СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможен ли союз учителя и учеников?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа, актуальность которой очевидна нарастанием конфликтов в современной школе. Идея принадлежит ученикам, проект прошел защиту и был представлен педагогическому совету школы как позиция школьников по данной проблеме. Вызвал обсуждение. Работа над проектом включала методы имперического исследования( анкетирование), анализа результатов, ссылку на теорию проблемы и собственные выводы.

Просмотр содержимого документа
«Возможен ли союз учителя и учеников?»

 Учитель и ученик- возможен ли союз? Проектная работа

Учитель и ученик-

возможен ли союз?

Проектная работа

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина, г. Моздок  Авторы проекта: Мирошниченко Юлия и  Святуненко Маргарита, 10 «А» класс Руководитель: Гокинаева Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания Тип проекта: исследовательский  Объект исследования: конфликты в системе «учитель-ученик» в общеобразовательном учреждении.

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №2

им. А.С.Пушкина, г. Моздок

Авторы проекта: Мирошниченко Юлия и

Святуненко Маргарита, 10 «А» класс

Руководитель: Гокинаева Наталья Николаевна,

учитель истории и обществознания

Тип проекта: исследовательский

Объект исследования: конфликты в системе

«учитель-ученик» в общеобразовательном

учреждении.

Цель проекта: выявить причины возникновения конфликтов в системе «учитель-ученик» и разработать рекомендации по их мирному урегулированию Гипотеза: союз между учителем и учеником возможен Задачи проекта: -Изучить научные исследования по конфликтам между учителем и учеником -Проанализировать социальный опрос учеников 9-11 классов и учителей старших классов - Описать упражнения, способствующие мирному урегулированию конфликтов в позиции «учитель-ученик» Методы исследования: -анализ теоретического материала по проблеме -наблюдение -анализ педагогической литературы -социологический опрос -анализ и обработка полученных результатов

Цель проекта: выявить причины возникновения конфликтов в системе «учитель-ученик» и разработать рекомендации по их мирному урегулированию

Гипотеза: союз между учителем и учеником возможен

Задачи проекта:

-Изучить научные исследования по конфликтам между учителем и учеником

-Проанализировать социальный опрос учеников 9-11

классов и учителей старших классов

- Описать упражнения, способствующие мирному урегулированию конфликтов в позиции «учитель-ученик»

Методы исследования:

-анализ теоретического материала по проблеме

-наблюдение

-анализ педагогической литературы

-социологический опрос

-анализ и обработка полученных результатов

 Введение Актуальность проблемы Школа является одним из важнейших социальных институтов общества. В школе происходят два общественно важных процесса: социализация молодого поколения, обучение профессиональным ролям. Но как и во всяком социальном институте в результате совместной деятельности людей(каждый из которых по-своему уникален) могут происходить различные конфликты. Проблема взаимоотношений учителя и ученика является одной из самых распространенных проблем. Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы, отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всех окружающих участников образовательного процесса. Предупреждение конфликтных ситуаций, конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса.

Введение

Актуальность проблемы

Школа является одним из важнейших социальных институтов общества.

В школе происходят два общественно важных процесса: социализация

молодого поколения, обучение профессиональным ролям. Но как и во

всяком социальном институте в результате совместной деятельности

людей(каждый из которых по-своему уникален) могут происходить

различные конфликты. Проблема взаимоотношений учителя и ученика

является одной из самых распространенных проблем. Конфликты

негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы,

отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на всех

окружающих участников

образовательного процесса.

Предупреждение конфликтных

ситуаций, конфликтов, несомненно,

будет способствовать повышению

качества учебного процесса.

 Понятие и структура конфликта Конфликт -наиболее острый способ разрешения противоречий, в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов  и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: конфликтная ситуация, инцидент, субъекты конфликта, объект конфликта Конфликтная ситуация- это совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве, создающих определенное психологическое напряжение и провоцирующих враждебные действия, конфликт. Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях. Субъект конфликта — это активная сторона, способная создать  конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Объект конфликта -различия в системе ценностей, ресурсы или статус,  по поводу которых этот конфликт происходит

Понятие и структура конфликта

Конфликт -наиболее острый способ разрешения противоречий, в

процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов

и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Структура конфликта: конфликтная ситуация, инцидент, субъекты

конфликта, объект конфликта

Конфликтная ситуация- это совокупность объективных и

субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве,

создающих определенное психологическое напряжение и

провоцирующих враждебные действия, конфликт.

Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его

участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях.

Субъект конфликта — это активная сторона, способная создать

конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от

своих интересов.

Объект конфликта -различия в системе ценностей, ресурсы или статус,

по поводу которых этот конфликт происходит

Особенности конфликта  между учителем и учеником Участники конфликта: учитель и ученик(-и-) Разные социальные статусы сторон Профессиональная позиция педагога в конфликте 4. Разница в жизненном опыте участников

Особенности конфликта

между учителем и учеником

  • Участники конфликта: учитель и ученик(-и-)
  • Разные социальные статусы сторон
  • Профессиональная позиция педагога в конфликте

4. Разница в жизненном опыте участников

Классификация конфликтов в позиции  «учитель-ученик» по Л. В. Симоновой:  1 . Конфликты , возникающие как реакция на препятствие к достижению целей учебной деятельности. 2 . «Конфликты ожиданий ». Возникают в результате не соответствия принятым нормам отношений между педагогами и учениками и уровню ожиданий их по отношению друг к другу. 3. «Конфликты межличностной  несовместимости». Возникают из-за личностных особенностей учителя и учеников, особенностей характера и темперамента.

Классификация конфликтов в позиции

«учитель-ученик» по Л. В. Симоновой:

1 . Конфликты , возникающие как реакция на препятствие к

достижению целей учебной деятельности.

2 . «Конфликты ожиданий ». Возникают в результате не соответствия

принятым нормам отношений между педагогами и учениками и уровню

ожиданий их по отношению друг к другу.

3. «Конфликты межличностной

несовместимости». Возникают

из-за личностных особенностей

учителя и учеников, особенностей

характера и темперамента.

Деструктивный и конструктивный виды  конфликтов в системе «учитель-ученик» Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: а ) когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и  не желает учитывать интересы другой стороны; б) когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. Конструктивный конфликт возникает в случае если:  оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и  разумных аргументов.

Деструктивный и конструктивный виды

конфликтов в системе «учитель-ученик»

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

а ) когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и

не желает учитывать интересы другой стороны;

б) когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым

методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра,

дискредитируя и унижая его.

Конструктивный конфликт возникает в случае если:

оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и

разумных аргументов.

Негативные стороны конфликтов  между учителем и учеником растрачиваются физические и нравственные силы и энергия как учителя, так и ученика, стресс у обеих конфликтующих сторон происходит нарушение системы взаимоотношений между учителем и учениками, появляется враждебность и недоверие друг к другу обеих сторон иногда конфликт может сопровождаться серьезными психическими и моральными травмами происходит дезорганизация учебного процесса

Негативные стороны конфликтов

между учителем и учеником

  • растрачиваются физические и нравственные силы и энергия как

учителя, так и ученика, стресс у обеих конфликтующих сторон

  • происходит нарушение системы взаимоотношений между учителем

и учениками, появляется враждебность и недоверие друг к другу обеих

сторон

  • иногда конфликт может сопровождаться серьезными

психическими и моральными травмами

  • происходит дезорганизация

учебного процесса

Стили разрешения конфликтов  между учителем и учеником Стиль конкуренции(соперничества). Предполагает ориентацию  оппонентов на личные интересы.  Стиль уклонения. Отличается стремлением уйти от конфликтного взаимодействия. Не предполагает ориентацию оппонентов ни на личные  интересы, ни на интересы оппонента.  Стиль приспособления. Стиль предполагает, что кто-то из оппонентов достигает своей цели за счет эксплуатации личностных особенностей другого.  Стиль компромисса. Данный стиль предполагает баланс интересов конфликтующих сторон.  Стиль сотрудничества. Предполагает совместный поиск оппонентами решения противоречия, при котором устраняются  причины и предмет конфликта.

Стили разрешения конфликтов

между учителем и учеником

Стиль конкуренции(соперничества). Предполагает ориентацию

оппонентов на личные интересы.

Стиль уклонения. Отличается стремлением уйти от конфликтного

взаимодействия. Не предполагает ориентацию оппонентов ни на личные

интересы, ни на интересы оппонента.

