МКОУ «Гимназия Культуры мира им.А.Д.Адилсолтанова»
с.Нурадилово Хасавюртовский район РД
Открытый урок
по окружающему миру
«
Воздух. Свойства воздуха»
Подготовила учитель начальных классов:
Хайдарбиева Х.М.
Ноябрь 2018
«Воздух и его свойства»
Цель: формирование представления о составе воздуха и его свойствах;
Задачи:
разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;
показать важность воздуха для всего живого на Земле;
развивать умение исследовать свойства веществ;
продолжать воспитывать интерес экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.
Оборудование: диаграмма «Состав воздуха», таблички с надписями свойств воздуха, надутый воздушный шарик, книга, пустой стакан, стеклянная миска с водой, рисунок тополя, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь Поглазовой.
Ход урока
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как назвали ученые все, что нас окружает?
Дети: ученые назвали телами все, что нас окружает.
Учитель: А из чего состоят все тела?
Дети: Из веществ.
Учитель: какие три состояния веществ мы знаем?
Дети: жидкие, твердые, газообразные.
На доске вывешиваются таблички.
ВЕЩЕСТВА
ЖИДКИЕ ТВЕРДЫЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ
Учитель: отгадайте загадку в рабочей тетради на стр.25.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
Учитель: конечно это воздух. Кто догадался о теме нашего урока? «Воздух и его свойства» ( тема записывается на доске)
Ребята, а воздух это вещество? В какую группу мы его отнесем?
На доске появляется ещё одна табличка «ВОЗДУХ»
Учитель: чем важен воздух для всего живого на земле?
Слушаем мнение детей
Учитель: а теперь прочитаем об этом в учебнике.
По ходу чтения объясняется, что толстый слой воздуха, который покрывает нашу Землю – это атмосфера (слово записать на доске). Человек без воздуха не может прожить и 5 минут.
Учитель: а кто знает, что такое воздух? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 71.
На доске появляется диаграмма «СОСТАВ ВОЗДУХА»
Учитель: какого газа больше всего в воздухе?
Дети: азота.
Какой газ необходим нам для дыхания? (кислород)
Учитель: каждый день человеку необходимо для дыхания 600 литровкислорода.
Учитель: Какой газ мы выдыхаем? (углекислый газ)
- Какого газа добавится в классе к концу уроков? А чтобы не накапливался углекислый газ, что для этого нужно делать? (проветривать класс). А ещё в воздухе находятся частички пыли, водяные пары, бактерии.
Учитель: Ребята, а почему леса называют легкими планеты? Как хорошо, легко дышится в лесу. А это потому, что деревья выделяют особые летучие вещества фитонциды, которые убивают бактерии. В городе воздух другой. Пахнет бензином, выхлопными газами, загрязнён частицами пыли, копоти – ведь много машин, заводов, фабрик. Дышать таким воздухом вредно – вот люди и сажают много деревьев в городах.
- Какое дерево является «городским»? Вы сейчас узнаете из рассказа ребят.
Дети: городским деревом считают тополь, так как это дерево выделяет в атмосферу столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. Тополя неприхотливы и быстро растут. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем частицы грязи и пыли. Сами листья висят на длинных черешках и поэтому очень подвижны, трепещут, дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают на свою поверхность пыль из воздуха.
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение ( читают дети).
Воздух.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Учитель: о чем это стихотворение? (о свойствах воздуха)
- А что означает слово «свойство»?
- Свойства есть у каждого вещества – это признаки, которые отличают один предмет от другого. Какие свойства имеет воздух, мы сейчас узнаем, а поможет нам в этом рабочая тетрадь.
По ходу заполнения рабочей тетради учитель вывешивает карточки со свойствами воздуха на доску: бесцветный, прозрачный, без запаха, нет вкуса, занимает весь предоставленный объем.
Учитель: Ребята, давайте дорисуем шарик и точками покажем, что воздух занял в нем все пространство. Где это свойство воздуха используется?
Д
ети: при надувании игрушек, мячей, плавательных кругов,
резиновых лодок.
Учитель: чтобы познакомиться с другими свойствами воздуха, нам необходимо превратиться в исследователей и проделать опыты. Можем мы изменить объем воздуха? На воздушный шарик положим книгу и придавим ею шарик, после того как мы убираем книгу, объем шарика остается неизменным.
- Теперь возьмем пустой стакан и поставим его в миску с водой. Почему вода не поднялась выше?
В стакане молекулы воздуха сопротивляются и не дают воде подняться выше. Какой вывод можем сделать?
Дети вместе с учителем в рабочей тетради делают вывод о том, что воздух сопротивляется изменению объема, и записывают его в тетрадь. Такое свойство воздуха называют упругостью.
Наблюдаем в рабочей тетради за шариком, который надели на сосуд, стоящий в горячей воде. Шарик будет надуваться, так как, при нагревании молекулы воздуха движутся быстрее, при этом часто сталкиваются и отскакивают на большие расстояния. Поэтому промежутки между молекулами увеличиваются – воздух расширяется.
При охлаждении воздух в шарике будет сжиматься.
Записываем результаты в рабочую тетрадь. Свои наблюдения вы зарисуете дома.
Учитель: Ребята, нам ещё предстоит ответить на вопросы в рабочей тетради:
- Что находится между стеклами в двойных рамах? Для чего?
- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное?
- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
- Чем греет меховая шуба?
Делаем вывод и записываем его: воздух плохой проводник тепла и холода.
Учитель: Ребята, наши наблюдения за воздухом заканчиваются. Что же такое воздух? Какие свойства воздуха вы узнали на уроке?
Итог урока на доске:
ВЕЩЕСТВА
ЖИДКИЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ ТВЕРДЫЕ
ВОЗДУХ
ПРОЗРАЧНЫЙ
БЕСЦВЕТНЫЙ
БЕЗ ЗАПАХА
ЗАНИМАЕТ ВЕСЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ОБЪЕМ
УПРУГИЙ
ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ
ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ
ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛо