Городской научно-практический марафон «Шажок в науку. Юниор»
III этап
Секция биология
Воздух и его секреты
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 4 «В» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225»
г. Заречного Пензенской области
Чистяковой Софией
Научный руководитель –
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225»
г. Заречного Пензенской области
Лукина Елена Александровна
г. Заречный, 2018 год
Содержание.
Стр.
1. Введение ……………………………………………………. 2
1.1. Цель исследования. ……………………………………………. 2
1.2. Задачи. ………………………………………………………….. 2
1.3. Объект исследования. ………………………………………… 2
1.4. Методы исследования ……………………………………..…... 2
1.5. Актуальность исследования. ….………………………….…… 2
1.6. Гипотеза.. ………………………………………………………. 2
2. Основная часть………………………………………………..3-4
3. Заключение. ………………………………………………..….5
4. Литература. ……………………………………………….…...6
5.Приложения…………………………………………………….7-16
Введение
Воздух – это уникальная «субстанция». Его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят – воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить ни один живой организм, а значит, все люди и животные погибнут. Он не обходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.
На уроках окружающего мира мы проводили множество исследований: свойства воды, состав почвы, жизни растений и животных т.д. Мне хотелось подробнее изучить свойства воздуха и его роль в жизни на Земле. Данную проблему я попробовала решить в своей исследовательской работе «Воздух и его секреты».
1.1. Цель исследования: расширить и углубить знания о воздухе и его свойствах и значении в жизни человека.
1.2. Задачи исследования:
Изучить научно – познавательную литературу по данной теме;
Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха.
Провести исследование по выявлению свойств воздуха.
Изучить влияние воздуха на организм человека.
Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране.
1.3. Объект исследования моей работы – воздух.
1.4. Методы исследования:
Эксперимент.
Наблюдение.
Сравнение.
Изучение литературы.
Обращение к сети Интернет.
Спросить у взрослых и одноклассников.
1.5. Актуальность: Без воздуха немыслимо существование любого живого организма. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Воздух является одним из важнейших объектом окружающей человека среды. Поэтому мы и выбрали эту тему для исследования.
1.6. Гипотеза: если мы будем больше знать о свойствах воздуха, то мы сможем объяснить явления, происходящие в повседневной жизни и использовать эти свойства на благо человечества.
2. Основная часть.
Воздух – это смесь газов, которая окружает Землю и формирует ее атмосферу. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое.
Два века назад ученые узнали, что воздух — смесь многих газов, в основном кислорода и азота, аргона и углекислого газа. Каждый газ имеет огромное значение для жизни на Земле. (подробную информацию см. в приложение 5.1) Воздух заполняет все свободные места и даже самые маленькие щели. Без воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Воздух нужен человеку, животным, растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. (подробную информацию см. в приложение 5.2)
Воздух прозрачен и невидим, но обладает разными свойствами: упругостью, плотностью; он может создавать давление, равномерно сжиматься и разжиматься в все стороны; он движется, образуя ветер и т.д.
Cамым важным применением воздуха является его использование для дыхания. Но это естественное применение, вытекающее из наших физиологических потребностей. Однако человек научился использовать свойства воздуха и для других, практических целей. (подробную информацию см. в приложении 5.3)
Проводя исследование по данной теме, мы решили провести опрос одноклассников. Знают ли они, что такое воздух, какими свойствами он обладает и как человек использует свойства воздуха. Проведя викторину, выяснили, что одноклассники знают не обо всех свойствах воздуха. (подробную информацию см. в приложении 5.4) Мы заинтересовали их этой темой, создав «Музей воздуха».(подробную информацию см. в приложении 5.5)
Мы провели несколько опытов по выявлению свойств воздуха, выдвинув несколько гипотез: воздух находится вокруг нас повсюду, воздух прозрачен, чистый воздух ничем не пахнет, горячий воздух легче холодного, воздух расширяется и сжимается, давление воздуха равномерно, воздух необходим людям, животным и растениям.
Опыт № 1. Обнаружение воздуха. Цель: увидеть, что воздух занимает место. Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (подробную информацию см. в приложении 5)
Опыт № 2. Прозрачность воздуха. Цель: показать, что воздух прозрачен.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (подробную информацию см. в приложении 5.6)
Опыт № 3. Отсутствие запаха. Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет. Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. (подробную информацию см. в приложении 5.6)
Опыт № 4. Горячий воздух легче холодного. Цель: проверить, что горячий воздух легче холодного.
Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться. (подробную информацию см. в приложении 5.6)
Опыт № 5. Воздух расширяется и сжимается. Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы воздуха внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется, шарик надувается. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, воздух сжимается, шарик сдувается. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик увеличивается и уменьшается в размере. (подробную информацию см. в приложении 5.6)
Опыт № 6. Воздух давит одинаково во всех направлениях. Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.
Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана со всех сторон. Он также давит и на открытку снизу. Поэтому она не падает. (подробную информацию см. в приложении 5.6)
Опыт № 7. Воздух необходим людям, животным и растениям. Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.
Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. (более подробную информацию см. в приложении 5.6)
Из всех факторов окружающей среды атмосферный воздух наиболее значим для человека. Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. К сожалению, лишь малая часть современного населения Земли дышит чистым воздухом. Выхлопные газы автомобилей, химические вещества от заводов и фабрик, приводят к гибели растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей. От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей и их будущее.
В России принят Закон об охране атмосферного воздуха, ведутся большие работы по предотвращению загрязнение и его уменьшению. (более подробную информацию смотри в приложении 5.7)
3. Заключение
Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
В ходе исследования была изучена и проанализирована литература о воздухе, проведен ряд опытов, сделаны выводы.
Вывод № 1: воздух находится вокруг нас повсюду.
Вывод № 2: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Вывод № 3: чистый воздух ничем не пахнет.
Вывод № 4: нагретый воздух поднимается и давит на витки, заставляя спираль вращаться.
Вывод № 5: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы воздуха внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется, шарик надувается. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, воздух сжимается, шарик сдувается. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик увеличивается и уменьшается в размере.
Вывод № 6 : воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит и на открытку снизу, поэтому она не падает.
Вывод № 7: мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем.
Итак, в моей исследовательской работе все выдвинутые мной гипотезы подтвердились.
Проведя исследования, мы доказали, что воздух обладает рядом свойств. Все эти свойства воздуха человек научился использовать в повседневной жизни. Таким образом, мы пришли к выводу, что, использование свойств воздуха, является очень важным для самого существования человечества, и всего живого на Земле.
Когда-то древнегреческий философ Платон говорил, что воздух никому не принадлежит и то же время он — достояние каждого. Мудрец был прав. Отвечать за судьбу воздушного океана надо всем людям. А если так, то серая пелена не затуманит высокое синее небо и наша Земля всегда будет такой «голубой планетой», какую видят её космонавты с борта космического корабля.
4. Литература Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование».– М.: Педагогическое общество России, 2005.
Равиза Ф.В. Простые опыты. – М., 1997.
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб.
Большая книга «Почему» Москва «Росмен» 2008 г
Гальперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия»
Леонович А.А. Я познаю мир. Физика. - М.: Детская энциклопедия, 2001
Маркин В.А. Я познаю мир. География. - М.: Детская энциклопедия, 2001
Интернет-ресурсы: http://cvetnie-stekla.ru/2013-task/
5. Приложение
5.1 Состав воздуха
Воздух – смесь газов, первым из которых является азот. Он входит в состав белков и нуклеиновых кислот человеческого организма. Хоть его доля в клетках невелика – не более трех процентов, газ имеет важнейшее значение для нормальной жизнедеятельности.
Наибольшее количество азота используют в химической промышленности, в первую очередь при изготовлении удобрений.
Газовый состав атмосферного воздуха сохраняется за счет природного круговорота веществ. Для жизнедеятельности человека чрезвычайно важен кислород, который образуется с помощью растений. Так, ученым удалось рассчитать, что потеря всего 3% кислорода может привести к полной остановке всех биологических процессов на Земле. Озон требуется для разбавления кислорода, а также он концентрируется в верхних слоях стратосферы, создавая озоновый слой, который защищает Землю от солнечной радиации.
Газ, входящий в состав воздуха, находится на третьем месте по важности - аргон. Области применения аргона: лампы накаливания, заполнение пространства между стекол в пластиковых окнах, защитная среда при сварке, средство пожаротушения, для очистки воздуха, химический синтез. Человеческому организму особой пользы не приносит. При высокой концентрации газа приводит к удушению.
Атмосферный воздух содержит также углекислый газ (диоксид углерода), который образуется разными путями – при разложении органических веществ, если нагревается или горит топливо, в процессе дыхания животных и растений. Поглощают его в основном растения – поэтому поддержка достаточного растительного покрова чрезвычайно важна для стабильной работы атмосферы.
