СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников в зависимости от курса духовно-нравственной направленности.»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников в зависимости от курса духовно-нравственной направленности.»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа. Смоленская область Смоленский район.






Доклад на тему:




«Возрастно-психологические закономерности

и особенности развития

ценностных ориентаций у школьников в зависимости от курса духовно-нравственной направленности.»








Выполнила:

Учитель ОДНКНР

Батяй Оксана Михайловна













д. Богородицкое 2022

Актуальность проблемы

Человеческая цивилизация в третьем тысячелетии вступила в эпоху глобальных экономических, социально-политических, культурных и образовательных преобразований. Глобализация, небывалая миграция населения, демографические кризисы, террористические и экологические угрозы, проблемы преодоления негативных последствий научно-технической революции, информационного взрыва и человеческой разобщенности неизбежно обусловили обострение проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и без духовности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека)

Одним из вариантов поиска выхода из очередного кризиса является путь объединительных процессов духовной жизни, как в светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от духовного противостояния, освещенного идеологией. Это признание того, что мир многомерен, разнообразен. И сегодня он иным быть не может и не должен. Нам всем надо жить в этом мире, и устранение нетерпимости, – одно из главных условий жизни нынешнего и будущего человечества.

Сохранение автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Средства массовой информации преподносят нам универсальную культуру, в которой наблюдается взаимопроникновение культур и заимствование «находок народов друг у друга» .

Происходит переоценка идей и общечеловеческих ценностей. Влияние старшего поколения на формирование ценностных ориентаций молодежи сегодня ничтожно мало. Молодые выбирают сами то, что отвечает их сиюминутному запросу и не противоречит жизненному опыту, то, что разделяют люди их ближнего круга. Поэтому, сегодня их одинаково легко привлечь как к патриотическим, так и протестным акциям. Их сознание дискретно и сочетает несочетаемое с точки зрения людей с научной или религиозной картиной мира.



Задачи духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития российского общества

Педагогическая наука и педагоги практики в этих непростых условиях пытаются решать задачи формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р, ставит Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей  развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Федеральный государственный образовательный стандарта трактует процесс образования не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося. Это процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это процесс последовательного расширения и укрепления ценностной сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Создаются программы развития воспитания в системе образования, программы патриотического воспитания и развития толерантности, другие национальные проекты, призванные задавать векторы ценностных ориентаций юных россиян.



Определение понятий «ценностные ориентации», «ценности»

Что же такое «ценностные ориентации» и как происходит их формирование и развитие. Любая цивилизация неизменно определяет набор ценностей, на которые человек ориентируется в своем поведении. На способность ценностных ориентаций определять поступки и поведение человека указывал еще Сократ, отмечая, что, зная содержание таких ценностей, как что такое благо, добродетель и красота, человек может руководствоваться этим знанием в выборе поведения. В «Большой этике» Аристотель, впервые рассматривая отдельные виды благ, вводит термин «ценимое» («тимиа»). Основы современной аксиологии заложили стоики, впервые используя понятие «ценность» («аксиа» — достоинство)

С момента возникновений монистических религий ценности общества были заданы в священных книгах, поэтому носили идеальный характер. В работах известных русских философов В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, ценности также связаны с понятием «духовность» и имеют, как и духовность, божественное происхождение. Наивысшая ценность – Бог, все остальные – производные от неё.

Предметом научного знания ценности становятся в Новое время. И. Кант, в отличие от большинства своих предшественников, признающих религиозное происхождение ценностей, предположил, что мораль и долг существуют в разуме и не нуждаются ни в какой божественной цели. Так появилось первое учение об автономии моральных ценностей от какого-либо высшего источника. Потребности, считал И. Кант, детерминируют поступки, порой вступая в конфликт с нравственностью и долгом.

Б. Спиноза считал ценностные понятия навязанными свыше предрассудками, которые только мешают достижению людьми своего счастья. Умные люди в своем поведении руководствуются не абстрактными ценностями, а пользой.

