Просмотр содержимого документа
«Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития»
Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития
Цель современной школы:
- Учить детей эффективно справляться с задачами настоящего дня, сочетая подготовку нового поколения к будущей взрослой жизни с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся.
Развитие воспитывающего потенциала школы предполагает:
- возобновление или создание привлекательного и достойного образа школы как оплота культуры и проводника социального опыта;
- школы, в которую детям хочется ходить;
- школы, где царит атмосфера достоинства, доверия и творчества.
Документальная база «Плана внеурочной деятельности»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Это методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Концепция
формулирует социальный заказ современной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Система социальных и педагогических понятий:
- Нация
- Национальное государство
- Национальное самосознание (идентичность)
- Формирование национальной идентичности
- Патриотизм
- Гражданское общество
- Многообразие культур и народов
- Межэтнический мир и согласие -единство в многообразии
- Социализация
- Развитие
- Воспитание
- Национальный воспитательный идеал
- Базовые национальные ценности
- Духовно-нравственное развитие личности
- Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России
Современный национальный воспитательный идеал:
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель образования:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи образования:
- В сфере личностного развития:
- В сфере общественных отношений:
- В сфере государственных отношений:
Базовые национальные ценности
Являются основным содержанием воспитания, хранятся в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаются от поколения к поколению.
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиции российской религии
- Природа
- человечество
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- Социальной востребованности воспитания.
Основания для разработки Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
- Конституция РФ;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года
- Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2015 года;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. №599 ;
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября № 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел «Образование», одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года.
Принципы реализации Программы:
- Гуманистической направленности воспитания;
- личной самоценности;
- культуросообразности;
- личностно-значимой деятельности;
- коллективного воспитания;
- концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности;
- социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями;
- природосообразности и природоспособности;
- целостности и системности;
- вариативности воспитательных систем;
- преемственности в воспитании;
- демократизма;
- толерантности;
- социальности.
Сроки и этапы реализации Программы:
- I этап – 2013-2015 годы;
- II этап – 2016-2018 годы;
- III этап – 2019-2020 годы.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся:
- Гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.