СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности тематических уроков в формировании духовно нравственного развития обучающихся в современной образовательной системе при изучении Английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возможности тематических уроков в формировании духовно нравственного развития обучающихся в современной образовательной системе при изучении Английского языка»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени А.В. Демехина»















Возможности тематических уроков в формировании духовно нравственного развития обучающихся в современной образовательной системе при изучении Английского языка.

















Учитель английского языка

Червинская Татьяна Петровна







г. Луганск

2021

Возможности тематических уроков в формировании духовно нравственного развития обучающихся в современной образовательной системе при изучении Английского языка.



Духовно-нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык - духовное богатство народа». В наши дни английский язык – это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур и получения новой и полезной информации. Начиная первый урок английского языка, я спрашиваю учеников, почему они хотят изучать английский язык, для чего он им нужен в будущем? Я рассказываю им о странах, где говорят на английском языке, столицах этих стран, и люди, каких национальностей живут в этих странах.

Очень полезными с точки зрения реализации нравственного воспитания является работа в группах и парах, проектная работа, ролевая игра, а так же проведение бесед на нравственные темы. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

Я хочу выделить тематические уроки, так как в ходе изучения иностранного языка в начальной школе достаточно тем, которые посвящены семье, природе, школе, стране изучаемого языка и другие – темы, которые формируют уважительное отношение к культуре других народов, осознание своей национальной принадлежности и основополагающие ценностные ориентиры.

Тема «My family»

При изучении темы «My family»  идет формирование осознанности младших школьников частью своей семьи, ее традиций, устоев и обычаев, что дает большой воспитательный эффект. Школьники учатся любить, ценить и уважительно относиться к близким и родным, уметь находить пути разрешения конфликтов. На уроках дети представляют свою семью, рассказывают об общих увлечениях — учатся гордиться своими близкими. Для формирования семейных ценностей направлены такие задания как:

  1. Беседа с учениками. Можно выносить на обсуждение такие вопросы, как: What is your meaning of the word «family»? Do you know any interesting stories about your relatives? Does your family have any legends? Do you celebrate holidays with your family?



  1. Игра «Helper»

Учитель раздает детям картинки с изображением членов семьи. Дети называют их на английском языке и рассказывают, как они помогают им дома. Например:

  • This is a Grandpa. My grandfather is 80 years old. He's old and can't see well. I read the news for him. And I help him to go outside.

  • It's a Mother. My mother works a lot and gets very tired. I help my mother about the house.

  • It's a brother. I also have a brother, he is little. I take care about him. I read him fairy tales and play with him.



  1. Ролевая игра «Conflict situation»

Ученики делятся на команды. Каждой из команд дается карточка с описанием конфликтной ситуации, и время, чтобы команда подумала, как разыграть эти ситуации и найти из них выход. Например:

Карточка: «You want to listen to loud music, and your parents want to have a rest after their work».

Как найти компромисс?

  • "Father": "Turn off the music immediately, I have a headache".

  • "Son": "Go to another room".

  • "Mother": "You just need to throw away this computer. And turn off the Internet".

  • "Son": "Please, I don't want to quarrel with you. Please, buy the headphones for me, and loud music won't trouble you".

  • "Father": "This is the right variant. Tomorrow we'll go to the shop and will buy headphones for you".

Тема «My pet»

Тема «My pet» развивает в учениках чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждает к сочувствию, воспитывает готовность помогать делом. Обучающиеся учатся уважительно относиться к миру животных. На формирование связей человека и окружающего мира можно использовать такие задания, как:

  1. Беседа с учениками: What animal do you like to keep as a pet? How you must take care of your pet? Why?

Пример:

  • I want a hamster. I will be responsible for my pet. I will clean his cage, feed him and give him water. I will take care about my pet.

  • I have a pet. My dog's name is Jack. He's nice and clever. I give him porridge, meat and his favorite sausage. I go for a walk with him, play with him and never offend him.



  1. Так же можно рассмотреть групповую игру "Stray cat". Ученикам предлагается пожалеть и приласкать бездомную кошку, и обсудить какие чувства они испытывали при этом. Пример:

  • I feel very sorry for her. She's hungry and lonely;

  • I am very sad that someone threw out a cat. I've never done that;

  • I would take her home. I will take care of her.

Тема «Nature»

   При изучении английского языка в начальной школе, существенное место уделяется теме «Nature». В ходе изучения обсуждаются современные проблемы бережного отношения к природе и природным ресурсам, приходит осознание необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, у учеников формируются принципы взаимодействия с природой, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников. Примеры:

  1. Командная игра «Save the planet»

Учитель подготавливает карточки с гипотетическими темами и предлагает каждой команде вытянуть одну из карточек: «Save the forests! », «Save the water! », «Keep the world clean! », «Save the air! », «Save the world around us! ». Команда вытянувшей карточки рассказывает, как сохранить то, что они выбрали.

