«Возможности родительского собрания в работе
по формированию эффективного общения с ребенком в кризисной ситуации»
Форма работы: родительское собрание
Целевая группа: родители (законные представители) подростков в возрасте 11-17 лет.
Цель: повышение эффективности формирования навыков жизнестойкости.
Задачи:
1. Повысить чувствительность родителей к проблемам подросткового возраста и их компетентность в области формирования и развития навыков жизнестойкости в семье.
2. Обсудить основные трудности в общении с ребенком и налаживании детско-родительских отношений.
Ход родительского собрания:
1. Вступительное слово
Уважаемые родители!
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. Подростку бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного».
Запрос от родителей: «Мы слышим постоянно, что с детьми надо разговаривать. Но нам иногда бывает трудно подобрать нужные слова, нужно знать, как правильно это делать»
2. Упражнение « След на лист бумаги»
Смысл упражнения: каждое наше слово, каждое наше действие оказывает влияние на наших детей. Поэтому важно подбирать слова в разговоре с подростком.
3. Теоретическая часть
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;
несчастная любовь/разрыв отношений;
ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
смерть близких;
неудачи в учебе;
нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети импульсивные, перфекционисты, тревожные.
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
Формировать и развивать навыки жизнестойкости, а именно:
Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь
Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку
Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (спорт, творчество, общение, физическая активность).
Важен режим дня подростка (сон, режим питания).
Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
Основные принципы разговора
-Успокоиться самому.
Уделить всё внимание ребёнку.
Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
4. Практическая часть. Разделить родителей на небольшие группы. Предложить вопросы для обсуждения:
Какими словами вы начинаете разговор с ребенком, как дать понять ребенку, что вы очень внимательны к его словам, что можно сказать для поиска выхода из ситуации? Какие слова можно использовать в ответ на определенные высказывания ребенка? Работа с презентацией.
Как вести диалог
Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ... ?»
Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Какие слова использовать:
1)ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.»,
СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?»
НЕ ГОВОРИТЕ: «Да ты просто лентяй!»
2)ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все плохо...»,
СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, что решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Есть люди, которым еще хуже чем тебе».
3)ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!»,
СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4)ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!»,
СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5)ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»,
СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Сам виноват – сам и исправляй»
6)ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?»,
СКАЖИТЕ: «Так бывает, давай подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
5. Завершение собрания. Рефлексия, обмен мнениями, информирование родителей о полезных ресурсах.