Цель урока: изучить маршрут и детали восточного похода Александра Македонского, используя универсальные учебные действия Задачи урока: Учащиеся должны знать основные факты, события ключевые моменты, изученного ранее материала, материала относящегося к новой теме; 2. Используя полученные знания, учащиеся должны уметь, работая в группе, работать с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении УУД, вырабатывать навыки логического мышления, работая с историческими источниками и учебной литературой; 3. Способствовать воспитанию интереса к урокам истории Древнего мира, к прошлому всего человечества, формирования нравственной позиции и оценки к изучаемым личностям прошлого, навыка к совместной коллективной работе через уважение каждого участника в группе. Ожидаемые УУД: 1. Личностные – (формирование совей позиции и отношение к произошедшим событиям всемирной истории, личностям, оказавшим огромное влияние на её ход); 2 – Регулятивные – (постановка цели при изучении нового материала, планирование своих действий при изучении новой темы, рефлексия своей деятельности); 3 – Коммуникативные – (умение формировать совместную работу для достижения совместной цели, умение вести «диалог», распределение ролей в процессе учебной деятельности); 4 – Познавательные - (поиск и выделение необходимой информации, структурирование и систематизация знаний, умение строить грамотно свой ответ, используя необходимые аргументы, имея навыки работы с разными источниками информации)
Оборудование и средства обучения: Презентация «Восточный поход Александра Македонского» Историческая карта "Поход Александра Македонского на Восток" с отмеченным на ней маршрутом следования армии; Фрагменты из книги «Сравнительные жизнеописания» Плутарха для работы в группах. Ход урока: Мотивационно-организационный момент (2 минуты) Слово учителя: В течение всей 3 четверти, мы с вами изучали историю древней Греции. Сегодня наше её изучение не окончено, мы продолжаем изучать эту страну. Т.к, наступил конец 3 четверти, то для многих, я напоминаю сегодняшний урок, приобретает важное значение. В течение всей работы, я также буду отмечать активную и правильную работу, вручением жетона. Итак, начинаем… Этап закрепления и систематизации полученных знаний (5-7 минут) На экране, загорается слайд с военными событиями Древней Греции «Два дня враги атаковали малочисленный отряд. Военачальники бичами гнали своих воинов в битву. Защитники отражали все атаки, пока изменник не провёл врагов через горы». (Битва в Фермопильском проходе. 480 г. до н.э.) «Десять лет осаждали они город, который стоял на высоком холме и был окружён высокой каменной стеной. Только хитростью им удалось проникнуть в город и открыть ворота». ( Взятие Трои греками. 1200 г до н.э.) «Едва вражеские корабли вошли в узкую часть пролива, как гребцы разом ударили вёслами и защитники устремились на корабли врагов.» (Саламинское сражение. 480г до н.э.) «Запев боевую песню, по приказу Мильтиада они стройными рядами пошли на врага. Их встретил град стрел. Под стрелами атаковали они противника. Мужество и силу им придавала мысль, что сражаются они за Родину». (Марафонская битва.490 г до н.э.) «Два войска встретились, близ небольшого города. Одни сражались для порабощения, а другие защищали свою независимость. Битва длилась долго, пока сын царя, во главе с конницей не нанёс грекам сокрушительный удар» (Битва при Херонея 338 г до н.э.) Ребята, определите какое событие связано с домашним заданием и почему? Расскажите кратко, чем всё закончилось? Дети: Это битва при Херонея, в 338г до н.э., когда Филипп, царь Македонии, смог захватить всю Грецию. Так как, греки постоянно враждовали между собой, то их было легко захватить… Этап изучения нового материала (20-25 минут) А) Целеполагание и структурирование своей работы Отгадайте о ком идёт речь? Этот царь в отличие от многих других властителей - был не зря прозван Великим. Масштабы его завоеваний, включивших земли, простиравшиеся, от полуострова Пелопоннес до Каспийского моря и от Ливийской пустыни до Индии, и совершенных за короткий срок (около 10 лет), произвели на современников и потомков неизгладимое впечатление и сделали его героем многочисленных легенд и сказаний. В 18 лет он, уже совершил одну из первых своих побед. Дети: Это Александр Македонский. Слова учителя: А почему вы считаете, что это Александр Македонский? Дети: (Указывают признаки почему, они его определили) В случае затруднения – включается слайд-подсказка с именами личностей из темы д/з. Слова учителя: Ребята, хорошо, давайте сформулируем с вами тему урока, что же мы сегодня будем изучать? Дети: Завоевания этого царя, его маршрут и причины его похода. Слова учителя: Ребята посмотрите, пожалуйста, на историческую карту и вспоминая уже изученные ранее темы, скажите а куда мог совершить Александр свой поход? Дети: В Азию, на восток. Слова учителя: Молодцы, давайте запишем тему нашего урока «Восточный поход Александра Македонского». Слова учителя: Молодцы, хорошо, а теперь я хочу спросить вас, а какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны изучить? Дети