СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможные образовательные маршруты для детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможные образовательные маршруты для детей с нарушение слуха. Индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный учебный план, программа, образовательный маршрут. Варианты обучения для детей с нарушением слуха. Дифференциальное обучение и его виды, интегрированное обучение и его модели, инклюзивное обучение и его варианты. Варианты профессионального и высшего образования

Просмотр содержимого документа
«Возможные образовательные маршруты для детей с нарушением слуха»



Возможные образовательные маршруты для детей с нарушение слуха.


Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.



Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. ( до создания АООП НОО) С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей.


1) Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабо слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Дошкольные учреждения для детей со слуховой недостаточностью ориентированы на общее развитие ребенка, коррекцию возможных отклонений, на его приобщение ко всему, что доступно слышащим детям. Большинство специальных дошкольных учреждений работают в интернатном режиме (с недельным или даже с круглогодичным пребыванием детей). Оптимальный срок пребывания ребенка в дошкольном учреждении, обеспечивающий значимые результаты слухоречевого раз вития, – от 2 до 7 лет, т. е. на протяжении 5 лет. Группы комплектуются по заключению ПМПК из детей одного или смежных возрастов. Возможно открытие специальных групп для детей со сложным дефектом. При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослы шащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2) Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие – для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3) Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.


4) Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух-трех лет; в некоторых случаях организуются группы для детей старшего до школьного возраста, специальное обучение которых по разным при чинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.


5) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа – детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

6)Группы кратковременного пребывания – могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослышащих. Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется: для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы – индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.



Для детей с нарушениями слуха организуются следующие школы:

1) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих детей (I вида). Обеспечивает глухим детям общеобразовательную и первичную профессионально-трудовую подготовку. Имеет в своем составе 1-12 классы, подготовительный класс для детей шестилетнего возраста, не получивших до школьной подготовки. Дети получают основное общее образование за 11 лет (и за 12, если начали обучение с подготовительного класса). Выпускники, желающие получить полное среднее образование, могут обучаться в специально создаваемых для этого классах, по варианту учебного плана.

В школах I вида образовательный процесс включает ступени:

1 – первоначальный период – подготовительный класс;

2 – начальное образование – 5-6 лет: развитие речи, способностей, познавательной деятельности, учебной деятельности и т.д.;

3 – основное общее образование – 5-6 лет: общеобразовательная подготовка, трудовое обучение, развитие речи, произношения, остаточного слуха;

4 – среднее (полное) общее образование – 2 года: совершенствуется речь, произношение, остаточный слух, расширяются навыки социально-трудовой адаптации.

Наполняемость классов – не более 6 детей.

2) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей (II вида). Имеет два отделения: I отделение – для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой неполной средней школы и первичную профессионально-трудовую подготовку.
В школах II вида коррекционно-образовательный процесс включает ступени:

1 – начальное образование – 1 отделение – 4-5 лет, 2 отделение – 4-6 лет; коррекция словесной речи, развитие слуха, накопление словарного запаса, развитие связной речи, практическое освоение грамматического строя речи;

2 – основное общее образование – 5-6 лет; дальнейшее развитие речи, произношения, слуха;

3 – среднее (полное) общее образование – 2 года; овладение речью на уровне, необходимом для интеграции в общество.


Выбор образовательного варианта в школах II вида зависит от показателей речевого и умственного развития ученика.


Обучение в специальных общеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе оригинальных учебных планов и программ, имеются специально разработанные учебники (только в старших классах обучение осуществляется по учебникам массовой школы). В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабо слышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующего контингента, организуются классы для детей со сложными дефектами, включающими, помимо нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата или нарушения интеллекта (задержку психического развития, олигофрению в степе ни дебильности). Предельная наполняемость классов и воспитательных групп – 12 человек, для детей со сложными дефектами – 5-7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мышления, развития слухового восприятия речи и обучения произношению и других коррекционных задач.


Продолжить незавершенное по тем или иным причинам обучение выпускники могут через систему государственных вечерних сменных школ. XII-XV классы специальной средней общеобразовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недостатками слуха. Наполняемость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В составе школы имеются учебно-консультационные пункты, открываемые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организуемые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучающиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при близлежащих предприятиях, если имеется достаточный контингент учащихся. В XIII-XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окончания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.


Несколько моделей интегрированного обучения:


Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособии. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра.


Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно наличие в обычной группе не более двух детей со сниженным слухом. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.


Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребе нок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.


Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду (школе), где к нему предъявляются общие требования, без скидок па его плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.

