Вовлечение учащихся
в научно - исследовательскую деятельность
через интернет-проекты
Александрова З.В., учитель физики и информатики
МБОУ СОШ №5 п. Печенга, Мурманская обл .
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки»
(О.Ричард, английский поэт XX в.)
Преимущества исследовательских проектов: персональных групповых
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер.
Планирование деятельности
по реализации проекта
1 этап. Погружение в проект. Диагностический этап.
2 этап. Теоретический (этапы планирования)
- Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования .
- Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования .
- Определение области исследования
- Определение проблемы и темы исследования
- Формулировка цели и задач исследования .
3 этап. Практический. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
4 этап. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
Всероссийские заочные конкурсы исследовательских и проектных работ
- учеников 1-4 классов — «Юный исследователь»;
- учеников 1-11 классов — «Созидание и творчество»;
- учеников 5-9 классов — «Шаги в науку»;
- учеников 7-11 классов — «Инновации. Наука. Техника»;
- учеников 9-11 классов — «Юность. Наука. Культура»;
- учеников 10-11 классов и студентов — «Юность. Наука. Здоровье»;
- учеников 10-11 классов, студентов, аспирантов и ученых до 25 лет — «Научный потенциал XXI века».
Ежегодные всероссийские конференции исследовательских работ учащихся
- «Шаги в науку»;
- «Юность. Наука. Культура»;
- «Научный потенциал XXI века».
Интернет-проект Занимательная физика
Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании
http://projects.edu.yar.ru/funphys/16-17 /
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся
- Соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- Добровольность выбора темы учащимся;
- Максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- Компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;
- Осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
«Плюсы» проектно - исследовательской
деятельности
- навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности; формирование контрольно- оценочных действий школьников; способность к действиям рефлексии.
- навыки самообразования и самоконтроля;
- моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
- навыки групповой деятельности;
- индивидуальный подход;
- интерес к познавательной деятельности;
- формирование контрольно- оценочных действий школьников;
- способность к действиям рефлексии.
Формирование коммуникативных умений :
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения; умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения;
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
Интернет-проект Занимательная физика
«Минусы» проектной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя;
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
Рекомендации по эффективному использованию исследовательской деятельности
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Психологический контроль.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Рекомендации по эффективному использованию исследовательской деятельности
Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Совместная работа взрослых и детей.
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза.
http:// interneshka.org
http:// interneshka.org
Всероссийский проект
«Культура безопасности»
http:// uchfilm.com/index.php/contest/4794-reglament-konkursa-tvorcheskikh-rabot-puteshestvie-s-migal
Международный Интернет-проект
«Диалог культур»
http:// dialog.edu.yar.ru
Международный Интернет-проект
«Мосты дружбы»
Интернет-проект
«Многонациональная Россия –
взгляд в будущее»
http:// нашародина.рф/media/index.html
Желаю вам и вашим ученикам творческих успехов в поисках новых открытий и исследований!