СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вот такая профессия была на белом свете

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена учеником 6 класса СОШ при Посольстве России в Гвинее Кондраковым Михаилом и рассказывает об одной из забытых профессий. Материал представлен на рнегиональный сетевой конкурс "Забытые профессии".

Просмотр содержимого документа
«Вот такая профессия была на белом свете»

«Вот такая профессия была на белом свете» Презентацию подготовил Кондраков Михаил, ученик 6 класса СОШ при Посольстве России в Гвинее; руководитель – Трунов М.Ю., заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

«Вот такая профессия была на белом свете»

Презентацию подготовил Кондраков Михаил, ученик 6 класса

СОШ при Посольстве России в Гвинее;

руководитель – Трунов М.Ю.,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

Почему я заинтересовался этим конкурсом В прошлом году одна из моих двоюродных сестер вышла замуж и получила фамилию «Бурлак». Я выяснил, что означает это слово. Когда был объявлен конкурс «Забытые профессии», я сразу вспомнил о том, что я кое-что знаю об одной из старых профессий, и решил поучаствовать в нем.

Почему я заинтересовался этим конкурсом

  • В прошлом году одна из моих двоюродных сестер вышла замуж и получила фамилию «Бурлак». Я выяснил, что означает это слово.
  • Когда был объявлен конкурс «Забытые профессии», я сразу вспомнил о том, что я кое-что знаю об одной из старых профессий, и решил поучаствовать в нем.
Значение слова «бурлак» По Ефремовой: бурлак - рабочий, входивший в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки. По Ожегову: бурлак - рабочий в артели, которая тянет суда бечевой. По Ушакову: бурлак (бурлака обл.), м.,- рабочий, который в артели тянет на бечеве суда вверх по реке. По Брокгаузу и Ефрону: бурлак (или бурлака на юге) — крестьянин, уходящий на заработки, преимущественно на речные суда. Судорабочие Б. обыкновенно соединяются в артели, с известным специальным распределением занятий. Обыкновенно различают старшего водолива, отвечающего за подмочку товара (он же плотник), далее лоцмана (дядю, или букатника на народном языке), шишку — передового в лямке и двух косных — в хвосте, обязанных лазить на дерево или мачту, а при тяге — ссаривать бечеву. Различаются также среди Б. коренные, взятые на весь путь с задатком, и добавочные, нанятые временно, без срока и без задатков. Выражение Б. употребляется также для обозначения человека холостого, бездомного, побродяги или грубого, буйного.

Значение слова «бурлак»

  • По Ефремовой: бурлак - рабочий, входивший в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки.
  • По Ожегову: бурлак - рабочий в артели, которая тянет суда бечевой.
  • По Ушакову: бурлак (бурлака обл.), м.,- рабочий, который в артели тянет на бечеве суда вверх по реке.
  • По Брокгаузу и Ефрону: бурлак (или бурлака на юге) — крестьянин, уходящий на заработки, преимущественно на речные суда. Судорабочие Б. обыкновенно соединяются в артели, с известным специальным распределением занятий. Обыкновенно различают старшего водолива, отвечающего за подмочку товара (он же плотник), далее лоцмана (дядю, или букатника на народном языке), шишку — передового в лямке и двух косных — в хвосте, обязанных лазить на дерево или мачту, а при тяге — ссаривать бечеву. Различаются также среди Б. коренные, взятые на весь путь с задатком, и добавочные, нанятые временно, без срока и без задатков. Выражение Б. употребляется также для обозначения человека холостого, бездомного, побродяги или грубого, буйного.
Интересные факты В разговорном латышском языке слово бурлак (латыш. burlaks) означает не только «бурлак», но и «разбойник». В разговорном литовском языке словом (лит. burliokas) называли местных русских старообрядцев. В разговорном же румынском бурлаком (рум. burlac) называют холостяка. Бурлак — человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить — это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно еще и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», — может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить — здесь: охотиться. 

Интересные факты

  • В разговорном латышском языке слово бурлак (латыш. burlaks) означает не только «бурлак», но и «разбойник». В разговорном литовском языке словом (лит. burliokas) называли местных русских старообрядцев. В разговорном же румынском бурлаком (рум. burlac) называют холостяка.
  • Бурлак — человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить — это не обязательно таскать баржи.
  • Слово «бурлачить» можно еще и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», — может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить — здесь: охотиться. 

Кто такие бурлаки

  • Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
  • Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем!», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
  • Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой .
  • В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.
  • В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году постановлением НКПС, в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт. Однако в годы Великой Отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.
Исторические свидетельства В. Верещагин «Бурлаки», 1866 Бурлаки на Волге, 1900-е Бурлак, 1900-е. Женщины-бурлачки, 1900-е

Исторические свидетельства

В. Верещагин «Бурлаки», 1866

Бурлаки на Волге, 1900-е

Бурлак, 1900-е.

Женщины-бурлачки, 1900-е

Применение в XXI веке В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу (постановление 1929 года утратило силу), однако фактов её применения в современности тоже нет. Очевидно, это связано с её экономической неэффективностью. Тем не менее, подобный способ буксировки зачастую встречается в водном туризме. Один из проектов речных буксиров-толкачей получил название «Бурлак».

Применение в XXI веке

  • В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу (постановление 1929 года утратило силу), однако фактов её применения в современности тоже нет. Очевидно, это связано с её экономической неэффективностью. Тем не менее, подобный способ буксировки зачастую встречается в водном туризме.
  • Один из проектов речных буксиров-толкачей получил название «Бурлак».
Бурлаки и бурлачество в искусстве Николай Алексеевич Некрасов - стихотворение «На Волге» (1860). Фёдор Михайлович Решетников - повесть-очерк «Подлиповцы» (1864). Лев Моисеевич Писаревский - скульптура «Бурлак» (гор. Рыбинск, 1977). Борис Гребенщиков - песня «Бурлак» («Русский альбом», 1992). KYPCK (финская дум-метал группа) - песня «Бурлаки На Волге» («Ниже», 2011). Kabát (чешская рок-группа) - песня Burlaci («Corrida», 2006). Олег Митяев - песня «Бурлачка» («Просыпаясь, улыбаться», 2015). Сергей Васильевич Рахманинов – «Бурлацкая».

Бурлаки и бурлачество в искусстве

  • Николай Алексеевич Некрасов - стихотворение «На Волге» (1860).
  • Фёдор Михайлович Решетников - повесть-очерк «Подлиповцы» (1864).
  • Лев Моисеевич Писаревский - скульптура «Бурлак» (гор. Рыбинск, 1977).
  • Борис Гребенщиков - песня «Бурлак» («Русский альбом», 1992).
  • KYPCK (финская дум-метал группа) - песня «Бурлаки На Волге» («Ниже», 2011).
  • Kabát (чешская рок-группа) - песня Burlaci («Corrida», 2006).
  • Олег Митяев - песня «Бурлачка» («Просыпаясь, улыбаться», 2015).
  • Сергей Васильевич Рахманинов – «Бурлацкая».
Образ бурлака в искусстве Наиболее сильно выразился образ бурлака в русском искусстве, которое всегда искало универсальный способ изображения человека из народа. Такие люди, как никто другой, подходили под этот идеал: сильные, могучие, смелые и вольные, которые олицетворяли собой непокорный русский характер. О бурлаках и их нелегкой доле писал Н.А. Некрасов в стихотворении «На Волге» (1860), которое вызвало большой интерес его современников. Тему эту отразили в своих работах и многие другие прозаики и поэты. Но, наверное, самым знаменитым произведением до сих пор остается картина И.Е. Репина под названием «Бурлаки на Волге». Это монументальное полотно вызвало огромный интерес со стороны любителей творчества художника. Как всегда, Репин изобразил разных людей, которые по-разному воспринимают свою бурлацкую долю: от отчаявшихся до готовых бороться за свое счастье.

Образ бурлака в искусстве

  • Наиболее сильно выразился образ бурлака в русском искусстве, которое всегда искало универсальный способ изображения человека из народа. Такие люди, как никто другой, подходили под этот идеал: сильные, могучие, смелые и вольные, которые олицетворяли собой непокорный русский характер. О бурлаках и их нелегкой доле писал Н.А. Некрасов в стихотворении «На Волге» (1860), которое вызвало большой интерес его современников. Тему эту отразили в своих работах и многие другие прозаики и поэты. Но, наверное, самым знаменитым произведением до сих пор остается картина И.Е. Репина под названием «Бурлаки на Волге». Это монументальное полотно вызвало огромный интерес со стороны любителей творчества художника. Как всегда, Репин изобразил разных людей, которые по-разному воспринимают свою бурлацкую долю: от отчаявшихся до готовых бороться за свое счастье.
Самое известное изображение бурлацкого труда Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1870—1873 Холст, масло. 131,5 × 281 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самое известное изображение бурлацкого труда

Илья Репин. «Бурлаки на Волге»,

1870—1873

Холст, масло. 131,5 × 281 см

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

История создания картины «Бурлаки на Волге»

  • Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вместе с Иваном Крамским, нашел стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей.
  • К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова. В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.
  • В 1870 году Репин создал рисунок карандашом в размере 18,3×32,7 см. Этот эскиз сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из эскиза возникла первая версия в масле в формате 23,5×50,5 см (Третьяковка, № 708). В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом. В марте 1873 года Репин закончил работу.
Эскизы к картине

Эскизы к картине

Дальнейшая судьба картины

  • Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин. В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. В «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве. Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате. На Всемирной выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца.
  • «Надо правдy сказать, что великомy князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишкy — yмнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными yшами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины» (И. Е. Репин «Далёкое близкое»).