5.2 Использование воздуха человеком
Воздух помогает нам общаться. Издаваемые звуки приводят в колебание воздух. Рождающиеся звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку в ушах. Колебания передаются в головной мозг, который воспринимает их как звук. На Луне нет атмосферы, поэтому там царит абсолютная тишина. А общаться можно только с помощью специальных устройств или жестами.
В огромном воздушном океане рождаются ветры и облака, грозы и полярные сияния. Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой. Под действием воздуха и воды совершаются геологические процессы на поверхности Земли, формируются погода и климат. Он оберегает нас от метеоритов, опасного ультрафиолетового и теплового излучения, исходящего от Солнца. Благодаря этой воздушной «шубе», не страшен Земле и космический холод.
Благодаря воздуху небо бороздят самолёты, вертолёты, висят громадные дирижабли. В голубом небе совершают свой полёт птичьи стаи, неподвижно парят громадные птицы — охотники. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.
Рыбы, благодаря жабрам, умеют дышать воздухом, содержащимся в воде. Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.
Сжигая топливо (а в этом обязательно должен участвовать кислород — составная часть воздуха), люди издавна получают тепло, необходимое и в быту, и на производстве.
Если бы в природе не происходило движения воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах стало бы ещё холоднее. Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух — в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных — теплее.
Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра и колодцы.
От дыхания людей, от пыли заводских труб портится воздух. Если бы не ветер, в больших городах накопилось бы много дурного воздуха. Но ветер постоянно уносит испорченный воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей.
Ветер — большая сила, которой пользуются люди.
На юге нашей Родины, в открытых степях, где часто дует ветер, он приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодца или пруда, вырабатывают электричество.
Учёные, изучавшие Северный Ледовитый океан и часто жившие на его льдинах, использовали ветряные двигатели для получения электричества.
5.3 Свойства воздуха
Воздух прозрачен. Если бы он имел цвет, то окрашивал бы окружающие растения и предметы. Почему же небо голубое? А дело в том, что солнечный свет состоит из 7 цветов как в радуге. Проходя через атмосферу, голубой цвет усиливается. Его -то мы и видим.
Если взять 2 резиновых шарика и надуть их (до одинаковых размеров), они примут круглую форму. Значит, давление вдуваемого воздуха передалось по всем направлениям одинаково. Если поместить один из надутых шариков в холодильник, а другой в ведро с тёплой водой. Через 10-15 минут охлаждённый шарик уменьшится в размерах, а нагретый — увеличится. Следовательно, воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Если взять шприц без иголки, зажать его носик пальцем, и попробовать поршнем сжимать воздух в шприце. Объем воздуха заметно уменьшится. Если отпустить поршень — объем воздуха станет прежним. Следовательно, воздух упруг. Это свойство воздуха активно используется человеком. Например, в играх для детей. Где же оно используется?
Например, в играх с мячом. Когда мяч ударяется о пол, воздух в нём сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Еще свойства воздуха используются в таких любимых всеми детьми игрушках, как велосипеды и самокаты. Воздух накачивается в шины велосипедов, самокатов и автомобилей, чтобы смягчить толчки при езде.
Большую упругость сжатого воздуха используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены домов. Сжатым воздухом приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.
Воздух имеет вес. В литровой бутылке, например, больше одного грамма воздуха. Своим весом воздух давит на нас и на все предметы вокруг нас. Если, к примеру, откачать воздух из консервной банки, то она сплющится. Когда дети учатся плавать, они надувают воздухом автомобильную камеру или мешки из плотной материи. Эти предметы, когда они наполнены воздухом, плавают на поверхности воды и поддерживают тело человека. Воздухом наполняют резиновые лодки, на которых плавают на реке или озере. С помощью воздуха можно поднимать со дна реки или моря затонувшие корабли.
В 1919 году, уходя от Красной Армии, белые затопили в Чёрном море много подводных лодок. Советские водолазы нашли их. Лодки хорошо сохранились под водой; их можно было отремонтировать и использовать в нашем флоте. Но как поднять лодки с морского дна?
Водолазы спустились на дно моря. Здесь они прикрепили к одной из затонувших лодок огромные резиновые мешки — понтоны. Сверху в понтоны стали накачивать по трубам воздух. Когда понтоны наполнились воздухом, они всплыли вверх и потянули за собой подводную лодку.
