СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вовлечение учащихся в научно - исследовательскую деятельность через интернет-проекты.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт участия школьников в научно - исследовательской деятельности через интернет-проекты. У школьников формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; ученик приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; формируются  важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).

Просмотр содержимого документа
«Вовлечение учащихся в научно - исследовательскую деятельность через интернет-проекты.»

  Вовлечение учащихся в научно - исследовательскую деятельность через интернет-проекты Александрова З.В., учитель физики и информатики МБОУ СОШ №5 п. Печенга, Мурманская обл .

Вовлечение учащихся

в научно - исследовательскую деятельность

через интернет-проекты

Александрова З.В., учитель физики и информатики

МБОУ СОШ №5 п. Печенга, Мурманская обл .

   «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки» (О.Ричард, английский поэт XX в.)

 

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки»

(О.Ричард, английский поэт XX в.)

  Преимущества исследовательских проектов:  персональных групповых Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.   Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер.

Преимущества исследовательских проектов: персональных групповых

Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер.
 Планирование деятельности по реализации проекта 1 этап. Погружение в проект. Диагностический этап.  2 этап. Теоретический (этапы планирования) Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования . Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования . Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования .  3 этап.  Практический. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).  4 этап. Рефлексивный этап  (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

Планирование деятельности

по реализации проекта

1 этап. Погружение в проект. Диагностический этап.

2 этап. Теоретический (этапы планирования)

  • Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования .
  • Определение области исследования Определение проблемы и темы исследования Формулировка цели и задач исследования .
  • Определение области исследования
  • Определение проблемы и темы исследования
  • Формулировка цели и задач исследования .

3 этап. Практический. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

4 этап. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

Всероссийские заочные конкурсы исследовательских и проектных работ учеников 1-4 классов — «Юный исследователь»; учеников 1-11 классов — «Созидание и творчество»; учеников 5-9 классов — «Шаги в науку»; учеников 7-11 классов — «Инновации. Наука. Техника»; учеников 9-11 классов — «Юность. Наука. Культура»; учеников 10-11 классов и студентов — «Юность. Наука. Здоровье»; учеников 10-11 классов, студентов, аспирантов и ученых до 25 лет — «Научный потенциал XXI века». Ежегодные всероссийские конференции исследовательских работ учащихся   «Юный исследователь»; «Шаги в науку»; «Юность. Наука. Культура»;  «Научный потенциал XXI века».

Всероссийские заочные конкурсы исследовательских и проектных работ

  • учеников 1-4 классов — «Юный исследователь»;
  • учеников 1-11 классов — «Созидание и творчество»;
  • учеников 5-9 классов — «Шаги в науку»;
  • учеников 7-11 классов — «Инновации. Наука. Техника»;
  • учеников 9-11 классов — «Юность. Наука. Культура»;
  • учеников 10-11 классов и студентов — «Юность. Наука. Здоровье»;
  • учеников 10-11 классов, студентов, аспирантов и ученых до 25 лет — «Научный потенциал XXI века».

Ежегодные всероссийские конференции исследовательских работ учащихся

  •   «Юный исследователь»;
  • «Шаги в науку»;
  • «Юность. Наука. Культура»; 
  • «Научный потенциал XXI века».
Интернет-проект  Занимательная физика Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании http://projects.edu.yar.ru/funphys/16-17 /

Интернет-проект Занимательная физика

Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

http://projects.edu.yar.ru/funphys/16-17 /

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся Соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы; Добровольность выбора темы учащимся; Максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования; Компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы; Осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся

  • Соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • Добровольность выбора темы учащимся;
  • Максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • Компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • Уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;
  • Осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

«Плюсы» проектно - исследовательской

деятельности

  • навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности; формирование контрольно- оценочных действий школьников; способность к действиям рефлексии.
  • навыки самообразования и самоконтроля;
  • моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
  • навыки групповой деятельности;
  • индивидуальный подход;
  • интерес к познавательной деятельности;
  • формирование контрольно- оценочных действий школьников;
  • способность к действиям рефлексии.

Формирование коммуникативных умений :

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения; умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

Интернет-проект  Занимательная физика

Интернет-проект Занимательная физика

«Минусы» проектной деятельности  возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); психологические коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки.

«Минусы» проектной деятельности

  • возрастает нагрузка на учителя;
  • ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • психологические коммуникативные проблемы;
  • проблема субъективной оценки.

Рекомендации по эффективному использованию исследовательской деятельности

Целенаправленность и систематичность.  

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Психологический контроль.

Одна из  задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Рекомендации по эффективному использованию исследовательской деятельности Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для  ведения занятий по исследовательской деятельности. Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Совместная работа взрослых и детей.  В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза.

Рекомендации по эффективному использованию исследовательской деятельности

Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для  ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Совместная работа взрослых и детей.

В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза.

http:// interneshka.org

http:// interneshka.org

http:// interneshka.org

http:// interneshka.org

Всероссийский проект  «Культура безопасности» http:// uchfilm.com/index.php/contest/4794-reglament-konkursa-tvorcheskikh-rabot-puteshestvie-s-migal

Всероссийский проект 

«Культура безопасности»

http:// uchfilm.com/index.php/contest/4794-reglament-konkursa-tvorcheskikh-rabot-puteshestvie-s-migal

Международный Интернет-проект «Диалог культур» http:// dialog.edu.yar.ru

Международный Интернет-проект

«Диалог культур»

http:// dialog.edu.yar.ru

Международный Интернет-проект «Мосты дружбы»

Международный Интернет-проект

«Мосты дружбы»

Интернет-проект «Многонациональная Россия – взгляд в будущее» http:// нашародина.рф/media/index.html

Интернет-проект

«Многонациональная Россия –

взгляд в будущее»

http:// нашародина.рф/media/index.html

Желаю вам и вашим ученикам творческих успехов в поисках новых открытий и исследований! 

Желаю вам и вашим ученикам творческих успехов в поисках новых открытий и исследований!