СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстание на ЧФ в ноябре 1905 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

О восстании на Чф во главе с крейсером "Очаков". П. П. Шмидт.

Просмотр содержимого документа
«Восстание на ЧФ в ноябре 1905 года»

Урок для 9 кл. Учитель Наталевич О. В. Восстание на ЧФ. П.П.Шмидт

Урок для 9 кл. Учитель Наталевич О. В.

Восстание на ЧФ. П.П.Шмидт

Повторение: Охарактеризуйте обстановку в Севастополе зимой - весной 1905г. Перечислите причины восстания на броненосце «Потёмкин». Кто возглавил восстание? Проследите ход восстания. Оцените результаты восстания. Что такое Булыгинская дума? Охарактеризуйте события октября 1905г в России. Назовите основные положения Манифеста 17 октября. К каким политическим последствиям привёл Манифест? Почему?  Репин 17 октября 1905 года

Повторение:

  • Охарактеризуйте обстановку в Севастополе зимой - весной 1905г.
  • Перечислите причины восстания на броненосце «Потёмкин».
  • Кто возглавил восстание?
  • Проследите ход восстания.
  • Оцените результаты восстания.
  • Что такое Булыгинская дума?
  • Охарактеризуйте события октября 1905г в России.
  • Назовите основные положения Манифеста 17 октября.
  • К каким политическим последствиям привёл Манифест? Почему?

Репин 17 октября

1905 года

План урока: П.П. Шмидт – реалист или мечтатель? Ход восстания на крейсере «Очаков». Вооруженное восстание в Севастополе. Результаты восстания. Сформулируйте свои вопросы к уроку.

План урока:

  • П.П. Шмидт – реалист или мечтатель?
  • Ход восстания на крейсере «Очаков».
  • Вооруженное восстание в Севастополе.
  • Результаты восстания.
  • Сформулируйте свои вопросы к уроку.
Севастополь в октябре 1905г Прочитайте п.1 стр.27 – 34. Как реагировала общественность Севастополя на Манифест 17 октября? Какие требования выдвигались 18 – 20 октября? Кто такой П. П. Шмидт? Почему он был арестован? Митинг 18 октября 1905 г.

Севастополь в октябре 1905г

  • Прочитайте п.1 стр.27 – 34.
  • Как реагировала общественность Севастополя на Манифест 17 октября?
  • Какие требования выдвигались 18 – 20 октября?
  • Кто такой П. П. Шмидт?
  • Почему он был арестован?

Митинг

18 октября

1905 г.

Пётр Петрович Шмидт Родился в Одессе в 1867г. Закончил в 1886г Морской корпус, получил назначение на БФ. Вскоре оставил службу из-за опрометчивого брака. В 1892г вернулся на флот, служил на Тихом океане. В 1898 уходит в отставку. В апреле 1904г вновь призван на военную службу. В феврале 1905 назначен командиром миноносца № 262 ЧФ. В октябре 1905г, за революционные настроения, отстранён от службы, ожидает отставки. Возглавил восстание на крейсере «Очаков». Казнён 6 марта 1906г по приговору военно-морского суда. Сразу видна натура импульсивная, ищущая, не постоянная. Он не карьерист, но способен на решительные действия и верность своим принципам.

Пётр Петрович Шмидт

  • Родился в Одессе в 1867г.
  • Закончил в 1886г Морской корпус, получил назначение на БФ.
  • Вскоре оставил службу из-за опрометчивого брака.
  • В 1892г вернулся на флот, служил на Тихом океане.
  • В 1898 уходит в отставку.
  • В апреле 1904г вновь призван на военную службу.
  • В феврале 1905 назначен командиром миноносца № 262 ЧФ.
  • В октябре 1905г, за революционные настроения, отстранён от службы, ожидает отставки.
  • Возглавил восстание на крейсере «Очаков».
  • Казнён 6 марта 1906г по приговору военно-морского суда.

Сразу видна натура импульсивная, ищущая, не постоянная. Он не карьерист, но способен на решительные действия и верность своим принципам.

Что говорит нам толковый словарь? Мечтатель- человек с несбыточными желаниями, придуманными, мнимыми. Романтик- не стеснённый условными правилами, вольный, свободный. Реалист- последовательный, требующий во всём вещественного направления, устраняя отвлечённости. Прагматик- достоверный, основывающийся на деле. Так каким человеком  был П. П. Шмидт?

Что говорит нам толковый словарь?

Мечтатель- человек с несбыточными желаниями, придуманными, мнимыми.

Романтик- не стеснённый условными правилами, вольный, свободный.

Реалист- последовательный, требующий во всём вещественного направления, устраняя отвлечённости.

Прагматик- достоверный, основывающийся на деле.

Так каким человеком

был П. П. Шмидт?