Пожалуй, самое резкое неприятие моральных ценностей, навязанных религией, мы находим в работах Ф. Ницше. Он последовательно критиковал религиозные представления о морали, полагая, что они лежат в основе утраты подлинных высших ценностей в со­временной культуре, нигилизма. Моральные ценности Ницше считал мнимыми, безнравственными и призывал к их «переоцен­ке», освобождению человека от действующих этических норм. В определении Ницше «цен­ность — это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить».

В Российском обществе за последние сто лет смена ценностных ориентаций общества происходила несколько раз (1917, 1990, 2010) и была обусловлена сменой политических формаций.

Ценности социалистического строя были закреплены в Кодексе строителя коммунизма.

Перестройка привнесла в наше общество либеральные ценности, сформулированные во Всемирной декларации прав человека.

Сегодня в Стратегии развития воспитания в сфере образования впервые после перестройки закреплены ценности новой России: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

Как видно из краткого анализа, наблюдается несколько тенденций в понимании понятия «ценность»:

Как объективное понятие:

  • ценности – религиозные заповеди, отражающие требования к социально-приемлемому поведению индивида;

  • ценности – моральные и нормативные установки, общества, навязываемые индивиду в процессе социализации с целью формирования заданного конкретно-историческим обществом типа личности;

  • идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл;

  • идеи, общественно значимые цели, т. е. идеологический компонент политической системы конкретно-исторического общества.

Как субъективно отнесенное понятие:

  • ценности детерминированы потребностями или желаниями;

  • «универсалии смысла»;

  • нормативное содержание сознания;

  • духовное содержание личности;

  • осознанные переживания значимости объективных ценностей;

  • личностный смысл;

  • средство удовлетворения потребности.

Ценностные ориентации  отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям

Понятие «ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Впервые понятие «ценностная ориентация» вводит Т. Парсонс.

В социологии «ценностные ориентации личности – (фр. orientation –установка) – разделяемые личностью нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания, выступающие в качестве целей жизни, и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения человека (…), в случаях нравственного выбора являются опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений».

Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы. Формирование системы ценностных ориентаций напрямую связывают с нравственным воспитанием личности, развитием личности в целом и формированием её мировоззрения.

Отсутствие выраженных ценностных ориентаций определяется как инфантилизм, когда интересы человека ситуативно обусловлены, а сам он внушаем и зависим от других людей (Г. С. Абрамова).

Классические теории образования ценностных ориентаций

На сегодняшний день существует несколько теорий о том, как человек в процессе воспитания и развития становится носителем той или иной системы ценностей.

В отечественной социологии в работах В. Я. Ядова, И. С. Кона, Н. И. Лапина, С. Г. Климовой, В. П. Вардомацкого и других активно разрабатывалась проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп.

В психологической литературе образование системы ценностей личности рассматривается как «формирование» – внешний по отношению к личности процесс, и как «становление и развитие»  внутренний психологический процесс.

Ценности общества предъявляются ребенку взрослыми в общении и специально организованной деятельности. Ребенок эти ценности осваивает, усваивает и присваивает. Ребенок не замечает самого процесса и со временем становится носителем этих ценностей, считая их выработанными и осознанными самостоятельно.

Для того, чтобы у ребенка возникла собственная ценностная система необходим определенный уровень интеллектуального развития. Первым эту позицию сформулировал Ж. Пиаже, полагавший, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Нравственное развитие в теории Пиаже, подобно умственному, носит прогрессивный, стадиальный характер.

Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия.

Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности.

Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека

Уточняя и детализируя эту концепцию, психолог Л. Колберг, выделяет три уровня развития моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, которые включают по две стадии каждый.

На предконвенциональном уровне моральные ценности носят внешний характер. На первой стадии ребенок подчиняется нормам и правилам, боясь наказания, на второй — ради получения вознаграждения или личной выгоды.

