Просмотр содержимого документа
«Воздействие музыки»
Музыка, будучи специфическим художественным отражением объективной действительности, имеет большое значение в развитии ребёнка и нравственно-эстетическом воспитании. Значительная роль отводится музыке как средству воспитания, начиная с глубокой древности.
Музыкальная деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры детей с проблемами. Основной целью музыкального развития в специальной школе воздействие на обогащение духовного мира школьников, формирование их музыкальной культуры, нравственно-эстетических качеств.
Работа по музыкальному развитию школьников с ОВЗ осуществляется через музыкальное восприятие, пение и знакомство с музыкальной грамотой, музыкально-ритмические занятия. В процессе восприятия музыкального произведения у детей формируется способность эмоционально откликаться на музыку, накапливаются знания о музыке, ее жанрах, средствах музыкальной выразительности, постепенно формируется оценочное отношение, умение следить за развитием музыкального образа. На систематических занятиях идёт воздействие на развитие только различные стороны музыкального слуха, но также внимание, память, музыкально-слуховые представления и ассоциации, образное мышление.
Восприятие музыки учащимися с нарушением зрения позволяет детям улавливать, узнавать разнообразные оттенки в звучании музыкального произведения. Внимание детей при слушании музыки направляется на соотнесение музыкального образа с образом окружающей действительности, его характерными особенностями, которые раскрывает музыка. Через музыкальный образ формируются более полные представления об окружающем мире.
Во время пения формируются певческие навыки, вокально-хоровая культура. Идёт воздействие песенного репертуара различных тематик, например о природе, труде, профессиях, о взаимоотношениях.
Ритмика также способствует успешному осуществлению коррекции отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Средствами, при помощи которых формируются музыкально-ритмические и моторные навыки, являются общие упражнения, упражнения для согласования движений и музыки, элементы художественной гимнастики.
Для школьников с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением речи ритмика является важным средством музыкального развития, и средством коррекции отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой и моторной сфер. Несовершенство двигательной сферы, вялость мышечного тонуса гипертонус, преодолеваются благодаря системе музыкальноритмических упражнений; формируются двигательный самоконтроль, произвольность внимания. Действия с воображаемыми предметами, сюжетные композиции «Собираем цветы» активизируют развитие воображения.
На занятиях учитываются как физическое, так и эмоциональное состояние школьников; с целью его регуляции движения сочетаются с мини-релаксацией, которая может использоваться и на занятии, и после его окончания. Положительный эмоциональный фон урока ритмики с детьми создает ситуацию успеха, благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы, мотивации к художественной исполнительской деятельности.
Организация коррекционно-направленной художественной деятельности предполагает участие школьников в факультативной кружковой деятельности: занятия в театральном, хоровом коллективах, изостудии, в танцевальном кружке.
Таким образом, школьники с ОВЗ, овладевая разными видами художественной исполнительской деятельности, познают мир искусства, практически приобщаются к художественной культуре.