Стиль приспособления. Стиль предполагает, что кто-то из

оппонентов достигает своей цели за счет эксплуатации личностных

особенностей другого.

Стиль компромисса. Данный стиль предполагает баланс интересов

конфликтующих сторон.

Стиль сотрудничества. Предполагает совместный поиск

оппонентами решения противоречия, при котором устраняются

причины и предмет конфликта.

«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко Основой новаторской педагогической теории А. С. Макаренко, которой он руководствовался при обучении конфликтных детей, являются любовь и уважение к детям, обязательно сочетающиеся с требованиями к ним (детям нужна «требовательная любовь», говорил он). Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива, прививании умения жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться, творить, ставить интересы коллектива выше свои личных.

«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко

Основой новаторской педагогической теории А. С. Макаренко, которой

он руководствовался при обучении конфликтных детей, являются

любовь и уважение к детям, обязательно сочетающиеся с требованиями

к ним (детям нужна «требовательная любовь», говорил он). Макаренко

видел главную задачу воспитательной работы в правильной

организации коллектива, прививании умения жить в коллективе,

вступать в постоянное общение с людьми, трудиться, творить, ставить

интересы коллектива выше свои личных.

 Социальный опрос учащихся 9-10 классов Всего опрошенных: 121 учащийся

Социальный опрос

учащихся 9-10 классов

Всего опрошенных: 121 учащийся

 Социальный опрос  учителей 9-11 классов Всего опрошенных:27 учителей

Социальный опрос

учителей 9-11 классов

Всего опрошенных:27 учителей

 Социальный опрос учащихся 9-10 классов

Социальный опрос

учащихся 9-10 классов

 Социальный опрос учителей 9-11 классов

Социальный опрос

учителей 9-11 классов

 Социальный опрос  учителей 9-11 классов

Социальный опрос

учителей 9-11 классов

Выводы Таким образом, проанализировав ответы учителей и учеников, мы пришли к выводу, что конфликты между учителями и учениками в нашей школе есть, причем они нередкие и причинами таких конфликтов, в основном, являются:  невыполнение учеником требований учителя,  не всегда объективность оценивания знаний учащихся  педагогами,  часто недобросовестное и безответственное отношение учащихся к учебе,  неподобающее поведение учеников на уроках

Выводы

Таким образом, проанализировав ответы учителей и учеников, мы

пришли к выводу, что конфликты между учителями и учениками в

нашей школе есть, причем они нередкие и причинами таких

конфликтов, в основном, являются:

  • невыполнение учеником требований учителя,

  • не всегда объективность оценивания знаний учащихся

педагогами,

  • часто недобросовестное и безответственное отношение

учащихся к учебе,

  • неподобающее поведение учеников на уроках

Рекомендации для мирного урегулирования  конфликтов с учащимися(учителям) 1.В конфликте с учеником не повышайте голос на ученика и не проявляйте пренебрежение или высокомерие по отношению к нему, так как чаще всего за этим следует ответная реакция. Говорите с учеником спокойным, доброжелательным голосом. 2.Попросите ученика выразить свои претензии (или обоснуйте свои),внимательно его выслушайте. 3.Предложите свои варианты решения конфликта и обсудите их с учеником. 4.Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою неправоту, это поднимет Вас в глазах ученика. 5.Попробуйте смягчить конфликт с помощью юмора (это поможет ученику увидеть в Вас «друга»). 6.Уважайте мнение ученика, не подвергайте его публичной критике(свои замечания лучше высказать один на один).

Рекомендации для мирного урегулирования

конфликтов с учащимися(учителям)

1.В конфликте с учеником не повышайте голос на ученика и

не проявляйте пренебрежение или высокомерие по

отношению к нему, так как чаще всего за этим следует

ответная реакция. Говорите с учеником спокойным,

доброжелательным голосом.

2.Попросите ученика выразить свои претензии (или обоснуйте

свои),внимательно его выслушайте.

3.Предложите свои варианты решения конфликта и обсудите

их с учеником.

4.Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою неправоту, это

поднимет Вас в глазах ученика.

5.Попробуйте смягчить конфликт с помощью юмора

(это поможет ученику увидеть в Вас «друга»).

6.Уважайте мнение ученика, не подвергайте его публичной

критике(свои замечания лучше высказать один на один).