Нет сознательного отношения к нормам и на конвенциональном уровне. Ребенок некритично относится к оценкам значимых для него людей. Он в этот период социально комфортен и стремится к поддержанию установленного порядка, традиций и правил.

Хотя нормы и ценности близкого окружения уже усвоены и освоены, ребенок соблюдает их по внутренней потребности, но в основании этих норм по-прежнему – внешний авторитет – родители, учитель, значимые взрослые. Желание соответствовать ожиданиям значимых взрослых, зависимость от их одобрения или порицания определяет выполнение норм и правил на третьей стадии развития.

На четвертой стадии уже не значимые взрослые, а общество с помощью писаных и неписаных законов контролирует моральное поведение человека. Поведение регулируется стремлением избежать как осуждения со стороны законных властей, так и чувства вины из-за невыполнения долга.

И только на пост конвенциональном уровне развития личность ориентируется на собственные моральные принципы, вырабатывает автономную систему этических ценностей. На пятой стадии, уважая законы общества и ценности других людей, человек поступает в соответствии с собственными ценностями и принципами.

Шестая стадия является высшим уровнем морального развития и определяется ориентацией на законы свободной совести, приверженностью универсальным этическим принципам

На наш взгляд, Л. Колберг вполне корректно описывает процесс формирования ценностных ориентаций. В дошкольном возрасте формы культуры, мнения, оценки предлагаются взрослыми, и ребенок повторяет их, стремясь избежать негативных для себя последствий или заслужить поощрение.

В начальной школе, по-прежнему, поведение детерминируется значимыми взрослыми (учителем, родителями), в подростковом возрасте – друзьями, затем – общественными институтами.

Согласно теории деятельности А. Н. Леонтьева, на формирование ценностей ребенка оказывает влияние содержание его общения и деятельности. Это положение закрепилось в педагогических технологиях воспитания, приоритет в которых отдан организации и вовлечению детей в социально-значимую и общественно-полезную деятельность (технология коллективно-творческих дел, технология организации деятельности детских общественных организаций).

Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей. Создавая ценности, ребенок осваивает их содержание. К материальным ценностям ребенок приобщается средствами деятельности, к духовным – посредством общения. К сожалению, технологии приобщения детей к духовным ценностям в процессе общения разработаны и применяются в светских образовательных организациях недостаточно

Д. Б. Эльконин, соратник и ученик Л.С. Выготского, в возрастной периодизации развития показывает, как в процессе смены видов деятельности закономерно чередуются периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и т. д. и периоды освоения способов действий, формирования интеллектуально-познавательных сил.

Развитие ценностных ориентаций личности разделяется им на три основные «эпохи». Переход от эпохи к эпохе характеризуется резким кризисом, который определяется возникновением несоответствия между существующими возможностями ребенка и актуальными задачами деятельности. Преодолевая кризис, ребенок осваивает новые способы деятельности и новые ценности

Социальный опыт ребенка как источник и механизм формирования моральных понятий изучал психолог И. С. Кон. Он пришел к выводу, что система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.

Современные теории образования ценностных ориентаций

В популярной сегодня «Теории поколений» образование ценностных ориентаций у людей различных поколений описано следующим образом. В обществе периодически бывают разные экономические периоды: подъем, процветание, спад, кризис. Убеждения и принимаемые в обществе законы зависят от экономических стадий развития общества. На формирование ценностей поколения влияют семья, детский сад и школа, игры, средства массовой информации, интернет.

До 1012 лет у ребенка еще не сформировано мировоззрение, т.к. еще продолжается формирование мышления, рефлексия только развивается. Все, что ребенок воспринимает, хранится в подсознании, действует в течение всей жизни, оказывая влияние на выбор, поступки, облик, на все, что мы делаем. На ребенка влияют семья, глобальные мировые события, мир вокруг, возможности. «Я не понимаю этого, но мне хорошо, когда я в этом участвую». Ребенок получает очки, через которые он смотрит на мир.

