Обществознание. 7 класс
Воздействие человека на природу
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»
Пословица
Михайлова Надежда Михайловна
Природа - это та часть материального мира, которая не создана человеком и существует независимо от него. Она является естественным условием существования человека, и человеческое общество есть продукт длительного развития природы.
- Земля существует порядка 5 млрд. лет
- Человечество чуть более 2 млн. лет
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Прокомментируйте схему
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности.
Термин «биосфера» был введён в начале XIX в. французским учёным -естествоиспытателем Жаном-Батистом Ламарком.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Среда
обитания человека
Естественная
(природа)
Искусственная
(культура –
«вторая природа»)
Живая
Неживая
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Общество и природа
Стремиться создавать новое
и преобразовывать
окружающую среду
Объективные законы развития
Создает культуру – «вторую природу»
ВЗАИМОСВЯЗЬ
гармоничная
конфликтная
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Общество и природа
Природная среда влияет:
На общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства.
Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от газовых месторождений.
На темпы развития общества
В северном полушарии – развитые страны, а в южном – отсталые.
На развитие способностей человека и его производительность труда
На экономические и политические отношения
На культуру, социально-психологический облик и настрой общества, т.е. на его менталитет
Природные катаклизмы могут быть опасны для общества
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Общество и природа
Этапы развития общества и природы
- 1 этап – присваивающее хозяйство
собирательство, охота, рыболовство
Человек обожествляет природу.
- 2 этап – производящее хозяйство
земледелие, скотоводство
Человек стал создавать то, чего нет в природе.
Новое представление о мире людей,
который отличается от природы .
- 3 этап – техническая революция и
промышленный переворот XVII в.
Природа – мастерская человека .
- 4 этап – ХХ век – НТР – появление
глобальных экологических проблем.
Необходимо беречь природу – источник жизни.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Жил на свете человек
Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце XIX века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.
Владимир Иванович Вернадский
1863-1945
Подготовить сообщение «Учение о биосфере»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
О взаимосвязи всего сущего
Каждый по отдельности человек это частица 7 млрд. населения планеты.
А значит каждый может либо продолжить губительный процесс ухудшения экологии ,
либо начать менять в лучшую сторону.
Человек
Термин «экология» впервые применил немецкий биолог Э. Геккель.
Образовано от греческих слов
ОЙКОС – дом, жилище, место прибывания.
ЛОГОС - наука
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Экология – 1) наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой; 2) окружающая среда
Великое экологическое правило:
нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
Природные ресурсы
Неисчерпаемые
Исчерпаемые
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Ресурсы Земли
Неисчерпаемые
Исчерпаемые
Почва
Недра (полезные ископаемые)
Животные
Растения
Вода океанов
Энергия ветра
Солнечная энергия
Возобновляемые
Невозобновляемые
Животные
Растения
Полезные ископаемые
Драгоценные металлы
Глина
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«ЧЕРНАЯ КНИГА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«ЧЕРНАЯ КНИГА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«ЧЕРНАЯ КНИГА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«ЧЕРНАЯ КНИГА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»
Загрязнение биосферы , как и предупреждал Вернадский, стало глобальной экологической проблемой
ЕСТЕСТВЕННОЕ
(ПРИРОДНОЕ)
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Сжигание топлива
СМОГ
ЯДОВИТЫЙ ТУМАН,
ВОЗНИКАЮЩИЙ
ИЗ-ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ
ВОЗДУХА ЧЕЛОВЕКОМ
Выхлопные газы
Вырубка лесов
Загрязнение водоемов
Промышленное загрязнение
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Легкие планеты это лесные массивы. 70 процентов сохранившихся на Земле неосвоенных лесов находятся на территории трех стран: России, Канады и Бразилии
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вырубка лесов
Леса обогащают атмосферу кислородом , поглощают диоксид углерода, выделяемый животными и человеком в процессе дыхания, а также промышленными предприятиями в процессе работы. Они играют основную роль в круговороте воды. Деревья поднимают подземные воды, обогащая почвы и удерживая их от опустынивания и эрозии – недаром при обезлесении моментально мелеют реки.
Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса , тогда как вырастает только 6 Га. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Прокомментируйте схему
Экологические проблемы — это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Загрязнение воды и почвы
Какую роль играет вода в жизни человека ?
К чему может привести загрязнение вод ? Составьте рассказ об этом.
Загрязнение атмосферы
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Охрана природы –
меры по сохранению, рациональному использованию и восстановлению ресурсов Земли
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закон об «Охране окружающей среды»
Граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относятся также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений.
Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Статья 42. КРФ
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58. КРФ
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Первая Красная книга СССР вышла в августе 1978 года
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Как вы понимаете слова писателя?
«ЭКОЛОГИЯ.
Удивительно, но на всех языках мира это слово звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
1. Какое занятие людей в древности могло быть экологически вредным?
1) охота
2) сбор грибов и ягод
3) обработка металла
4) садоводство
2. Одной из причин современных экологических бедствий является
1) рост числа животных на планете
2) посадка лесов вокруг городов
3) большое число любителей гербариев
4) нерациональное использование ресурсов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Что из перечисленного относится ко «второй природе»?
1) река, протекающая возле дома
2) лес за городом
3) птицы на дереве
4) автомобиль у подъезда
4. К исчерпаемым природным ресурсам относятся
1) ветер 2) Солнце 3) почва
4) приливы и отливы
5. Живая оболочка Земли
1) атмосфера 2) смог 3) биосфера
4) литосфера
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§15 прочитать
Письменно «В классе и дома» зад.1-5
Индивидуальное задание по выбору.
Подготовить сообщения: 1) о животных или растениях, занесённых в Красную книгу РФ 2) «Учение о биосфере».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»