 П. П. Шмидт приобрел авторитет и уважение севастопольцев во время бурных событий октября 1905г. Он проявил себя как убеждённый сторонник революции и хороший оратор. Он считал себя социалистом, надеялся на демократическую республику . Хотел ехать в Москву для участия в политической борьбе. Писал в Одессу революционным массам, и в то же время , горячо отвергал насилие, как средство революционной борьбы.  11 ноября началось восстание на кораблях ЧФ и в сухопутных частях гарнизона. Центром восстания стал крейсер «Очаков». Офицеры покинули корабль. Команда выбрала командиром крейсера старшего баталера кондуктора С. П. Частника и подняла на мачте красный флаг революции. На стихийных митингах нижних чинов решено было сформулировать их общие требования к начальству, и матросы хотели посоветоваться с «революционным офицером».  Действия очень прагматичны Команда крейсера «Очаков»
  • П. П. Шмидт приобрел авторитет и уважение севастопольцев во время бурных событий октября 1905г. Он проявил себя как убеждённый сторонник революции и хороший оратор.
  • Он считал себя социалистом, надеялся на демократическую республику . Хотел ехать в Москву для участия в политической борьбе. Писал в Одессу революционным массам, и в то же время , горячо отвергал насилие, как средство революционной борьбы.
  • 11 ноября началось восстание на кораблях ЧФ и в сухопутных частях гарнизона.
  • Центром восстания стал крейсер «Очаков». Офицеры покинули корабль. Команда выбрала командиром крейсера старшего баталера кондуктора С. П. Частника и подняла на мачте красный флаг революции.
  • На стихийных митингах нижних чинов решено было сформулировать их общие требования к начальству, и матросы хотели посоветоваться с «революционным офицером».

Действия очень

прагматичны

Команда крейсера

«Очаков»

Они пришли к нему на квартиру. Шмидт поздоровался с каждым за руку, усадил за стол в гостиной: все это были знаки невиданного демократизма в отношениях между офицерами и матросами. Ознакомившись с требованиями очаковцев, Петр Петрович посоветовал им не размениваться на мелочи (матросы хотели добиваться улучшения быта, условий службы, увеличения выплат и т.д.). Он рекомендовал им выдвинуть политические требования – тогда к ним прислушаются всерьез, и будет о чем «торговаться» на переговорах с начальством. Прибыв на борт «Очакова», Шмидт собрал команду на шканцах и заявил, что по просьбе общего собрания депутатов принял на себя командование всем Черноморским флотом, о чем приказал немедленно известить срочной телеграммой государя императора. Что и было исполнено.  Несомненно, он демократ и человек дела
  • Они пришли к нему на квартиру. Шмидт поздоровался с каждым за руку, усадил за стол в гостиной: все это были знаки невиданного демократизма в отношениях между офицерами и матросами. Ознакомившись с требованиями очаковцев, Петр Петрович посоветовал им не размениваться на мелочи (матросы хотели добиваться улучшения быта, условий службы, увеличения выплат и т.д.). Он рекомендовал им выдвинуть политические требования – тогда к ним прислушаются всерьез, и будет о чем «торговаться» на переговорах с начальством.
  • Прибыв на борт «Очакова», Шмидт собрал команду на шканцах и заявил, что по просьбе общего собрания депутатов принял на себя командование всем Черноморским флотом, о чем приказал немедленно известить срочной телеграммой государя императора. Что и было исполнено.

Несомненно, он демократ

и человек дела

Утром 15.11 Шмидт поднял на
  • Утром 15.11 Шмидт поднял на "Очакове" флажный сигнал "Командую флотом".
  • К полудню в руках восставших было 12 кораблей , экипажи которых насчитывали более 2200 человек (броненосец "Св. Пантелеймон", крейсер "Очаков", минный крейсер "Гридень", минный транспорт "Буг", канонерская лодка "Уралец", эскадренные миноносцы "Заветный" и "Свирепый", миноносцы № 265, 268, 270, учебные суда "Днестр" и "Прут").
  • На мятежных кораблях были подняты красные флаги.
  • Численность восставших на берегу достигла 6 тыс. человек.
  • С "Очакова" была направлена телеграмма царю с требованием немедленно созвать Учредительное собрание и заявлением, что флот перестает повиноваться царскому правительству.

Шмидт действовал как реалист-

прагматик

Планы П. П. Шмидта Требования и действия Шмидт требовал, чтобы из Севастополя и из Крыма вообще вывели казачьи части, а также те армейские подразделения, которые остались верны присяге. От возможной атаки с берега он прикрылся, выставив между «Очаковом» и береговыми батареями минный транспорт с полной загрузкой морских мин – любое попадание в эту огромную плавучую бомбу вызвало бы катастрофу, сила взрыва снесла бы часть города, примыкавшую к морю. По словам Шмидта: «захват Севастополя с его арсеналами и складами – только первый шаг, вслед за которым надлежало идти к Перекопу и выстроить там артиллерийские батареи, перекрыть ими дорогу в Крым и тем самым отделить полуостров от России. Далее он намеревался двинуть весь флот на Одессу, высадить десант и взять власть в Одессе, Николаеве и Херсоне. В результате образовывалась бы «Южно-русская социалистическая республика», во главе которой Шмидт видел себя. Он реалист. Он мечтатель.

