СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности инструментов иммерсивного чтения в процессе преодоления фонематической дислексии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные инструменты позволяют: 

  • попутно изучать части речи, улучшая тем самым навыки письма; 
  • помогают выработать правильное произношение слов (за счет прослушивания воспроизведения текста голосовым движком).

Просмотр содержимого документа
«Возможности инструментов иммерсивного чтения в процессе преодоления фонематической дислексии»

ВОЗМОЖНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ ИММЕРСИВНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ


Фонематическая дислексия

Фонематическая дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) – памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность – ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.

Фонематическая дислексия возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Общие симптомы

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т.д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Фонематическая 1.

Механизм: Нарушение функций фонематической системы

Симптоматика: замены смешения звуков, сходных акустически и артикуляционно.

Фонематическая 2.

Механизм: недоразвитие функции фонематического анализа и синтез, т.е. ребенок не может установить правильную последовательность анализа и синтеза.

Симптоматика:

  • Побуквенное чтение.

  • Пропуски вставки, перестановки букв.

  • Пропуски, вставки, перестановки слогов.

  • Послоговое чтение.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Возможности инструментов иммерсивного чтения

в процессе преодоления фонематической дислексии»


Общая характеристика инструмента иммерсивного чтения:

Иммерсивное средство чтения – это подборка программных инструментов для упрощения чтения и обучения. Эти инструменты предусматривают облачение текста в режим чтения – максимально удобный для чтения вид, применяемый к веб-страницам, документам, письмам, заметкам и т.п. Данные инструменты предполагают настройку этого режима чтения под специфические задачи. 

Данные инструменты позволяют: 

  • попутно изучать части речи, улучшая тем самым навыки письма; 

  • помогают выработать правильное произношение слов (за счет прослушивания воспроизведения текста голосовым движком).

Инструменты иммерсивного чтения созданы для использования их в рамках обычных образовательных программ для детей по улучшению скорости чтения и развитию их речи. Может использоваться в логопедической работе с детьми с дислексией, а также со взрослыми с проблемами зрения, со слабой концентрацией внимания и т.п. 

Кроме того, инструменты иммерсивного чтения будет полезным и взрослым людям без проблем со здоровьем – например, для сохранения зрения при активной работе с вычиткой текста, для большего погружения в читаемый материал или в целях изучения иностранных языков.

Инструменты иммерсивного чтения:

Увеличенные интервалы;

Разбивка слов на слоги;

Выбор темы оформления;

Цветовое выделение частей речи в тексте;

Фокус строки;

Воспроизведение текста голосовым движком.


Возможности использования в процессе преодоления фонематической дислексии

  1. При недоразвитии функции фонематического анализа и синтеза иммерсивное чтение может помочь прочитать ребенку текст и установить правильную последовательность букв и слогов в слове.

  2. При помощи возможности разделения текста на слоги иммерсивного чтения, ребенок может научиться как по слоговому чтению, так и чтению всего слова.

  3. При возможности переключения скорости иммерсивного чтения дети могут разделять звуки сходные акустически и артикуляционно, при более медленной скорости дети могут остановиться и проговорить звук.

  4.  При озвучивании текста иммерсивного чтения ребенок воспринимает текст на слух, с возможностью повторения. 

Преимущества:

  1. может использоваться для работы над слоговой структурой слов (развивать навык послогового чтения, чтение всего слова);

  2. есть возможность регулирования скорости иммерсивного чтения; 

  3. ребенок слышит то, что написано, может повторять (работа со слухом и артикуляцией);

  4. ребенок видит читаемый текст. 

Недостатки:

  1. озвучивающий голос не ставит ударение;

  2. не тянет гласные;

  3. не воспроизводит восклицательные, вопросительные предложения;

  4. голос дрожит при озвучивании предложений;

  5. не делит интонационно слова на слоги;

  6. не обращает внимания на знаки препинания;

  7. невнятно произносит буквы.


Традиционные направления работы

Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы: фонематического восприятия (дифференциации фонем) и фонематического анализа и синтеза. Каждая из этих функций может нарушаться избирательно, однако возможно и одновременное их недоразвитие.

  1. Развитие фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации фонем).

  2. Развитие языкового анализа и синтеза.

  3.  Развитие слогового анализа и синтеза;

  4. Формирование фонематического анализа и синтеза.