Например: карточка «Save the forests»

  • Follow the fire safety rules;

  • Don’t leave garbage in the forest;

  • Don’t cut or break trees and etc…



  1. Игра «What happens if…»

На столе лежат картинки изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Учитель убирает одну из картинок, и ученики должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Например: убираем карточку с изображением воды – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. без воды?

  • If there is no water, the plants will wither;

  • If there is no water the animals will die;

  • If there is no water, all the fish will die" and etc…

Вывод очевиден, человечеству не выжить при исчезновении воды, планета превратилась бы в пустыню.

Тема «Healthy lifestyle»

   Изучая тему, «Healthy lifestyle» обучающимся предлагается подумать над здоровым образом жизни, ведь здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

  1. Вот одно из таких заданий: «Tell me what you have to do to be healthy». После работы над данной темой я предлагаю обучающимся составить рассказ, что они должны и не должны делать, чтобы быть здоровыми. Пример:



  • To be healthy, we need to do exercise, eat a lot of vegetables and fruits, and spend a lot of time outdoors. Clean our teeth 2 times a day. We should be less nervous and sleep well" and etc…

Тема «Daily life»

Теме распорядка дня «Daily life», также уделяется внимание. В процессе обсуждения данной темы, у учеников формируется представление о правильном, хорошо спланированном дне. Ученики рассказывают не только о том, что они делают каждый день, но также они составляют сообщения о распорядке дня членов своей семьи, что учит их внимательно и уважительно относиться к членам  своей семьи. Пример:

  • I get up at 7 o'clock in the morning. I wash and have breakfast. Then I go to school. After school I usually go to the shop and buy bread and milk for my grandparents, because they are very old. I have dinner at two o’clock and then I do my homework. At 5 o'clock I go for a walk with my friends. Our family has supper at 7 o’clock. Then I help my mother to wash up. In the evening I like to read books or listen music. At ten o'clock I take a shower and go to bed".

Тема «Traditions of England»

Большими возможностями для формирования духовно-нравственного сознания обладают уроки, посвященные изучению традиций Нового года и Рождества в Англии и нашей страны, которым уделяется внимание на всех уровнях обучения  иностранному языку в начальной школе. Сравнивая культуру и традиции изучаемого языка, и культуру своей страны у учащихся развивается коммуникативная культура, позитивное отношение к представителям других стран.

  1. Можно провести беседу с учениками после работы с текстом:

The most popular holiday in the UK is Christmas. They celebrate Christmas on the 25th of December. There are many traditions associated with Christmas. People decorate their houses; buy a Christmas tree, and presents for their families and friends, and make Christmas cards. They have traditional dinner – roast turkey, pudding and green vegetables. English families send Christmas cards. On Christmas Eve, children put their stockings near their beds. They told that Santa Claus arrives at night and put the presents into the stockings. Children open their presents - on Christmas morning.

После прочтения текста мы обсуждаем сходства и различия в празднованиях между Великобританией и нашей страной. Например:

Сходства:

  • People decorate their houses and have a Christmas dinner.

  • People buy a Christmas tree and candles.

  • Father Frost or Santa Claus comes at night.

  • On Christmas Eve people put their presents under the tree.

Отличия:

  • English people celebrate Christmas more widely; Russian people celebrate the New Year more widely.

  • Traditional food in the UK is roast turkey, pudding and green vegetables. Traditional food in our country - salads, goose with apples and cakes.

  • The main character in The UK is Santa Claus; he puts the presents into the stockings. The main character in our country is Father Frost, he puts the presents under the Christmas tree.

Приходим к выводу, что Великобритания и наша страна имеют много общего в культуре и в обычаях празднования самых любимых праздников. Знание особенностей культуры жизни народов обогащает и развивает знания о стране изучаемого языка и помогает взаимопониманию наших народов.

Итак, предмет «Английский язык», вносит свою роль в воспитание подрастающего поколения. Изучение английского языка помогает ученикам сформировать свои собственные взгляды и убеждения на окружающий мир, затрагивая нравственные проблемы, позволяет формировать навыки критического мышления, осуществляет коммуникацию между людьми, представляющими разные страны народы, и помогает проанализировать различие и сходство в исторических и культурных традициях и искренне полюбить собственное культурное наследие.

Литература

  1. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009.

  2. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка /М. И. Евдокимова // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С.7–9.

  3. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. – 1987. - № 4. – С.66-67;

  4. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – Спб.: КАРО, Мн.: «Четыре четверти», 2006. – 192с.