СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию ,развитию наглядно-образного мышления всё это способствует развитию творческих способностей детей.

Просмотр содержимого документа
««Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»»

Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Подготовила педагог-психолог ГБОУ Школы 1476 Содомова И.А .

Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Подготовила

педагог-психолог

ГБОУ Школы 1476 Содомова И.А .

Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению! Л. С. Выготский

Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению!

Л. С. Выготский

Основоположники идеи развития творческого потенциала детей   «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». Л. С. Выготский    «Творчество,   является  уделом всех,... оно является   нормальным и постоянным спутником детского развития».  Творческие  задатки у разных детей разные. В.В. Давыдов

Основоположники идеи развития творческого потенциала детей

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».

Л. С. Выготский

«Творчество,  

является 

уделом всех,... оно является

  нормальным и постоянным спутником детского развития». 

Творческие 

задатки у разных детей разные.

В.В. Давыдов

Что такое творчество? «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» Л. С. Выготский

Что такое творчество?

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

Л. С. Выготский

Творческие способности Творческие способности- это индивидуальные особенности качества человека. Которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности

Творческие способности- это индивидуальные особенности качества человека. Которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Главным направлением по развитию творческих способностей дошкольников является формирование мышления: Диалектичность Ассоциативность Системность

Главным направлением по развитию творческих способностей дошкольников является формирование

мышления:

Диалектичность

Ассоциативность

Системность

Ассоциативность Это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Ассоциативность

Это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Диалектичность Это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умения устранять эти противоречия, решать проблемы. Системность Способность видеть предметы или явления – как целостную систему.

Диалектичность

Это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умения устранять эти противоречия, решать проблемы.

Системность

Способность видеть предметы или явления – как целостную систему.

Виды творческих способностей Способность рисовать Дивергентное мышление Гибкость в мышлении и действиях Скорость мышления Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые Богатое воображение Восприятие неоднозначности вещей и явлений Развитая интуиция

Виды творческих способностей

  • Способность рисовать
  • Дивергентное мышление
  • Гибкость в мышлении и действиях
  • Скорость мышления
  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые
  • Богатое воображение
  • Восприятие неоднозначности вещей и явлений
  • Развитая интуиция

Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста Творческие задания, упражнения Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Создание креативного поля Этюды

Условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • Творческие задания, упражнения
  • Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
  • Создание креативного поля
  • Этюды
Вторым направлением в формировании творческих способностей дошкольников является- развитие восприятия

Вторым направлением в формировании творческих способностей дошкольников является- развитие восприятия

Особенности восприятия детей 3-4 лет Предметность восприятия Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон. Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Особенности восприятия детей 3-4 лет

  • Предметность восприятия
  • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
  • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Отсутствие четкости восприятия   Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты. Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.

Отсутствие четкости восприятия

  • Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.
  • Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.
Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников «Собираем капельки» Игра способствует: развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета); развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук. Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

  • Игра способствует:
  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.
  • Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.
«Посади зайчиков в вагон по цвету»

«Посади зайчиков в вагон по цвету»

«Спрятались под зонтики»   Игра развивает: умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма); восприятие формы и цвета. Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре. Создание игровой ситуации: «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?» Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики». «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий». Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

«Спрятались под зонтики»

  • Игра развивает:
  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.
  • Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.
  • Создание игровой ситуации:
  • «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  • Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  • «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики — под зеленый, треугольнички — под синий».
  • Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.
Восприятие детей в среднем дошкольном возрасте Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия: легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; знают и хорошо различают 7 основных цветов; имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный; знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки; разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Восприятие детей в среднем дошкольном возрасте

  • Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:
  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Восприятие детей в среднем дошкольном возрасте К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».

Восприятие детей в среднем дошкольном возрасте

  • К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».
Игры, развивающее восприятие детей среднего дошкольного возраста «Мешочек с секретами» Игра способствует развитию: умения узнавать предметы по их основным признакам; на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета. Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов. Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

Игры, развивающее восприятие детей среднего дошкольного возраста

«Мешочек с секретами»

  • Игра способствует развитию:
  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.
  • Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.
  • Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

Игры, развивающее восприятие детей среднего дошкольного возраста «Угадай по запаху» Задачи игры: развитие обоняния как формы восприятия; закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху). Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом. Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Игры, развивающее восприятие детей среднего дошкольного возраста

«Угадай по запаху»

  • Задачи игры:
  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).
  • Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.
  • Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.
ВАЖНО !!!! Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

ВАЖНО !!!!

  • Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.
Возрастные особенности восприятия старших дошкольников Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  • Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  • Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
Возрастные особенности восприятия старших дошкольников Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  • Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз — «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».
ВАЖНО!!! Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха .  С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

ВАЖНО!!!

  • Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха .  С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.
Игры, развивающее восприятие старших дошкольников «Назови предметы» Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают. Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.

Игры, развивающее восприятие старших дошкольников

«Назови предметы»

  • Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.
  • Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.
  «Назови предметы»

«Назови предметы»

Игры, развивающее восприятие старших дошкольников «Что забыл нарисовать художник?» Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее.

Игры, развивающее восприятие старших дошкольников

«Что забыл нарисовать художник?»

  • Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали.
  • Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее.
«Что забыл нарисовать художник?»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Дорисуй!»

«Дорисуй!»

«На что это похоже?»

«На что это похоже?»

Основные развивающие задачи периода дошкольного детства   Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности. Развитие восприятия формы и цвета предметов. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Основные развивающие задачи периода дошкольного детства

  • Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  • Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  • Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  • Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  • Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.