СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возникновение культуры и искусства в первобытном обществе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возникновение культуры и искусства в первобытном обществе»

Возникновение культуры и искусства в первобытном обществе.  Художественная культура и религия каменного века.  Мегалитические сооружения древнего мира Лекция 2

Возникновение культуры и искусства в первобытном обществе. Художественная культура и религия каменного века. Мегалитические сооружения древнего мира

Лекция 2

Археологическая периодизация первобытнообщинной формации каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый, ранний железный век. (принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда)

Археологическая периодизация первобытнообщинной формации

  • каменный век,
  • меднокаменный (энеолит),
  • бронзовый,
  • ранний железный век.

(принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда)

Каменный век палеолит – древний каменный век, мезолит - средний каменный век, неолит – новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Каменный век

  • палеолит – древний каменный век,
  • мезолит - средний каменный век,
  • неолит – новый каменный век.

В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

Каменный век   Ранний (нижний) палеолит   Возникновение и развитие Homo sapiens - «человека разумного». Согласно научному подходу, человек выделился из животного мира благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, проявилась и стала развиваться человеческая речь.

Каменный век Ранний (нижний) палеолит

Возникновение и развитие Homo sapiens - «человека разумного». Согласно научному подходу, человек выделился из животного мира благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, проявилась и стала развиваться человеческая речь.

Каменный век   Ранний (нижний) палеолит   Появление древнейших людей – архантропов относится ко времени, отстоящему от нас на 2 – 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы – палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы.

Каменный век Ранний (нижний) палеолит

Появление древнейших людей – архантропов относится ко времени, отстоящему от нас на 2 – 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы – палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы.

Каменный век   Ранний (нижний) палеолит   Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированные по линии восток – запад.

Каменный век Ранний (нижний) палеолит

Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированные по линии восток – запад.

Поздний (верхний) палеолит   В позднем палеолите (40 – 35 тыс. лет назад) формируется человек современного физического типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно увеличило эффективность охоты.

Поздний (верхний) палеолит

В позднем палеолите (40 – 35 тыс. лет назад) формируется человек современного физического типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно увеличило эффективность охоты.

Поздний (верхний) палеолит   В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Произведения искусства – дело рук людей, венчающих весь долгий путь человеческой истории. Искусство у первобытного человека зарождается в эпоху верхнего палеолита. Живопись служила магическим целям. Смесью природной охры с животным клеем на стены пещер наносились изображения  носорогов, мамонтов, лошадей, бизонов.

Поздний (верхний) палеолит

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Произведения искусства – дело рук людей, венчающих весь долгий путь человеческой истории. Искусство у первобытного человека зарождается в эпоху верхнего палеолита. Живопись служила магическим целям. Смесью природной охры с животным клеем на стены пещер наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей, бизонов.

Версия зарождения искусства, предложенная исследователем  А. Столяром на охоте были сконцентрированы усилия старейшего человеческого коллектива, представлявшие собой не только конкретные физические действия, но и их эмоциональное переживание; «Натуральная пантомима» – явление, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности – пластическое действо, разыгрываемое вокруг звериной туши. В результате первоначально натуралистическое «избыточное действо» постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую духовную субстанцию – искусство.

Версия зарождения искусства, предложенная исследователем А. Столяром

  • на охоте были сконцентрированы усилия старейшего человеческого коллектива, представлявшие собой не только конкретные физические действия, но и их эмоциональное переживание;
  • «Натуральная пантомима» – явление, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности – пластическое действо, разыгрываемое вокруг звериной туши.

В результате первоначально натуралистическое «избыточное действо» постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую духовную субстанцию – искусство.

Версия зарождения искусства, предложенная исследователем  А. Столяром Звериная туша – композиция из звериных костей – натуральный макет – крупная глиняная скульптура – барельеф – контурный рисунок – детализированное полихромное изображение. Схема фиксирует основные этапы изобразительной деятельности первобытного человека эпохи палеолита, постепенно приобретавшей эстетический характер.

Версия зарождения искусства, предложенная исследователем А. Столяром

Звериная туша – композиция из звериных костей – натуральный макет – крупная глиняная скульптура – барельеф – контурный рисунок – детализированное полихромное изображение.

Схема фиксирует основные этапы изобразительной деятельности первобытного человека эпохи палеолита, постепенно приобретавшей эстетический характер.

