ВОЗМОЖНОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ ИММЕРСИВНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ
Фонематическая дислексия
Фонематическая дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) – памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность – ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.
Фонематическая дислексия возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Общие симптомы
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т.д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Фонематическая 1.
Механизм: Нарушение функций фонематической системы
Симптоматика: замены смешения звуков, сходных акустически и артикуляционно.
Фонематическая 2.
Механизм: недоразвитие функции фонематического анализа и синтез, т.е. ребенок не может установить правильную последовательность анализа и синтеза.
Симптоматика:
Побуквенное чтение.
Пропуски вставки, перестановки букв.
Пропуски, вставки, перестановки слогов.
Послоговое чтение.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Возможности инструментов иммерсивного чтения
в процессе преодоления фонематической дислексии»
Общая характеристика инструмента иммерсивного чтения:
Иммерсивное средство чтения – это подборка программных инструментов для упрощения чтения и обучения. Эти инструменты предусматривают облачение текста в режим чтения – максимально удобный для чтения вид, применяемый к веб-страницам, документам, письмам, заметкам и т.п. Данные инструменты предполагают настройку этого режима чтения под специфические задачи.
Данные инструменты позволяют:
попутно изучать части речи, улучшая тем самым навыки письма;
помогают выработать правильное произношение слов (за счет прослушивания воспроизведения текста голосовым движком).
Инструменты иммерсивного чтения созданы для использования их в рамках обычных образовательных программ для детей по улучшению скорости чтения и развитию их речи. Может использоваться в логопедической работе с детьми с дислексией, а также со взрослыми с проблемами зрения, со слабой концентрацией внимания и т.п.
Кроме того, инструменты иммерсивного чтения будет полезным и взрослым людям без проблем со здоровьем – например, для сохранения зрения при активной работе с вычиткой текста, для большего погружения в читаемый материал или в целях изучения иностранных языков.
Инструменты иммерсивного чтения:
Увеличенные интервалы;
Разбивка слов на слоги;
Выбор темы оформления;
Цветовое выделение частей речи в тексте;
Фокус строки;
Воспроизведение текста голосовым движком.
Возможности использования в процессе преодоления фонематической дислексии
При недоразвитии функции фонематического анализа и синтеза иммерсивное чтение может помочь прочитать ребенку текст и установить правильную последовательность букв и слогов в слове.
При помощи возможности разделения текста на слоги иммерсивного чтения, ребенок может научиться как по слоговому чтению, так и чтению всего слова.
При возможности переключения скорости иммерсивного чтения дети могут разделять звуки сходные акустически и артикуляционно, при более медленной скорости дети могут остановиться и проговорить звук.
При озвучивании текста иммерсивного чтения ребенок воспринимает текст на слух, с возможностью повторения.
Преимущества:
может использоваться для работы над слоговой структурой слов (развивать навык послогового чтения, чтение всего слова);
есть возможность регулирования скорости иммерсивного чтения;
ребенок слышит то, что написано, может повторять (работа со слухом и артикуляцией);
ребенок видит читаемый текст.
Недостатки:
озвучивающий голос не ставит ударение;
не тянет гласные;
не воспроизводит восклицательные, вопросительные предложения;
голос дрожит при озвучивании предложений;
не делит интонационно слова на слоги;
не обращает внимания на знаки препинания;
невнятно произносит буквы.
Традиционные направления работы
Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы: фонематического восприятия (дифференциации фонем) и фонематического анализа и синтеза. Каждая из этих функций может нарушаться избирательно, однако возможно и одновременное их недоразвитие.
Развитие фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации фонем).
Развитие языкового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза;
Формирование фонематического анализа и синтеза.