Аооп глухие 1.1,1.2,1.3,1,4

Слабослыщащие

2.1,2.2,2.3

Программа сама по себе включает целевой раздел ( пояснительная записка, планируемые результаты, Система оценок), содержательный ( программа УУД, коррекция , внеурочная деятельность и т.д.) и организационный ( учебный план, предметы и коррекция и Система спец условий)

Специальные условия

1) АООП НОО (глухие, слабослышащие)

2) Форма обучения: очная, очно- заочная

3) Режим: целый день, не полный, классно урочная, малая наполняемость

4)Специальные учебники, дидактический материал и т.д.

5) Тьютор

6) Индивидуальные занятия (логопед, дефектолог, психолог,)

7) Повторные сроки прохождения ПМПК

Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом.


В настоящее время существуют следующие модели профессионального образования лиц с нарушенным слухом:

- Интегрированная форма обучения – 1-3 студента с нарушенным слухом вливаются в общий поток.

- Смешанная форма обучения – студенты обучаются как в общем потоке, так и в отдельной группе.

- Специальные учебные заведения для лиц с нарушенным слухом.

- Дистанционное обучение.


Начальное и среднее профессиональное образование. После окончания специальных школ лица с дефектами слуха может получить профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах (ПТУ), техникумах, коллеждах. В некоторых ПТУ массового типа открываются специальные группы подготовки молодежи с дефектами слуха по различным специальностям: слесари-инструментальщики, слесари-механосборщики, токари-универсалы, полиграфисты, радиомонтажники и др. В ПТУ принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 15-20 лет, имеющие образование в объеме VIII-XII классов специальной школы. Также возможно обучение глухих и слабослышащих с общим потоком. В большинстве техникумов при обучении лиц с недостатками слуха в специальных группах время прохождения учебной программы увеличивается на 6-8 месяцев. При этом учебный план и содержание обучения соответствуют тем, по которым занимаются слышащие. Учебный материал неслышащие студенты воспринимают с помощью сурдопереводчиков, использующих жестовую, дактильную, письменную и устную формы речи.

Высшее образование глухих и слабослышащих
. Лица с дефектами слуха имеет право поступления в высшие учебные заведения, как и все граждане РФ, получившие полное среднее образование. Глухие и слабослышащие имеют возможность выбирать различные профессии, кроме тех, где для выполнения служебных обязанностей требуется слуховой контроль. В вузах комплектуются специальные группы неслышащих студентов или организуются совместные со слышащими занятия в общей группе. Наибольшее распространение получила организация от дельных групп студентов с дефектами слуха. В такой специальной группе имеется переводчик, который помогает глухим и слабослышащим студентам воспринимать учебную информацию, передавая ее с помощью жестовой, дактильной, письменной форм речи и устного (беззвучного) проговаривания. В вузах сроки обучения специальных групп не изменяются. Лица с дефектами слуха обучаются в МВТУ им. Н. Э. Баумана, в котором на правах факультета существует Центр для инвалидов по слуху; специальности «Машиностроительные технологии» и «Информатика и системы управления». В МПГУ с 1991 года проводится ежегодный набор отдельной группы (16-18 человек); специальность – сурдопедагогика. Кроме того совместное обучение лиц с нарушенным слухом и нормативных детей предлагают и другие вузы: Российская академия предпринимательства (курсы брокеров), Владимирский ГТУ (программисты), РГПУ им. А. И. Герцена (факультет коррекционной педагогики), Институт физической культуры им. Лесгафта (г. Санкт-Петербург), Университет технологии и дизайна (г. Санкт-Петербург).


Специальное профессиональное обучение. В РФ имеется специализированное учебное заведение для лиц с недостатками слуха – Ленинградский восстановительный центр (ЛВЦ) Всероссийского общества глухих. В политехникуме ЛВЦ глухие и слабослышащие обучаются по следующим специальностям: художник-оформитель широкого профиля, бухгалтер, работник системы социального обеспечения, культурно-просвети тельный работник. Лица с нарушениями слуха могут обучаться в Московском государственном специализированном институте искусств (живопись, актерское мастерство и др.). А также в Институте социальной реабилитации (г. Новосибирск) (специальности: операторов ЭВМ, делопроизводитель, портной, вышивальщица, художник-оформитель (начальное профессиональное обучение). Среднее профессиональное образование – специальности «ДПИ и народные промыслы», «Моделирование и конструирование одежды» и др. Высшее – «Информатика и вычислительная техника», «Социальная работа».
Профессиональное обучение лиц с дефектами слуха проводится также в учебно-производственных предприятиях (УПП) Общества глухих, куда принимаются глухие и слабослышащие в возрасте 16-25 лет с образованием VIII-XII классов специальной школы. В УПП осуществляется групповое и индивидуальное обучение глухих и слабослышащих по следующим специальностям: металлообработка, дерево обработка, швейное дело, радиомонтажное дело и др. Обучение в УПП бесплатное, все учащиеся находятся на полном обеспечении Общества глухих, получают стипендию.