Просмотр содержимого документа
«Возможности информационных технологий в обучении детей с разными образовательными способностями и потребностями.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42
имени Героя Советского Союза Хадж-Умара Джиоровича Мамсурова
ДОКЛАД
Возможности информационных технологий в обучении детей с разными образовательными способностями и потребностями.
учитель информатики: Химилонова М. Т.
Владикавказ
2018-2019 уч.г.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с менее ограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
Преподаватель;
Эксперт;
Партнер по деятельности;
Инструмент деятельности;
Учащиеся могут применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах. Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях. Можно сказать, что компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения наглядности (презентации различного рода).
Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности.
И часто дети с ОВЗ используют ИКТ, в основном для общения в связи с этим появляется необходимость учить детей правильно использовать интернет-ресурсы. В работе с детьми, имеющими наиболее сохранные функции интеллекта очень актуализируется потребность в своевременном обучении культуре интернет-общения, также большая работа проводиться с родителями таких учеников.
При тяжелых интеллектуальных нарушениях компьютер используется как вспомогательное средство обучения. В таких ситуациях обучающиеся специализированных школ ограничиваются в свободе пользования Интернетом, и их работа за компьютером тщательнее отслеживается со стороны преподавателя.
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими различные нарушения здоровья, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.