формулируют цель сегодняшнего урока. Слова учителя: Верно, мы сегодня узнаем как, когда и зачем совершил свой поход Александр Македонский на восток, его результат, а для этого поработаем с картой и историческим документом. Ребята я попрошу вас, быть очень внимательными, в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы дали оценку деятельности великому полководцу. Но с начало, нам необходимо составить план. Ребята называют варианты пунктов плана, учитель корректирует Примерный план новой темы: 1) Причины и цель походов Александра «Великого» 2) Маршрут похода и основные сражения 3) Результат похода Александра «Македонского» Слова учителя: Итак, мы составили план, давайте попробуем ответить на первый вопрос (Ребята перечисляют варианты ответов, получая жетоны за активность и правильность выдвинутых гипотез) Цель: Захватить Азию, весь мир Причины: 1) месть персам за их попытку захватить Грецию; 2) «дело об убийстве царя Филиппа II»; 3) захват новых территорий и создание могущественного государства. Слова учителя: Итак, молодцы, определили цель и причины похода Александра Великого (ребята фиксируют информацию в тетрадь) Слова учителя: Ребята, прежде чем мы с вами продолжим исследовать эту тему, дальше давайте немного отдохнем, вместе встанем и выполним небольшую зарядку. Физкультминутка: Солнце глянуло в тетрадку (Ходьба на месте) Раз, два, три, четыре, пять Дружно делаем зарядку (Приседания) Надо нам присесть и встать Руки вытянуть пошире (Наклоны) Наклониться три, четыре На носок, потом на пятку Все мы делаем зарядку А вот для того чтобы ответить на второй пункт плана, каждая группа должна будет выполнить своё задание, и тогда будет выстраиваться общая картина. Б) Поиск информации и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Я, напомню вам, правила работы в группах. В каждой группе есть свой капитан, который следит за работой всех членов группы и отмечает по ходу урока, на своих листочках, кто работал активно, а кто нет. Его мнение я буду учитывать при оценивании работы в группе. Каждая группа сейчас будет работать с историческим документом –историка Плутарха «Сравнительные жизнеописания» его, отрывком о военном походе Александра. Первая группа «Хронисты» - ваша задача зафиксировать ход и последовательность военных действий похода; Вторая группа «Картографы» – на основании данных первой группы работая с картой, определяет место важнейших сражений и их зафиксировать магнитами на исторической карте; а третья группа «Историки» - фиксируют результат военных действий. На ваших столах лежат фрагменты записей, сделанные в походе биографом царя, которые окажут нам помощь при выполнении заданий. Текст документа с отрывками одинаковый для всех трёх групп. «Весной 334 года до н.э. Александр и его войско, переправилось через пролив Гелеспонт и вторгается на территорию Азии. Далее путь армии лежал в глубь Малой Азии. Надо было перейти (форсировать) реку Граник, где впервые встретились войска персов и македонцев. Персидское войско стояло на противоположном высоком берегу, готовое всеми силами воспрепятствовать переправе македонской армии. Эта позиция была очень выгодной, и даже опытный полководец Филиппа II - Парменион - засомневался в успехе. Когда Александр решил сразу начать сражение, они заспорили… Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов ударом сабли срубил гребень его шлема. Затем он вновь занес клинок. Гибель царя казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра - Клит, прозванный Черным, и пронзил врага копьем. Сражение окончилось победой македонян. Его исход открыл Александру путь к богатейшим городам Малой Азии. Персидский царь Дарий III еще не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он считал Александра юнцом, которого нужно проучить. С большим войском Дарий двинулся навстречу завоевателю. Оба войска встретились через год после начала войны у города Исса. При Иссе Дарий не послушался военачальников, советовавших подождать, пока неприятель выйдет из горного ущелья. Он приказал войти в теснины, неудобные для конницы, но выгодные для действий малочисленных сил врага. Александр не дал окружить свое войско и во главе своей гвардии прорвался к колеснице персидского царя. Оказавшись в гуще сражающихся, Дарий испугался и бежал с поля битвы. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя - мать, жену и двух дочерей, однако Александр тотчас послал сказать этим женщинам, что он воюет только с Дарием, а им будут оказаны те же почести, к каким они привыкли на свободе. Александр не стал преследовать Дария, его дальнейшей целью была приморская область Финикия. Финикийцы были враждебны грекам: местные купцы соперничали (конкурировали) с греческими купцами. Их самый богатый город Тир решил сопротивляться македонским войскам. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Около года длилась его осада с суши и моря. Наконец македоняне, построив дамбу через пролив, ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, его мужественные защитники были убиты, тысячи жителей обращены в рабство. Дальше путь великого полководца лежал в Египет. Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном бога солнца, как это было принято в отношении фараонов. В 331 г. до н.э. начался поход в собственно персидские земли. Целых четыре месяца шло войско. Наконец, перейдя воды Евфрата и Тигра, оно оказалось у селения Гавгамелы, где в ожидании битвы стояли персы. Название это на местном наречии означает "Верблюжий дом", так как один из древних царей, спасшись на одногорбом верблюде, поместил его здесь и назначил на его содержание доходы от нескольких деревень. Это было последнее решающее сражение. Персы сражались храбро, их колесницы смели часть левой фаланги македонян, но конница Александра решило исход сражения. Персы побежали, началось преследование Дария которое велось в пустынной и безводной местности. Оно было тягостным для македонян, страдающих от жажды. Но поймать Дария не удалось. Вскоре он был убит своими приближенными. Войско Александра подошло к Вавилону. Вавилон встретил Александра как освободителя. После Вавилона Александр овладел древней столицей персов городом Персеполем. В честь победы в царском дворце был устроен пир. Македоняне двинулись в восточные области Персидского царства, однако встретили упорное сопротивление местных племен. Александр захватил их всех. На берегу Инда, через 8 лет после начала своего похода Александр столкнулся с индийским царем Пором. Тяжелое сражение с Пором (ничья) охладило пыл македонян и отбило у них охоту двигаться по Индии дальше. Они отказались продолжать поход. Узнав об этом, Александр заперся в палатке и долго лежал там, в тоске и гневе. Он сознавал, что ему не удастся перейти через Ганг, и считал, что возвращение назад было бы открытым признанием своего поражения. Но друзья приводили разумные доводы, а воины плакали у входа. Царь смягчился и отдал приказ отступать. Обратный путь начался в 326г. до н.э. и проходил в очень трудных условиях. Полководец вернулся в г. Вавилон. Этот город стал столицей державы Александра Македонского. Здесь он прожил два года, постепенно став суеверным. Одновременно он стал деятельно организовывать управление свой державой, готовиться к новому походу - на Запад. Александр собирался завоевать Карфаген в Северной Африке, Сицилию и Италию. Но внезапная смерть от злокачественной малярии или какой-то другой болезни в 323 г. до н.э., положила конец всем его грандиозным планам. В "Дневниках", которые велись при дворе, о болезни Александра сказано, что на восемнадцатый день месяца Александр почувствовал озноб, а на двадцать восьмой день умер от сильнейшей лихорадки». «Сравнительные жизнеописания» Плутарха Хронисты. (выступает представитель от группы). Мы составил краткий хронограф событий. Хронограф. Дата (до н.э.) | События | 334 | Битва при Гранике | 333 | Битва при г.Иссе | 332 | Осада и взятие Тира, захват Египта | 331 | Битва при Гавгамелах | 327 | Война в Индии. Битва с Пором | 323 | Смерть Александра Македонского | Картографы. (выступает представитель от группы). Мы отметили значимые события похода на контурной карте. Располагает указанные сражения и события на исторической карте, в той хронологии, которую указала 1 группа. Битва при Гранике Битва при Иссе Захват Тира Завоевание Египта Битва при Гавгамелах Битва с Пором Смерть Александра Македонского Историки: (выступает представитель от группы). Мы зафиксировали результат основных сражений Александра и его войска Сражение | Результат | Граник | Победа Македонии | Исс | Победа Македонии | Захват Тира | Победа Македонии | Битва при Гавгамелах | Победа Македонии | Сражение у р. Инд | Ничья, отступление македонской армии в г.Вавилон | Общий результат: Александр захватил весь Восточный мир, за исключением Индии и Китая. Причинами его успеха стал его полководческий талант и огромный героизм его солдат. Далее ребята оценивают роль личности в истории, чему меня учит эта история? Этап первичного закрепления изученной темы (10 минут) – если остаётся время Слово учителя: А сейчас, каждая группа, должна составить вместе синквейн для сегодняшней темы, а потом мы проверяем. 1 – Главная личность урока 2 – 2 прилагательных 3 – 3 глагола 4 – 3-4 слова, фраза – относящиеся и характеризующие данную тему 5 – синоним к первому пункту Этап подведения итогов, и рефлексия урока, выдача Д/з (5 минут) Рефлексия урока и подведение итогов (письменно) Подводим итоги, работы каждой группы. Уважаемые капитаны зафиксируйте, кто, по вашему мнению (только предельно честно) работал в группе. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке в группе капитан напротив фамилии учащегося ставит условный знак: «V» - отвечал и работал по просьбе учителя, команды но ответ не правильный «W» - отвечал и работал по просьбе учителя, команды ответ правильный «-» - отвечал и работал по своей инициативе, но ответ не правильный «+»-ответил и работал по своей инициативе, ответ правильный «0» - не отвечал и не работал в группе Также ребята я попрошу указать на нашем «дереве успеха» место, куда вы себя определяете, в зависимости от своей деятельности на сегодняшнем уроке. Учитель по количеству набранных жетонов, оценивает работу на уроке индивидуально. |