Натуральное творчество: композиции из туш, костей, натуральный макет. Искусственная изобразительная форма: крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур. Верхнепалеолитическое изобразительное творчество: росписи пещер, гравировка на кости.
  • Натуральное творчество: композиции из туш, костей, натуральный макет.
  • Искусственная изобразительная форма: крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.
  • Верхнепалеолитическое изобразительное творчество: росписи пещер, гравировка на кости.
Развитие верхнепалеолитического творчества связано с художественным обогащением рисунка – скупой и схематичный профильный абрис зверя постепенно перерастал в выразительный художественный образ, использующий такие средства живописи, как цвет и объемное изображение.

Развитие верхнепалеолитического творчества связано с художественным обогащением рисунка – скупой и схематичный профильный абрис зверя постепенно перерастал в выразительный художественный образ, использующий такие средства живописи, как цвет и объемное изображение.

Наиболее характерные образцы позднего палеолита связаны с пещерными росписями пещер Альтамира (Испания), Ляско, Нио, Фон-де-Гом, Пеш-Мерль (Франция). https://worldrockart.ru/risunki/peschery-s-naskalnymi-risunkami/

Наиболее характерные образцы позднего палеолита связаны с пещерными росписями пещер Альтамира (Испания), Ляско, Нио, Фон-де-Гом, Пеш-Мерль (Франция).

https://worldrockart.ru/risunki/peschery-s-naskalnymi-risunkami/

Роспись пещеры Альтамира (Испания) Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города  Сантандер . Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине  художественной  росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.

Роспись пещеры Альтамира (Испания)

Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города  Сантандер . Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине  художественной  росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.

Роспись пещеры Ласко (Франция) («доисторическая Сикстинская капелла») Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.    Возраст росписей – от 9 до 17 тыс. лет.

Роспись пещеры Ласко (Франция) («доисторическая Сикстинская капелла»)

Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.

Возраст росписей – от 9 до 17 тыс. лет.

Самый таинственный рисунок во всей пещере Ласко.  На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок.  Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Самый таинственный рисунок во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Мобильное искусство верхнего палеолита небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки Палеолитические Венеры — древние статуэтки, изображающие тучных, беременных и даже рожающих женщин. Такие артефакты встречаются на раскопках по всей Европе, несколько образцов археологи обнаружили и на территории России. Самая знаменитая Венера была найдена в 1908 году недалеко от местечка Виллендорф (Австрия), в честь которого и была названа. 

Мобильное искусство верхнего палеолита

небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки

Палеолитические Венеры — древние статуэтки, изображающие тучных, беременных и даже рожающих женщин. Такие артефакты встречаются на раскопках по всей Европе, несколько образцов археологи обнаружили и на территории России. Самая знаменитая Венера была найдена в 1908 году недалеко от местечка Виллендорф (Австрия), в честь которого и была названа. 

Палеолитические Венеры Основное средство художественной выразительности – округлые объемы, данные с известной долей симметричности. По сравнению с другими образцами (женские фигурки из Дольни-Вестоницы, Гагарино) Венера Виллендорфская отличается определенным совершенством своих форм и четким конструктивным построением. Характерное отсутствие черт лица в этих изображениях подчеркивает обобщенное начало в трактовке образа (но встречаются и удивительные по выразительности портреты).

Палеолитические Венеры

Основное средство художественной выразительности – округлые объемы, данные с известной долей симметричности. По сравнению с другими образцами (женские фигурки из Дольни-Вестоницы, Гагарино) Венера Виллендорфская отличается определенным совершенством своих форм и четким конструктивным построением. Характерное отсутствие черт лица в этих изображениях подчеркивает обобщенное начало в трактовке образа (но встречаются и удивительные по выразительности портреты).

Особенности живописи палеолита Использование минеральных красителей. Сюжет – изображение крупных животных – объектов охоты. Реализм, объёмность. Отсутствие перспективы, композиции.

Особенности живописи палеолита

  • Использование минеральных красителей.
  • Сюжет – изображение крупных животных – объектов охоты.
  • Реализм, объёмность.
  • Отсутствие перспективы, композиции.
Мезолит (10-6 тыс. до н. э.) -  средний каменный век здесь появляется многофигурные сцены охоты и сражений. Эти красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии. «Сражающиеся лучники» - одна из самых ярких мезолитических композиций (Испания). «Танцующие женщины» (Испания) – сюжет!

Мезолит (10-6 тыс. до н. э.) - средний каменный век

здесь появляется многофигурные сцены охоты и сражений. Эти красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии.