Рекомендации для мирного урегулирования  конфликтов с учителями(учащимся) 1.В конфликте с учителем не ведите себя вызывающе или «развязно»,  это вызывает у учителя оправданное недовольство, раздражение. 2.Высказывая свое мнение, прислушивайтесь и к доводам учителя(возможно, в них вы найдете ответы на свои вопросы). 3.Если получилось, что учитель не сдержался и повысил голос,  сделайте паузу(во время которой можно посчитать до 5 и сделать глубокий вдох) и спокойно выскажите свои претензии, а не кричите, доказывая свою точку зрения. 4.Никогда не перебивайте учителя, лучше выслушайте его претензии,  а затем предложите свои варианты решения конфликта и обсудите  их с учителем. 5.Страйтесь четко и ясно высказывать свои мысли(часто недопонимание возникает именно в результате неправильно сформулированной фразы). 6.Помните,что учитель старше и мудрее, его главная цель - научить Вас преодолевать трудности в современном мире, сделать из Вас воспитанного, культурного человека, он не желает Вам зла, поэтому иногда нужно просто прислушаться к его мнению.

Рекомендации для мирного урегулирования

конфликтов с учителями(учащимся)

1.В конфликте с учителем не ведите себя вызывающе или «развязно»,

это вызывает у учителя оправданное недовольство, раздражение.

2.Высказывая свое мнение, прислушивайтесь и к доводам

учителя(возможно, в них вы найдете ответы на свои вопросы).

3.Если получилось, что учитель не сдержался и повысил голос,

сделайте паузу(во время которой можно посчитать до 5 и сделать

глубокий вдох) и спокойно выскажите свои претензии, а не кричите,

доказывая свою точку зрения.

4.Никогда не перебивайте учителя, лучше выслушайте его претензии,

а затем предложите свои варианты решения конфликта и обсудите

их с учителем.

5.Страйтесь четко и ясно высказывать свои мысли(часто

недопонимание возникает именно в результате неправильно

сформулированной фразы).

6.Помните,что учитель старше и мудрее, его главная цель - научить

Вас преодолевать трудности в современном мире, сделать из Вас

воспитанного, культурного человека, он не желает Вам зла,

поэтому иногда нужно просто прислушаться к его мнению.

Заключение Подведя итог всей проделанной работы, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута. В результате исследования, был сделано следующее: 1. раскрыты понятие , виды, структура и стили разрешения конфликта в системе «учитель-ученик», 2.проведен социологический опрос учителей и учеников 9-11 классов , 3.выявлены причины возникновения конфликтов между учителем и учеником,  4.разработаны рекомендации по разрешению конфликтов между  учителем и учеником.

Заключение

Подведя итог всей проделанной работы, можно сказать, что цель,

поставленная в начале работы, была достигнута. В результате

исследования, был сделано следующее:

1. раскрыты понятие , виды, структура и стили разрешения

конфликта в системе «учитель-ученик»,

2.проведен социологический опрос учителей и учеников 9-11 классов ,

3.выявлены причины возникновения конфликтов между учителем и

учеником,

4.разработаны рекомендации по разрешению конфликтов между

учителем и учеником.

Заключение «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони»  Китайская поговорка В результате исследования была также подтверждена гипотеза(союз между учителем и учеником возможен), выдвинутая нами в начале  проектной работы. Так, мы пришли к выводу, что союз между учителем и учеником возможен, хотя отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Главное — остановиться и подумать, какой выбрать путь решения конфликта, чтобы противоречия не привели к нарушению взаимоотношений. Китайская поговорка гласит: «чтобы сделать хлопок, нужны две ладони», так и в конфликте, чтобы найти решение, нужно учитывать интересы друг друга.

Заключение

«Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони»

Китайская поговорка

В результате исследования была также подтверждена гипотеза(союз

между учителем и учеником возможен), выдвинутая нами в начале

проектной работы. Так, мы пришли к выводу, что союз между учителем

и учеником возможен, хотя отсутствие конфликтов в школе — явление

практически невозможное. И решать их все равно придется. Главное —

остановиться и подумать, какой выбрать путь решения конфликта,

чтобы противоречия не привели к нарушению взаимоотношений.

Китайская поговорка гласит: «чтобы сделать хлопок, нужны две

ладони», так и в конфликте, чтобы найти решение, нужно учитывать

интересы друг друга.