Например, поколение, рожденное в 19231943 гг. росли в атмосфере смены социального строя, крушения ценностей и убеждений родителей, голода и разрухи гражданской войны, коллективизации и массовых репрессии. Это время грандиозных строек, гимна человеку труда, решения всей страной задач всесоюзного масштаба, ликвидации безграмотности. Повсеместно начинается общественное воспитание подрастающего поколения. Со стороны мировой общественности изоляция, санкции. Восстановление страны после Великой Отечественной войны всем миром.

Социальная ситуация развития этого поколения: переживание горя и потерь, нет роскоши, много читали, мало говорили, многодетные семьи, закон и порядок, семья очень важна, потому что для них это единственное место, где можно быть самим собой; обезличивание.

Все это повлияло на убеждения людей этого поколения: «стены имеют уши», «надо жить по правилам, чтобы выжить», «блага можно получить только за труд», «завтра всё может измениться», «всех накормить и дать с собой, «беречь здоровье и тепло одеваться», подарки в виде еды, всё на «черный» день, нет излишеств.

Ценности людей, которых называют «молчаливое поколение»  основаны на инстинкте самосохранения. У них гипертрофировано чувство долга, они выносят жесткие суждения, очень наблюдательны, готовы жить по правилам, готовы терпеть авторитаризм, ради того, чтобы быть вместе, объединяться и экономить ресурсы. Им хорошо в режиме экономии.

Совсем иная социальная ситуация развития у людей, рожденных с 1984 – 2003 г.г. Поколение Y/ Игреки или Поколение Миллениум, Сети, Next. Их детство прошло на фоне события: распад СССР, перестройка, терроризм, лихие 90-е, войны (в Чечне, Ираке и др.), международный финансовый кризис, безработица и повышение стоимости жилья, поп-культура, телевидение, видеохостинги и торрент-трекеры, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий, видеоигр, мем-и флешмоб-культуры, эволюция девайсов, онлайн-общение и т. д.

Социальная ситуация их развития это наличие интернета и мобильной связи, культ брендового стиля в одежде, выросли на фэнтези и компьютерных играх, им родители говорили о том, что их любят (в других поколениях захваливать ребенка и говорить о любви было не принято).

Какие ценности они исповедуют? Люди этого поколения занимаются всем и легко меняют сферу деятельности. Это прирожденные фрилансеры – огромные массы людей, не учтенных на рынке труда. Как зарабатывают на жизнь – неизвестно. Поглощают информацию в большом количестве. На них сильно влияет то, в какие коммуникации они включены. Они – боги! Что ты хочешь, чтобы захватить мир? Сильное стремление к власти. Все хотят быть лидерами. Поколение Миллениум отличает от других поколений знание своих прав и умение их отстаивать. В работе не желают брать на себя сверх должностных обязанностей. Хотят смолоду иметь все блага. Несомненным достоинством Поколения Миллениум является то, что это поколение ответственных родителей, готовых много заниматься своими детьми и развивать их с раннего детства.

Многие представители этого поколения очень ценят свою страну и имеют гражданскую позицию по социально-значимым вопросам.

Как показывает проведенный анализ формирование ценностных ориентаций личности – это сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.


Психологические механизмы образования ценностных ориентаций

В процессе формирования ценностных ориентаций личности участвуют различные, но взаимосвязанные и взаимодополняющие психологические механизмы. Психолог М. С. Яницкий описывает механизмы адаптации, социализации и индивидуализации.

С самого рождения ребенок адаптируется к окружающей среде, учится соотносить свои потребности с требованиями взрослых, приспосабливаясь к ним. Он усваивает правила среды и уподобляется ей.

Общество посредством своих социальных институтов (детский сад, школа, дополнительное образование) обучает ребенка следовать его ценностям. Ребенок отождествляет с конкретной группой людей, принимает её ценностные ориентации. Так постепенно в процессе социализации ребенок принимает ценности социальной среды. Принятие ценностей позволяет индивиду успешно функционировать в качестве его члена.