Так советские водолазы с помощью воздуха подняли с морского дна все подводные лодки.
Если надо навести через реку временный мост, в воду спускают наполненные воздухом резиновые камеры или большие металлические ящики, запаянные со всех сторон. Их скрепляют друг с другом и застилают сверху досками. Получается временный плавучий мост
В морозную погоду люди надевают шубы и тёплые пальто, а птицы взъерошивают свои перья, чтобы задержать воздух между ворсинками и перышками. Потому что воздух — плохой проводник тепла. Поэтому растения, под снежным одеялом, не замерзают даже в сильные холода. Для человека большое значение имеют температура, влажность, движение воздуха. Например, если вы легко одеты и заняты несложной работой, лучшая температура воздуха 18— 20 С. Чем тяжелее работа, тем ниже может быть температура воздуха, но не настолько, чтобы стало трудно дышать, как при сильном морозе. Люди лучше всего себя чувствуют при влажности воздуха 40—60 процентов. Обычно хорошо переносится сухой воздух, а повышенная влажность воздуха действует неблагоприятно: при высокой температуре организм перегревается, при низкой — переохлаждается.
Движение воздуха влияет на теплоотдачу организма. При жаре приятен прохладный ветерок, вы не перегреваетесь, а на морозе ветер, кажется, пробирает до костей — организм переохлаждается.
Эти свойства воздуха человек научился использовать в повседневной жизни: шины автомобилей и велосипеда, насосы и многие другие изобретения человечества; воздух заставляет мчаться по волнам лёгкие яхты и огромные парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, а своей упругостью заставляет подпрыгивать мяч.
5.4 Викторина.
1. Что такое атмосфера?
2.Что такое воздух?
3.Какие свойства воздуха вы знаете?
4.Из чего состоит воздух?
5.Могут ли живые организмы жить без воздуха?
6.Почему так легко дышится там, где много зелени?
5.5 Музей воздуха
5.6 Опыты с воздухом
Опыт № 1. Обнаружение воздуха
Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.
1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.
Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.
3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Это движение воздуха или ветерок. Мы сами можем сделать ветер.
4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана, и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.
Опыт № 2. Прозрачность воздуха.
Технологический процесс: сравним воздух с непрозрачными предметами.
Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.
Опыт № 3. Отсутствие запаха.
Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем запах апельсина, до этого ничем не пахло.
Опыт № 4. Горячий воздух легче, чем холодный.
Технологический процесс: Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над пламенем свечи. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.
Опыт № 5. Воздух расширяется и сжимается.
Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться.
Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.
Опыт № 6. Воздух давит одинаково во всех направлениях.
Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.
Опыт № 7. Воздух необходим людям, животным и растениям.
Технологический процесс:
1. Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Моя задержка дыхания составила 15 секунд.
2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.
5.7 Охрана воздуха
В городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводских труб (особенно металлургические и химические производства), теплоэнергетика. Иногда они образуют вредный смог, который как тучи нависает над городом, мешая дышать. В воздухе растет количество углекислого газа, химических соединений, которые выбрасывают промышленные предприятия и автомашины. Выхлопные газы автомобилей, химические вещества от заводов и фабрик, приводят к гибели растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей. От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей и их будущее.
Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.
Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции. В мире широко развернулось движение в защиту природы. У нас приняты законы и разрабатывают новые, по которым руководители предприятий отвечают за очистку и обезвреживание газов до их выброса в атмосферу. Огромную роль в очистке воздуха играют растения — легкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Среди других природных фильтров тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнения. Как показали исследования, на оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.
Что делается для охраны воздуха в городах?
1. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха в городах. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. На котельных устанавливают пыле и газоулавливающие устройства.
2. Осуществляется вывод вредных предприятий за черту города.
3. Происходит замена общественного транспорта на более экологические. Создаются новые троллейбусные и трамвайные маршруты по городам. Учёные разработали новые автомобили — электромобили, которые не будут загрязнять воздух.
4. Кроме того, все большегрузные автомобили, а выхлопные газы автомобилей еще один вредный фактор, отправляются по объездным дорогам, им запрещено заезжать в центр городов.
5. Вводятся запреты на сжигание мусора в черте города.
6. Большую роль в защите воздуха играют зеленые насаждения, поэтому в городах много внимания уделяется посадке скверов, аллей, парков.
7. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
16