитатель: Знамена появились в незапамятные времена – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов войска.
Воспитатель: Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный). Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Все три цвета издавна использовалась в народных костюмах. Их белого, синего и красного полотна шились рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.
- Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников.)
Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!
- О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне.)
- Что же такое гимн? Об этом нам расскажет мой следующий помощник.
Воспитатель: Гимн – это торжественная песня или мелодия. Она исполняется в особых случаях – каких? Зачем это делают? Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: В дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парадов. Когда исполняется гимн люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.
Воспитатель: Послушайте музыкальную запись гимна России (дети стоя слушают гимн).
- Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.
Этап III. Изготовление сувенирного российского флажка.
- Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем классном часе каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20Х10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; «древко» (трубочка для коктейля).
План работы: 1. Раскрасьте полоски на российском флаге
2. Приклейте флажок к «древку».
Дети изготавливают флажки и встают, поднимая их вверх.
Этап IV. Итог.
Ученик читает стихи:
Над Россией солнце свети,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней…
- Вы, дети, - маленькие граждане большого государства. А каждый гражданин любит свою страну, уважает ее
законы, знает и чтит ее государственную символику.