СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности воспитательного пространства школы в процессе формирования социальной компетентности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы ( учителя и учеников ), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.

Просмотр содержимого документа
«Возможности воспитательного пространства школы в процессе формирования социальной компетентности учащихся»











ДОКЛАД



ПО ТЕМЕ: « ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ».























Современная школа требует переосмысления подходов к воспитанию, постепенного совершенствования содержания, форм и методов воспитания личности как творца и проектировщика своей жизни, который умеет определять свою жизненную стратегию, стремиться быть компетентной, ответственной, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям. С целью формирования такой личности в воспитательный процесс внедряется компетентностный подход, одним из принципов которого и является принцип проектирования и конструирования воспитательного пространства школы.

Воспитательное пространство – это результат творческой и интегральной деятельности школы ( учителя и учеников ), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы; это пространство возможностей, динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.

Составными воспитательного пространства являются следующие содержательные элементы:

- жизненное пространство ученика ( интегральное отображение результатов его движения в воспитательном пространстве ); - самообразовательное пространство ( пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, МАН, индивидуальных проектов, конференций, клубов );

- творческое пространство ( пространство творческих работ, массовых праздников ); - трудовое пространство ( мастерские, кружки ); - игровое пространство ( деловые, сюжетно-ролевые, моделированные, исторические и спортивные игры );

- социальное пространство ( социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы );

Важной составляющей воспитательного пространства школы, средством ее расширения на социальное пространство является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к жизни в социуме.

Социальная практика выполняет два основных задания:

1)  Обеспечивает расширение границы школы, ее включение в реальную жизнь общества для успешного развития жизненных компетенций учащихся;

2)  Способствует интенсивному развитию ключевых компетентностей, в первую очередь, социальной.

Социальная компетентность - означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности ( выполнение роли гражданина, патриота, избирателя ), в социальной сфере ( потребителя, покупателя, хозяйственника ), в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Итак, Социальная компетентность – это сложная система качеств личности, которая формируется из комплекса социальных знаний, социальных мотивов, социальных способностей, навыков, привычек, способов деятельности и эмоционально-чувственного опыта.

Социальная компетентность наиболее универсальна, т. к. она вмещает элементы всех других компетентностей: поликультурных, коммуникативных, информационных, саморазвития и самообразования, творческой деятельности.

Формируя социальную компетентность, классные руководители и воспитатели воспитывают умение критически мыслить, принимать решения, разрешать конфликтные ситуации, определять идеалы, формировать собственное мировоззрение, систему ценностей, норм поведения, отвечать за свои поступки, готовность и способность реализовать знания и опыт в проблемной ситуации.

Педагоги школы особое внимание уделяют воспитанию культуры поведения, учат детей овладевать приемами построения общения в различных условиях, пониманию того, что успешность общения обеспечивается межличностным взаимодействием, для чего учителя стараются создавать в классных коллективах климат сотрудничества, атмосферу доверия и поддержки.

Жизненные навыки, связанные с основами социальной компетентности – это навыки, которые формируются в процессе приобретения социального опыта, системы ценностей общества, овладевание навыками поведения в социальной среде, восприятие и освоение социальных норм, традиций народа.

Одной из составляющих формирования социальной компетентности у учащихся является правовой аспект. С этой целью в школе ведется целенаправленная работа по профилактике правонарушений: это Совет профилактики, воспитательные часы, тренинги, встречи с сотрудниками ПДН, ГБДД, заседания клуба «Закон и порядок».

Профориентация учащихся также является одним из путей формирования их социальной активности, гражданского самосознания, формирования лучших качеств будущего профессионала и компетентного специалиста в выбранной сфере трудовой деятельности. Задача педагогов школы помочь учащимся в правильном и сознательном выборе будущей профессии.