«Сражающиеся лучники» - одна из самых ярких мезолитических композиций (Испания).

«Танцующие женщины» (Испания) – сюжет!

Неолит (6 – 2 тыс. до н. э.) –  новый каменный век изобретение формовки и обжига глиняной посуды; новый вид творчества – расписная керамика (к наиболее ранним образцом относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии.) Керамические изделия отличает простейшая форма. Роспись использует геометрический орнамент, размещаемый на тулове сосуда. Все знаки имеют определенный смысл, связанный с зарождающимися анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце и луну.

Неолит (6 – 2 тыс. до н. э.) – новый каменный век

  • изобретение формовки и обжига глиняной посуды;
  • новый вид творчества – расписная керамика (к наиболее ранним образцом относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии.)

Керамические изделия отличает простейшая форма. Роспись использует геометрический орнамент, размещаемый на тулове сосуда. Все знаки имеют определенный смысл, связанный с зарождающимися анимистическим (одушевленным) восприятием

природы. В частности крест – один из

солярных знаков, обозначающих солнце и луну.

Особенности живописи неолита Схематические многофигурные композиции. Сюжеты: охота, сражение. Большая условность, меньшие размеры.

Особенности живописи неолита

  • Схематические многофигурные композиции.
  • Сюжеты: охота, сражение.
  • Большая условность, меньшие размеры.
Бронзовый век Наиболее характерным видом изобразительного искусства эпохи бронзы становится художественная обработка металла в самых различных видах – ковка, литье, чеканка, гравировка. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения – серьги, кольца, браслеты, подвески, нашивные мелкие бляшки. Изготовление металлического оружия завершается его декоративной обработкой.

Бронзовый век

Наиболее характерным видом изобразительного искусства эпохи бронзы становится художественная обработка металла в самых различных видах – ковка, литье, чеканка, гравировка. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения – серьги, кольца, браслеты, подвески, нашивные мелкие бляшки. Изготовление металлического оружия завершается его декоративной обработкой.

Бронзовый век С точки зрения тематики изобразительного искусства наблюдается господство образа зверя. Но главная тенденция развития изобразительного искусства, сфокусированного в этот период в сфере украшения предметов практического назначения, это – напряженная работа мастеров над «изобразительной формой».

Бронзовый век

С точки зрения тематики изобразительного искусства наблюдается господство образа зверя. Но главная тенденция развития изобразительного искусства, сфокусированного в этот период в сфере украшения предметов практического назначения, это – напряженная работа мастеров над «изобразительной формой».

Мегалитическая архитектура от греч. «мега» - большой и «литос» – камень. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами

Мегалитическая архитектура

от греч. «мега» - большой и «литос» – камень.

Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами

3 типа мегалитических сооружений 1.Менгир – вертикально поставленный камень разной величины. Размер колеблется от 1 до 20 м. Менгиры бывают как едва отесанными камнями, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они редко были связаны с погребениями, выполняя, как правило, самостоятельную функцию (место, где происходили какие-либо ритуалы).

3 типа мегалитических сооружений

1.Менгир – вертикально поставленный камень разной величины. Размер колеблется от 1 до 20 м. Менгиры бывают как едва отесанными камнями, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они редко были связаны с погребениями, выполняя, как правило, самостоятельную функцию (место, где происходили какие-либо ритуалы).

Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

3 типа мегалитических сооружений 2. Дольмен – сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен – 2 вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим. Наиболее совершенный вид дольмена состоит из четырех хорошо отесанных вертикальных плит, образующих в плане четырехугольник. Сверху они перекрыты еще одной плитой в несколько тонн весом. Такого рода сооружения служит местом захоронения человеческого коллектива.

3 типа мегалитических сооружений

2. Дольмен – сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен – 2 вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим. Наиболее совершенный вид дольмена состоит из четырех хорошо отесанных вертикальных плит, образующих в плане четырехугольник. Сверху они перекрыты еще одной плитой в несколько тонн весом. Такого рода сооружения служит местом захоронения человеческого коллектива.

Дольмен в Ирландии

Дольмен в Ирландии

3 типа мегалитических сооружений 3. Кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный кромлех находится в Англии, около Стоунхенджа.

3 типа мегалитических сооружений

3. Кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный кромлех находится в Англии, около Стоунхенджа.

Кромлех Броугар (Храм Солнца), Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал Английский кромлех Свинсайд

Кромлех Броугар

(Храм Солнца),

Оркнейские острова.

Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал

Английский кромлех Свинсайд

Ранний железный век Железо окончательно вытеснило каменные орудия и полностью заменило бронзовые, что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие художественной деятельности человечества. Скифская культура (Северное Причерноморье, I тыс. до н.э.). При раскопках обнаружены художественные изделия из бронзы и золота – украшения вождя, коней и оружие. Изобразительные приемы и сюжеты позволяют сделать вывод о господстве «звериного стиля». Оружие украшалось золотыми пластинами с вычеканенными изображениями (на ножнах, рукоятках мечей, секирах), выполнялись наверщия из бронзы, насаживавшиеся на древко.

Ранний железный век

  • Железо окончательно вытеснило каменные орудия и полностью заменило бронзовые, что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие художественной деятельности человечества.
  • Скифская культура (Северное Причерноморье, I тыс. до н.э.). При раскопках обнаружены художественные изделия из бронзы и золота – украшения вождя, коней и оружие. Изобразительные приемы и сюжеты позволяют сделать вывод о господстве «звериного стиля». Оружие украшалось золотыми пластинами с вычеканенными изображениями (на ножнах, рукоятках мечей, секирах), выполнялись наверщия из бронзы, насаживавшиеся на древко.
Элемент золотого ожерелья ( пекторали ) из  скифского захоронения  в районе  г. Покров  на Украине; IV в. до н. э.

Элемент золотого ожерелья ( пекторали ) из  скифского захоронения  в районе  г. Покров  на Украине; IV в. до н. э.

Религия первобытного общества   Зачатки религиозных верований зарождаются в первобытном обществе в период палеолита. Большое значение охоты в жизни первобытного человека обусловило почитание сил природы и культ зверя. Звериный мир представлялся как бы в виде второй равноправной половины общины.

Религия первобытного общества

  • Зачатки религиозных верований зарождаются в первобытном обществе в период палеолита.
  • Большое значение охоты в жизни первобытного человека обусловило почитание сил природы и культ зверя. Звериный мир представлялся как бы в виде второй равноправной половины общины.
Тотемизм комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений. Тотем (инд.) – его род. Каждый род носил имя своего тотема; его нельзя было убивать и употреблять в пищу. По представлениям древних людей, животные представляли свое мясо и умирали, но если сберечь их кости, выполнить обряды – звери возрождаются к жизни. Охотничье колдовство использовалось, чтобы заворожить зверя и он стал легкой добычей.

Тотемизм

  • комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений. Тотем (инд.) – его род. Каждый род носил имя своего тотема; его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
  • По представлениям древних людей, животные представляли свое мясо и умирали, но если сберечь их кости, выполнить обряды – звери возрождаются к жизни. Охотничье колдовство использовалось, чтобы заворожить зверя и он стал легкой добычей.
Фетишизм Это культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитки фетишизма дошли до наших дней, выражаясь в вере в сверхъестественные свойства амулетов, оберегов, талисманов.

Фетишизм

Это культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитки фетишизма дошли до наших дней, выражаясь в вере в сверхъестественные свойства амулетов, оберегов, талисманов.

Анимизм вера в существование душ и духов. Духи (а позже боги) посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека .

Анимизм

вера в существование душ и духов. Духи (а позже боги) посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека .

 Все это как бы продолжало уже знакомую по палеолиту производственную магию. Но если там, в центре магических усилий оказывался зверь, то теперь надо было слабыми человеческими силами как-то воздействовать на духов природы, существ капризных и необязательных. И только глубочайшая наивная вера в то, что связь между предметами и явлениями можно укрепить за счет конкретных действий, которые обязательно приведут к желаемому результату, заставляя неолитических людей без устали разыгрывать все более сложные ритуально-магические действия.

Все это как бы продолжало уже знакомую по палеолиту производственную магию. Но если там, в центре магических усилий оказывался зверь, то теперь надо было слабыми человеческими силами как-то воздействовать на духов природы, существ капризных и необязательных. И только глубочайшая наивная вера в то, что связь между предметами и явлениями можно укрепить за счет конкретных действий, которые обязательно приведут к желаемому результату, заставляя неолитических людей без устали разыгрывать все более сложные ритуально-магические действия.

 В основе их лежал принцип – подобное производит подобное. Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.  Духи постепенно трансформировались в богов, которые приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми.

В основе их лежал принцип – подобное производит подобное. Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

Духи постепенно трансформировались в богов, которые приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми.