Химия 8 класс Дата ______________
Тема: «Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений».
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.
(М. Горький)
Цель: Формирование у обучающихся знаний о составе воздуха и проблемах, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.
Задачи:
Образовательные:
формирование у учащихся понятий о качественном и количественном составе;
применении, охране от загрязнений значении воздуха;
развитие практических навыков учащихся при выполнении эксперимента;
Развивающая:
способствовать развитию у обучающихся интереса к предмету химии;
логично излагать мысли и делать выводы;
развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию.
Воспитательная:
воспитывать умения работать в атмосфере творчества;
формировать экологическое сознания и экологическую культуру у школьников.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
продолжить формирование химической культуры;
продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы;
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Познавательные УУД:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знаково-символических средств, общих схем решения
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
соблюдение правил речевого поведения;
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: кристаллизатор с водой, пробирка, лист бумаги, известковая вода, , информационные материалы, презентация по данной теме.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: практико-ориентированное, исследовательское, проблемное обучение, игровые технологии
Приемы и методы обучения: частично-поисковый, словесный,.
Средства обучения: таблица «Воздух», презентация, лабораторный эксперимент, компьютер, учебник, доска.
Структура урока:
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление полученных знаний
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Работа у доски.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Mg + O2 Cu + O2 Fe+O2 | C + O2 S + O2 H2 + O2 | FeS2 +O2 H2S + O2 CH4 + O2 |
ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оксидов.
HCL | CuSO4 | NaCl |
P2O5 | К2O | NO2 |
FeS | MgO | H2SO4 |
Na2O | FeO | FeSO4 |
Fe(OH)2 | BaO | СO2 |
Zn(OH)2 | ZnO | MgSO4 |
CuO | CuSO4 | FeCL3 |
Na2СO3 | BaO | H2SO3 |
Mg(OH)2 | ZnCl2 | MgO |
Вопросы к учащимся
1.Сколько % кислорода в земной коре - (49%)
2. Какой газ образуется при горении серы … (Сернистый газ)
3. Какой ученый впервые получил кислород… (Джозефом Пристли)
4. В промышленности кислород получают из … (воздуха)
5. Как называется реакция при которой выделяется кислород… (горение)
6. При взаимодействии железа кислородом образуется… (железная окалина)
7. В ходе какого процесса образуется кислород (процессу фотосинтеза)
10. Как доказать наличие кислорода … (внести тлеющую лучинку)
III. Изучение нового материала. Ребята послушайте загадку:
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной…
Воздух– бесценный дар, поэтому нужно беречь его и знать о нем как можно больше
Конечно, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о воздухе, а также о его составе, ознакомимся с проблемам охраны воздуха.
В конце XVIII века ученые Дж. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье установили, что воздух — это смесь газов, из которых наиболее важными являются кислород и азот.
Составные части | Содержание газов (%) по объему | Содержание газов (%) по массе |
Азот | 78,08 | 75,5 |
Кислород | 20,95 | 23,1 |
Благородные газы (в основном аргон) | 0,94 | 1,3 |
Оксид углерода(IV) | 0,03 | 0,046 |
Демонстрация сжигания фосфора под колоколом.
Вопросы:
На сколько примерно поднялась вода в колоколе (на 1/5)
Какой газ расходуется на горение? (кислород)
Горение веществ на воздухе
Добыча огня стало переломным моментом в истории человечества и сильно ускорило развитие наших далеких предков. Ведь, подумайте сами — без костров древние люди не могли бы выжить среди опасных хищников и готовить питательную пищу, которая была крайне важна для эволюции. Из школьной программы мы прекрасно знаем, что огонь впервые был добыт «пещерными людьми», но можете ли вы прямо сейчас сказать, когда именно это произошло и при каких обстоятельствах?
Беседа с учащимися по вопросам:
Как первобытные люди добывали огонь?
Каковы условия возникновения и прекращения горения? Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях; а) загорелась одежда на человеке; б) воспламенился бензин; в) возник пожар на складе лесоматериалов; г) загорелась нефть на поверхности воды?
Беседа о правилах пожарной безопасности.
Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
В атмосфере Земли примерно 78% азота и 21% кислорода. При нормальной температуре эти вещества не реагируют друг с другом. Однако в двигателях внутреннего сгорания и при сгорании топлива в ТЭЦ образуются оксиды азота. Таким образом, они отравляют воздух и образуют смог
Кроме упомянутых веществ, в составе воздуха имеются пары воды, содержание которых может колебаться в зависимости от условий.
В результате природных явлений и деятельности человека в атмосферу поступают такие газы, оксиды серы, оксиды азота, сероводород, растворяясь в водяных парах, образуют кислоты. В виде кислотных дождей эти кислоты выпадают на поверхность земли.
В чем причина образования парникового эффекта? «В 1860 г. в атмосфере воздуха содержалось 0,0028% углекислого газа. В настоящее время - достигает 0,035-0,036%. Оказывается, что повышение содержания углекислого газа замедляет остывание поверхностных слоев Земли, а это может привести к ускорению таяния ледников (порождает так называемый «парниковый эффект»).
IV.Закрепление знаний учащихся
Охарактеризуйте состав воздуха по объему и массе.
Почему на переменах необходимо проветривать класс?
Какие условия необходимы для возникновения и прекращения горения?
Рефлексия.
Домашнее задание. §27, вопр. 1, 3, 4, стр. 91