Безотметочное обучение
Не могу не сказать о моём опыте безотметочного оценивания обучающихся! Как известно, дети с нарушением интеллектуального развития имеют завышенную неадекватную самооценку. И, когда я свою педагогическую деятельность начала в коррекционной школе, перейдя из СОШ, по инерции стала использовать традиционную систему оценивания. И мои ученики стали требовать только отметку «5»! «4»- ки почти во всех тетрадях зачёркивались… Минут десять каждого урока русского языка и математики надо было объяснять причины снижения отметки оценивания.
И я выяснила:
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который позволит преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы- воспитанию самостоятельны, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.
Функции безотметочного оценивания в образовании.
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ – опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребёнка.
-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – СВЯЗАНА С РАЗВИТИЕМ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать учиться. Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании, связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетённость и т.д.
- ДИНАМИЧЕСКАЯ – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерий относительной успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видах и формах оценивания даёт возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами. Присвоение коэффициента эффективности обучения реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребёнка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.
Осуществление здоровьесберегающей, психологической и динамической функции невозможно без реализации – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ - функции. Рассмотрим некоторые приёмы оценивания достижений учащихся, используемые педагогами при разных видах контроля.
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в школе.
Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А. Амонашвили. Он занимается этой проблемой уже более 25-ти лет. По его наблюдениям, а также, по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребенка) они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости.
Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:
- торжествующая пятерка;
- обнадеживающая четверка;
- равнодушная тройка;
- угнетающая двойка.
Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.
Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить.
Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.
Безотметочная система позволяет:
- поднять уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
- снизить уровень тревожности, уменьшить проявления отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
- придать процессу выполнения заданий не только репродуктивный, но и творческий характер.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Новая модель обучения предполагает переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.
Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как:
- профессиональный рост учителя;
- формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.
Для полной сформированности учебной деятельности необходимо 5 – 6 лет; ее формирование заканчивается к 8 – 9 классу. Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции.
Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения:
1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
Д.Б. Эльконин утверждает, что для становления адекватной самооценки ребенка мало изъять из учебного процесса отметку, необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов образовательного процесса.
Обучение должно строиться на содержательно-оценочной основе, т.к. содержание оценки:
- развивает и формирует оценочную деятельность детей,
- делает образовательный процесс гуманным и направленным на личность ребенка;
- развивает сотрудничество между учителем и ребенком,
- закрепляет между ними взаимопонимание и доверие.
Первым шагом в развитии самооценки является собственная оценка проверенного учителем задания, в котором ошибки уже исправлены. Получив тетрадь, ученик на вертикальной черте (шкале успеха) отмечает точку, соответствующую его самооценке. Чем выше точка, тем выше уровень самооценки.
Следующий шаг – самооценка ребенка до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. В проводимых проверочных работах таких шкал, на которых дети оценивают себя, обычно бывает несколько. Каждая из них выбирается и обсуждается в классе. Ученики самостоятельно называют наиболее значимые для них аспекты данной работы (например: безударные гласные в корне слова, безударные личные окончания глаголов и т.д.) и отмечают предполагаемый уровень качества выполнения каждого конкретного задания. Дети, активно участвующие в обсуждениях по поиску вариантов решения различных заданий, оценки правильности своих действий, задающие «умные вопросы», высказывающие собственные гипотезы, отдельно оцениваются учителем (не всегда отметкой).
Таким образом, исполнительская и поисковая, творческая активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности оценивается по-разному, но одинаково достойно.
Вернемся к самооцениванию школьников. Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована.
Возможны два варианта такого самооценивания:
- ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
- ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки.
Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам:
· отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна;
· ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными;
· самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Процесс оценивания учащимся собственной деятельности, поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение:
1. на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит своё продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность;
2. повышается учебно-познавательная активность учащегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса;
3. учащийся овладевает навыками рефлексии — одной из ключевых компетенций современного человека.
Возможны различные формы оценивания без отметок.
Текущая оценка учебных достижений. В начале изучения темы полезно повести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки. По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек. Его особую ценность представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом.
Текущий и итоговый контроль проверяет не знания, а умения их применять.
Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится.
Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Вместе (учитель и ученик) обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний и деятельности. При рефлексии происходит исследование уже осуществлённой деятельности с целью фиксации её результатов и повышения эффективности. Она позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые становятся ему видимыми при анализе деятельности и образовательных результатов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в создании комфортных условий образования и продуманной системе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому безотметочный подход по отношению к их обучению особенно актуален. Первоначальные этапы их обучения опираются на оценку учителя. Такое оценивание должно носить качественную направленность. Оценка уровня учебных достижений ребенка с ограниченными возможностями может быть выполнена на основе следующих качественных показателей:
1. Полнота усвоения учебной информации
2. Самостоятельность использования полученных знаний и навыков
3. Осознанность применения усвоенного
Каждый показатель имеет разную степень выраженности и позволяет определить уровень успешности обучения ребенка по конкретной дисциплине:
Высокий уровень выражен полным усвоением данного объема информации, независимостью от взрослого при выполнении связанных с ним заданий, осознанностью, проявляющейся в умении самостоятельно объяснить свои действия, привести примеры в изучаемой области, доказать свою точку зрения.
Уровень выше среднего характеризуется овладением информацией в основном, за исключением отдельных деталей, потребностью в организующей помощи взрослого при выполнении заданий, осознанностью, проявляющейся в умении правильно отвечать на все вопросы по содержанию деятельности.
Средний уровень проявляется в частичном овладении предоставляемой информацией в объеме более половины от заданного, потребностью в помощи взрослого в виде разнообразных наглядных опор, осознанностью, проявляющейся в умении правильно ответить на основные вопросы, связанные с содержанием полученной информации.
Уровень ниже среднего характерен для усвоения информации в объеме менее половины от заданного, потребностью в практической помощи взрослого, умением правильно отвечать лишь на отдельные вопросы по содержанию предлагаемой информации.
Низкий уровень отличается овладением отдельными случайными единицами информации, полной зависимостью от взрослого при выполнении заданий, отсутствием осознанности, неумением ответить на вопросы по содержанию деятельности.
Выявленный уровень успешности обучения позволяет обосновать дифференцированный подход в дальнейшем обучении.
А с введением ФГОС обучающихся уо (ин) с 1 сентября 2016 года, безотметочное обучение рекомендуется до второго полугодия второго класса.
Начиная работу в сентябре 2017 года с вновь прибывшими обучающимися 1 класса и изучив все плюсы и минусы безотметочного обучения, а также учитывая особенности оценивания в дальнейшем – в 5-9 классах, я только в конце 3 класса стала вводить отметки по традиционной системе. И у моих учеников 4 класса в 2020-2021 учебном году (у приблизительно у 80%) наблюдается высокая учебно-познавательная активность, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса; учащиеся более успешно овладевают навыками рефлексии — одной из ключевых компетенций современного человека.
Литература:
1. Ш.А. Амонашвили. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
2. Д.Б.Эльконин. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
3. М.В. Белозёрова. Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Сайт: День за днем. Наука. Культура. Образование.2012
4. Е.Б. Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование» №3 2010 с.83-93