Планы П. П. Шмидта

Требования и действия

Шмидт требовал, чтобы из Севастополя и из Крыма вообще вывели казачьи части, а также те армейские подразделения, которые остались верны присяге. От возможной атаки с берега он прикрылся, выставив между «Очаковом» и береговыми батареями минный транспорт с полной загрузкой морских мин – любое попадание в эту огромную плавучую бомбу вызвало бы катастрофу, сила взрыва снесла бы часть города, примыкавшую к морю.

  • По словам Шмидта: «захват Севастополя с его арсеналами и складами – только первый шаг, вслед за которым надлежало идти к Перекопу и выстроить там артиллерийские батареи, перекрыть ими дорогу в Крым и тем самым отделить полуостров от России. Далее он намеревался двинуть весь флот на Одессу, высадить десант и взять власть в Одессе, Николаеве и Херсоне. В результате образовывалась бы «Южно-русская социалистическая республика», во главе которой Шмидт видел себя.

Он реалист.

Он мечтатель.

Планы Шмидта рухнули уже на следующий день: флот не восстал, с берега подмоги не было, а команда минного транспорта открыла кингстоны и затопила корабль с опасным грузом, оставив «Очаков» под дулами артиллерийских орудий. Канонерская лодка «Терец», которой командовал друг детства Шмидта и его однокашник по училищу, капитан второго ранга Ставраки, перехватила и пустила на дно несколько буксиров с очаковским десантом. Власти подтянули к Севастополю до 10 тыс. войск, привели в боевую готовность артиллерию всех кораблей и батарей крепости. Восставшим был предъявлен ультиматум о капитуляции, но революционные корабли отвергли его и вступили в неравный бой.
  • Планы Шмидта рухнули уже на следующий день: флот не восстал, с берега подмоги не было, а команда минного транспорта открыла кингстоны и затопила корабль с опасным грузом, оставив «Очаков» под дулами артиллерийских орудий. Канонерская лодка «Терец», которой командовал друг детства Шмидта и его однокашник по училищу, капитан второго ранга Ставраки, перехватила и пустила на дно несколько буксиров с очаковским десантом.

Власти подтянули к Севастополю до 10 тыс. войск, привели в боевую готовность артиллерию всех кораблей и батарей крепости. Восставшим был предъявлен ультиматум о капитуляции, но революционные корабли отвергли его и вступили в неравный бой.

«Когда я вступил на палубу «Очакова»…я понимал всю беспомощность крейсера… Но я знал, что не дальше как завтра, будет начата бойня, будет открыт артиллерийский огонь по казармам, знал, что это страшное злодеяние уже подготовлено, что беда неминуемо стрясется и унесет много неповинных жизней… Команда знала от меня что первым условием моего участия в деле было не пролить ни капли крови, и команда сама не хотела крови. Я знаю один закон - закон долга перед родиной, которую вот уже три года заливает русской кровью. Заливает малочисленная преступная группа людей, захватившая власть и отделившая государя от своего народа.»  П. П. Шмидт П. П. Шмидт благородный прагматик – реалист и мечтатель - романтик, с честью выполнивший свой долг.
  • «Когда я вступил на палубу «Очакова»…я понимал всю беспомощность крейсера… Но я знал, что не дальше как завтра, будет начата бойня, будет открыт артиллерийский огонь по казармам, знал, что это страшное злодеяние уже подготовлено, что беда неминуемо стрясется и унесет много неповинных жизней… Команда знала от меня что первым условием моего участия в деле было не пролить ни капли крови, и команда сама не хотела крови.
  • Я знаю один закон - закон долга перед родиной, которую вот уже три года заливает русской кровью. Заливает малочисленная преступная группа людей, захватившая власть и отделившая государя от своего народа.»
  • П. П. Шмидт

П. П. Шмидт благородный прагматик –

реалист и мечтатель - романтик,

с честью выполнивший свой долг.

Результаты восстания  От огня корабельной и крепостной артиллерии крейсер

Результаты восстания

  • От огня корабельной и крепостной артиллерии крейсер "Очаков" получил значительные повреждения, многие моряки погибли.
  • Через 1,5 ч боя оставшиеся в живых покинули корабль. П. П. Шмидт с 16-летним сыном и матросами перешел на миноносец № 270 и при высадке на берег был арестован.
  • Обстрел казарм дивизии продолжался вечером и ночью, утром каратели взяли казармы штурмом. Было арестовано свыше 2 тыс. человек.
  • Лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, кондуктор С. П. Частник были приговорены к смертной казни (расстреляны 06.03. 1906),
  • 14 человек - к бессрочной каторге, 103 человека - к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.
Домашнее задание: Записи в тетради выучить. Прочитать параграф 2.2 «На рубеже веков».

Домашнее задание:

  • Записи в тетради выучить.
  • Прочитать параграф 2.2 «На рубеже веков».