Анализ картины

  • Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.
  • На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.
  • Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками - так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья - под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу - здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная: и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.
  • Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами: несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту картину.

Отношение автора к бурлакам

  • Один из отзывов Репина о бурлаках: «Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?» (И. Е. Репин «Далёкое близкое»).
  • На картине вдали изображен буксир, как символ прогресса, никак не доходящий до простых людей в России.
  • Другой, более поздний, отзыв был таким: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам... Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» (И. Е. Репин «Далёкое близкое»).
  • Владимир Стасов поощрял композиционные изменения, сделанные художником, назвав предыдущий вариант полотна «почти еще только эскизом», и с удовлетворением отмечал, что последний вариант картины уже сделан «не для того, чтобы разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а с целью показать в первую очередь «виденные типы и характеры».
Развитие темы бурлаков Тема эта активно освещалась и в документальной литературе позапрошлого века. Много о бурлаках писал знаменитый москвич и журналист В. Гиляровский. Вместе с ними странником Гиляровский прошел немало дорог и хорошо знал и их жизнь, и их быт. На вопрос о том, кто такие бурлаки, кратко Гиляровский отвечал так: это люди, люди разные, часто просто попавшие в трудную жизненную ситуацию, но не лишенные человеческого образа и человеческой души. Интерес к бурлакам вызвал и интерес к их фольклору. Знаменитый певец Ф. Шаляпин с успехом исполнял одну из их песен - «Эх, дубинушка, ухнем!». Бурлачество как социальный класс стало исчезать с середины позапрошлого века, когда появились пароходы, уже не нуждающиеся в том, чтобы их с берега тянули люди. Однако тема эта продолжала набирать популярность, поэтому даже либеральная интеллигенция знала, кто такие бурлаки. Как правило, образ этих людей в среде революционно настроенной молодежи отождествлялся с угнетением, которое переживает русский народ.

Развитие темы бурлаков

  • Тема эта активно освещалась и в документальной литературе позапрошлого века. Много о бурлаках писал знаменитый москвич и журналист В. Гиляровский. Вместе с ними странником Гиляровский прошел немало дорог и хорошо знал и их жизнь, и их быт.
  • На вопрос о том, кто такие бурлаки, кратко Гиляровский отвечал так: это люди, люди разные, часто просто попавшие в трудную жизненную ситуацию, но не лишенные человеческого образа и человеческой души. Интерес к бурлакам вызвал и интерес к их фольклору.
  • Знаменитый певец Ф. Шаляпин с успехом исполнял одну из их песен - «Эх, дубинушка, ухнем!». Бурлачество как социальный класс стало исчезать с середины позапрошлого века, когда появились пароходы, уже не нуждающиеся в том, чтобы их с берега тянули люди. Однако тема эта продолжала набирать популярность, поэтому даже либеральная интеллигенция знала, кто такие бурлаки. Как правило, образ этих людей в среде революционно настроенной молодежи отождествлялся с угнетением, которое переживает русский народ.
Главные районы бурлачества Главные районы бурлачества: Волжский — от Москвы до Астрахани, Беломорский — от Москвы к Архангельску, Днепровский — на Украине. Основную массу бурлаков составляли крестьяне, уходившие на заработки из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний.

Главные районы бурлачества

  • Главные районы бурлачества: Волжский — от Москвы до Астрахани, Беломорский — от Москвы к Архангельску, Днепровский — на Украине. Основную массу бурлаков составляли крестьяне, уходившие на заработки из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний.
Бурлаки

Бурлаки

Памятник бурлакам на Волге

Памятник бурлакам на Волге

Некрасов и бурлаки

  • В 1860 году Н.А. Некрасов написал поэму (стихотворение) «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в поэме.
  • Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал… братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Некрасов и бурлаки

  • Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! над тобой не раздавался этот вой!».
  • Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда прийти на помощь людям, если они в ней нуждаются.
Выводы Вот что я знаю о забытой ныне профессии бурлака. Мне кажется, что эта тяжелая и неблагодарная работа никогда уже не потребуется в цивилизованном, механизированном мире, в котором все большее значение приобретают различные машины и приспособления, облегчающие труд человека.

Выводы

  • Вот что я знаю о забытой ныне профессии бурлака.
  • Мне кажется, что эта тяжелая и неблагодарная работа никогда уже не потребуется в цивилизованном, механизированном мире, в котором все большее значение приобретают различные машины и приспособления, облегчающие труд человека.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!