ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему в нем ориентироваться.
Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедийные средства.
Обыденное сознание обычно связывает термин «мультимедиа средства» с техникой и ее дальнейшим развитием. Именно этот компонент учебных коммуникаций обозначим как технический аспект ММС.
Во-первых, ММС значительно интенсивнее, чем традиционные средства коммуникаций, передают информацию на большую аудиторию. При этом, у источника информации, всегда имеется некоторое содержание, которое требует специального грамматического оформления. Обозначим этот компонент мультимедиа как семантический аспект (в толковом словаре Ушакова семантика раскрывается как значение [слова, оборота речи и т. п.]) [1].
Во-вторых, ММС включают в себя не только содержание, но и целевые установки производителя, которые в идеале должны произвести на преподавателя некоторое воздействие. В ней преподаватель всегда имеет свои интересы и потребности. С этой точки зрения мультимедийные средства обслуживают каналы взаимодействия. И эту функцию обозначим как прагматический аспект, направленный на действие и применение.
Для преподавателя это означает: он должен уметь обслуживать технику, понимать содержание и использование ММС при организации собственной деятельности и применять медиа в учебном процессе (загрузка, передача файлов, поиск, обмен данными преподаватель-учащийся).
В техническом аспекте находятся аппаратная часть, которая содержит оборудование и программное обеспечение, обеспечивающее выполнение учебных задач через аппаратуру. Например, проектор относится к аппаратному обеспечению, а видеоурок - к программному.
Если в основание деления положить техническое использование на уроке, то ММС делимы по двухступенчатой схеме. На первой ступени мультимедиа средства технически используются только для производства учебного продукта. Например, в проектной деятельности учащиеся делают фотографии, готовят трюки в Adobe Photoshop и т.д. с использованием специального программного обеспечения компьютера. А дальнейшее использование не требует компьютера. На второй ступени, как производство, так и использование произведенной информации требует технической опоры. Например, телекоммуникационный проект предполагает, что деятельность учащегося невозможна без наличия компьютеров на всех этапах проекта [2].
Но ведь для преподавателя это означает, что у него не только должны быть эти мультимедийные средства, но он должен уметь их обслуживать, а это уже значительно ограничивает возможность их свободного применения на обычном уроке.
Семантический аспект предполагает, что информация, в зависимости от формы ее представления, перед использованием должна преобразовываться. Следовательно, после обращения к памяти ЭВМ, происходит декодирование ее специальными программами-кодеками, что обеспечивает возможности ее представлению пользователю. В этой группе разделим ММС на статичные (фотография, распечатки), динамичные (телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD) и интерактивные (интерактивное ТВ, компьютер, Интернет).
Длительность восприятия статичных ММС изначально не ограничено, впрочем, как и управление просмотром. Преподаватель определяет длительность просмотра и детальность рассматриваемого объекта. Сколько он уделит времени применению ММС и в какой последовательности он будет их компоновать, определяется только его целями и задачами. В педагогической практике этот вид ММС широко применяется в виде наглядности (например, изображения или статьи из газеты).
В динамичных ММС последовательность информации задана и привязана к временному фактору. Автором-производителем определяется в них четкое время воспроизведения и сама последовательность воспроизведения. При этом пользователь может с помощью монтажа или прокрутки вперед-назад изменять эти параметры. Восприятие преподавателя во время занятия напрямую связано с его готовностью и возможностью усваивать предоставляемую информацию в заданное время и заданные сроки.
Интерактивные ММС, такие как компьютерные ММС, интерактивное телевидение или виртуальная реальность позволяют изменять информацию в процессе ее восприятия. Преподаватель имеет возможность корректировать информацию, может ее отбирать (компьютерные программы, базы данных) и определять последовательность ее представления, а иногда и изменять содержание в процессе передачи (интерактивное телевидение, моделирование).
Нужно помнить, что каждое мультимедийное средство имеет свой специальный язык (или кодировку). Вместе с ним спектр заранее определен его возможностей, и он всегда ограничен [2].
Наконец, с точки зрения прагматического аспекта (коммуникация как обмен и распространение знаний и способами деятельности) ММС, содержащая, в свою очередь, средства массовой информации и ММС индивидуального пользования, имеет область учебных ММС.
Учебные ММС, например учебные видеопрограммы и фильмы, образовательные порталы, программные средства образовательного назначения, цифровые образовательные ресурсы, а также подобранные для этих целей коллекции текстов, графики и звукового ряда, характеризуются следующими качествами:
содержание ориентировано на определенный круг лиц, и всегда опирается на имеющийся у них уровень образования (дошкольное, школьное, профессиональное, дополнительное);
между ММС и учащимися, в большинстве случаев, имеется посредник – преподаватель. Иногда учебные медиа средства принимают характер СМИ, например, кино, видео, учебное ТВ, спутниковые каналы, телевизионные передачи;
эти ММС предназначены для овладения знаниями, умениями и навыками, а также обобщения накопленного опыта [2].
Нужно помнить, что, из-за быстрого развития самих ММС, предложенная систематизация может восприниматься достаточно условно. Все чаще у преподавателя на занятиях появляется возможность использовать не статичные, а интерактивные учебные средства. Кинопроектор давно отступил перед видеоплейером, а сломанный диапроектор с успехом заменяется монитором компьютера или мультимедиа проектором. Глобальные сети конкурируют с классическими СМИ. При этом Интернет успешно обслуживает как индивидуальные коммуникации (электронная почта), так и решает общеобразовательные задачи (школьная или образовательная сеть). От медиапользователя это требует постоянного расширения его компетенций [1,2].
Даже использование традиционных ТСО привязывали преподавателя к обслуживанию (техника), пониманию (семантика) и применению (прагматика), и требовали определенных пользовательских умений, ориентации на имеющийся опыт. Сейчас компетенции педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто необходимы. Только тот, кто владеет ими, может профессионально использовать постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций в любой момент.
Литература
www.eidos.ru.
МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования// Медиаобразование. - 2007, № 3 [Электронный ресурс], режим доступа http://www.edu.of.ru/mediaeducation.
3