М. С. Яницкий отмечает, что «несмотря на осознанность усвоения ценностей социальной среды, процесс социализации, все-таки не подразумевает самостоятельной выработки собственно внутренних ценностей. По существу, процесс социализации ограничивается принятием либо непринятием тех или иных групповых ценностей».

Следующий механизм – интериоризация, понятие, смысл которого первоначально понимался как присвоение общественно-исторического опыта. В работах Л. С. Выготского можно найти следующие синонимы этого понятия: «вращивание», «овнутривание».

Развитие личности, по Л. С. Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое происходит в процессе общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека. То есть, интериоризация понимается как процесс и результат перехода ценностей из внешнего плана в план сознания.

Завершает процесс образования ценностных ориентаций личности следующий механизм  интеллектуализация (или рационализация). Процесс интериоризации можно считать завешенным, если личность осознает, способна объяснить наличие в сознании тех или иных ценностных ориентаций.

На высоком уровне личностного развития происходит следующий процесс индивидуализация. В основе индивидуализации лежит потребность личности в постоянном внутреннем росте и развитии (К. Роджерс); в осуществлении личностного смысла (В. Франк), самоактуализации (А. Маслоу).

Итак, только личность, способная к самоактуализации, а по мнению самого А. Маслоу, этой способностью обладают 4-8% всего человечества, может создать собственную, относительно автономную систему ценностных ориентаций.

Важнейшие характеристики таких людей – активность и независимость от культуры, от «символических» ценностей. Постоянная рефлексия ценностей общества, неумение принимать их «на веру», позволяет самоактуализирующейся личности, по мнению М. С. Яницкого, перевести «внешние этические правила во внутреннюю систему ценностей».

В формировании ценностных ориентаций важную роль играют эмоции. Если ценность воспринимается только на вербальном уровне, то человек может её декларировать, утверждать, но она не станет регулятором его поведения в ситуации жизненного выбора. Только эмоционально принятые явления и активное, деятельностное отношение к ним человека создают условия для присвоения ценности. Ещё великий педагог К.Д. Ушинский отмечал особую роль эмоций в формировании нравственных ценностей. Ученый был убежден, что ни слова, ни мысли, ни поступки человека не отражают так четко его самого и его отношение к миру, как его чувствования: в них прослеживается характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человека. Сегодня его мнение подтверждено в исследованиях психологов.

Как показывает анализ, в образовании ценностных ориентаций участвуют сложные психологические механизмы.

Проблемы формирования ценностных ориентаций у современных детей

С развитием информационных технологий проблема формирования ценностных ориентаций у детей стала особенно острой. Это связано с тем, что современный ребенок живет одновременно в двух мирах – реальном и виртуальном. Как влияет интернет на формирование внутреннего мира ребёнка?

Сегодня уже достаточно исследований, убеждающих взрослых, что дети, имеющие доступ к интернету с раннего детства, испытывают сложности с выражением чувств, межличностном общении, хуже принимают и усваивают моральные нормы общества.

Сознание современного дошкольника формирует мир цифровых технологий – телевидение и интернет. Этот мир часто недоступен воспитывающим взрослым, особенно представителям старшего поколения, которые, из-за загруженности родителей часто проводят время с внуками. Ребенок за компьютером позволяет им заниматься своими делами, отдыхать. А в это время виртуальный мир словами и поступками виртуальных героев воспитывает малыша. Контролировать этот процесс становится всё сложнее.

В то же время, в реальной жизни ребенок вынужден приобщаться к культуре общества, в котором он растет. С каждым годом растут требования, предъявляемые взрослыми к его поведению. Стержневым требованием становится соблюдение правил поведения в обществе и норм общественной морали.

Исследование «Ценностные ориентации современного школьника», проведенное педагогом – психологом Деменюк А.В. в 2018 году, позволило сделать следующие выводы.

Для детей младшего школьного возраста имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой.

Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм  для детей младшего школьного возраста являются менее значимыми.

Огромное значение имеет мнение учителя.

Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения.

Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

Младшие школьники в этой выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям.

Как видно из анализа сделанных младшими школьниками выборов, в этом возрасте ещё сильное влияние оказывает эгоцентризм, свойственный детскому мышлению. Учащиеся ещё не способны ориентироваться на других людей. Ценности общества ещё не освоены и не присвоены.

Проанализируем ценностные ориентации детей более старшего возраста с точки зрения освоения и присвоения ценностей российского общества, определенных в «Стратегии развития воспитания в сфере образования до 2025 года»: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Так учениками 58 в качестве наиболее значимых ценностей были определены следующие: здоровье (физическое и психическое) (56%); счастливая семейная жизнь (53%); наличие хороших и верных друзей (51%); любовь (49%); уважение окружающих, коллектива, товарищей (48%).

Достаточно значимыми являются также материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (40%); интересная работа (32%); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (29%); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (25%).

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности: свобода как независимость в поступках и действиях (11%); возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие (9%); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом) (5%).

Такие ценности как: честность (правдивость, искренность) (22%); ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) (20%); аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах (17%); воспитанность (хорошие манеры) (17%) являются менее значимыми для учащихся в возрасте 12-15 лет.

Учащиеся 911 классов в возрасте 1517 лет в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили: здоровье (физическое и психическое) (75%); счастливая семейная жизнь (58%); активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (50%); любовь (42%); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) (38%).

Достаточно значимыми являются также: наличие хороших и верных друзей (32%); свобода как независимость в поступках и действиях (29%); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) (28%); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) (25%); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) (20%).

Наименее значимыми для учеников старших классов оказались следующие ценности: творчество (возможность творческой деятельности) (11%); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) (8%); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) (7%); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) (5%).

Учащихся 9-11 классов считают, «мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня» (92%); «человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем» (54%); «материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть бедно живут – это справедливо» (31%); «современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали» (15%); «надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел» (8%); «главное в жизни – материальное благополучие» (8%)

Как видно из приведенного анализа, ценностные ориентации современных школьников  это ценности общества потребления. Ценности старшеклассников также эгоцентричны, как и ценности детей младшего школьного возраста. Школьники понимают, что для того, чтобы стать успешными в будущем, они должны заботиться о своем здоровье.

Следующая важная для старшеклассников ценность  это семья, в которой царит материальное благополучие, яркая, насыщенная событиями интересная жизнь и любовь.

Современные школьники не хотят зависеть от общества. 92% из них рассчитывают только на себя, поэтому для них ценна свобода как независимость в поступках и действиях. Свобода нужна, чтобы свободно передвигаться, пополняя знания и приобретая жизненный опыт. Наличие хороших и верных друзей является ценностью только для трети опрошенных старшеклассников.

Человеколюбие свойственно только 8% старшеклассников. Для 46% не является ценностью социальная справедливость. Честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством являются отвлеченными понятиями, не входящими в систему их ценностных ориентаций.


Эффективные методы формирования ценностных ориентаций обучающихся в образовательных организациях


Для того, чтобы школьники смогли усвоить, освоить и присвоить ценностные ориентации, определенные в «Стратегии развития воспитания в сфере образования до 2025 года», педагоги должны понимать, каким образом может быть осуществлен переход ценностей из социально одобряемых образцов во внутренний мир личности. Как было показано выше, ценности управляют поведением человека в ситуациях жизненного выбора. Их нельзя просто запомнить. Формирование ценностных ориентаций – внутренняя работа души воспитанников.

Как педагог может управлять работой по формированию ценностных ориентаций школьников? Сегодня научно доказаны эффективные методы, которые можно применять в образовательном процессе.

Прежде всего, учителю необходимо научиться выявить уже имеющиеся ценностные ориентации учеников, под которыми чаще всего понимаются избирательные отношения человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений. Это можно сделать с помощью методов изучения личности учащегося. Ценностные ориентации школьников, как правило, ещё не зрелые, неоформленные, подчас малоосознаваемые. Приобщая школьника к ценностям, созданным человечеством, мы помогаем сделать их достоянием собственного « Я».

Одним из ведущих методов является метод личного влияния педагога. Как писал К.Д. Ушинский, «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагогическая деятельность не терпит шаблона, штампа, стандарта и, следовательно, предполагает постоянное совершенствование. Педагог ежедневно транслирует учащимся свои ценностные ориентации. Они содержатся в оценках ситуациях, убеждениях, требованиях, в отношении к детям, стране, коллегам, событиям.

Эффективным доказанным методом формирования ценностных ориентаций является ценностный диалог. Методика ценностного диалога требует от педагога значительной подготовки, осознания он собственных ценностей, способность подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности понять, осмыслить, принять и т.д. Диалог требует навыка осознания противоречий, разрыва шаблона, умения задавать вопросы и создавать ситуации, вызывающие эмоциональный отклик и, порой, глубокие переживания у учащихся.

Метод погружения в ценностную среду предполагает умение педагога моделировать педагогические ситуации специально, на определенное время и под определенные задачи. Это метод создания событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Метод специального конструирования ценностных ситуаций для проживания и осознания предназначен для работы с учащимися старшего школьного возраста, так как требует развития рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.


В образовательном процессе содержится значительный потенциал формирования ценностных ориентаций школьников. Однако, если процесс освоения этих ценностей ограничен лишь вербальными методами целенаправленной передачи информации, то полноценного образования ценностных ориентаций зачастую не происходит. Дети усваивают информацию в форме значений языка, узнают её при новых предъявлениях, оперируют этой информацией в речи, но сами ценности, не становятся регуляторами поведения в ситуациях жизненного выбора. Поэтому, независимости от ступени образования, важно, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, совместного творчества учителя и учащихся. Ценностям нельзя научить, каждый ребенок их должен сначала пережить, и потом он сможет их осознать.


Список использованной литературы.

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – Издательство «Академия», 2005. — 332 с.

Н. Н. Белогорцев Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 434-436.

Н.Ю. Зубенко Формирование ценностных ориентаций личности обучающегося [http://yandex.ru/clck/

  1. Возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата 2-е издание, исправленное и дополненное. ... мического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Серия: Philosophy. АСТ, 2010.— 671 с.

  3. О.М. Овчинников Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 1. С. 151-155.

  4. Словарь по социологии. https://clck.ru/NXxWU

  5. Ценностные ориентации Академический психологический словарь. https://clck.ru/KE2yw

  6. Кант И. Сочинения: В 6 т: Пер. с нем.. —Т. 4. — Ч. 1. https://clck.ru/NXxLU

  7. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. – СПб., Питер, 2000. – 992 с.

  8. Глобальные проблемы современных цивилизаций https://clck.ru/NXwe9

  9. Воронина Л.Н., Белова О.Р., Вишневский Ю.Р., Сенук З.В.

  10. Ценностные ориентации и установки университетской молодежи (сравнительный анализ результатов российско-украинского исследования) https://clck.ru/NXxcU

  11. Третьяковские уроки: Психологические особенности Поколения Z. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mansa-uroki.blogspot.ru/2016/04/z_12.html?m=1, свободный, дата обращения 22.02.2018

  12. Мораль, нравственность, духовность. Вопросы теории и практики https://clck.ru/NXwfL

  13. Деменюк А.В. Ценностные ориентации современного школьника https://clck.ru/NXxEC

  14. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1967. — 623 с.

  15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

  16. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. – 304 с.

  17. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирова­ния личности). — М.: Просвещение, 1979. — 174 с.

  18. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.

  19. О.М.Дубровина П.Г. Дзебисашвили"Формирование ценностных ориентаций обучающихся в образовательной организации https://clck.ru/NY9SG

  20. Мейдер В.А. Личность педагога в образовательном пространстве: Журнал «Здравый смысл», 2007№4