Международная педагогическая олимпиада
«Возрастное психологическое консультирование» с ответами
1. Верны ли данные утверждения?
1) Главной задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
2) Главными задачами возрастного психологического консультирования являются: ориентация лиц, участвующих в воспитании (родители, учителя и др.) в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития.
А) Верно только 1 Б) Верно только 2
В) Верны оба Г) Неверны оба
2. Существуют основные разделы возрастной психологии:
а) психология младенца, б) психология раннего возраста, в) дошкольная психология, г) психология младшего школьного возраста, д) __________, е) психология юности, ж) психология среднего возраста, з) психология старости (геронтопсихология).
Какой раздел пропущен?
А) психология девочки и мальчика Б) психология подростка
В) психология школьника Г) психология личности
3. Принципы работы возрастного психолога:
а) соблюдение интересов ребенка, б) стереоскопичности диагноза, в) принцип системности, г) принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем, д) анализа подтекста, е) сравнения с _________, ж) анализа индивидуального жизненного пути ребенка.
Заполните пропуск в подпункте е.
А) эталонной нормой психического развития
Б) возрастной нормой психического развития
В) нормой психического развития по нижнему пределу
Г) нормой психологического развития, установленной в семье.
4. Что включает в себя принцип стереоскопического диагноза?
А) Необходимость рассмотрения проблемной ситуации в семье как объективно, с позиции психолога-консультанта, так и субъективно, с позиции каждого из входящих в данную ситуацию членов семьи.
Б) Необходимость учета всех нынешних и прошлых наиболее существенных влияний на ребенка, которые могли обусловить уровень его развития и особенности его поведения.
В) В возрастно-психологическом консультировании подробное психодиагностическое обследование состояния психического развития ребенка.
Г) Предостережение от упрощенного понимания психологами-консультантами возрастной нормы психического развития как некой границы в изменении количественных показателей психического развития, измеряемых различными психодиагностическими методиками.
5. Кто первым ввел понятие «принцип природосообразности воспитания» в качестве отправной точки возрастного психологического консультирования?
Ответ: Г
6. Для проведения возрастного психологического консультирования специалист собирает сведения о ребенке. Общая схема состоит из 4-х блоков. Заполните пропущенный блок.
1. Состояние здоровья ребенка | 2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет | 3. | 4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. |
А) отклонения и нарушения психического развития ребенка
Б) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка
В) физиологические параметры ребенка
Г) достижения и неудачи ребенка
7. Возрастно-психологическое консультирование родителей подростка проводится по определенному алгоритму. Расставьте в правильном порядке все его этапы.
1 | Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана. |
2 | Наблюдение за ребенком в естественных условиях. |
3 | Психологический диагноз ребенка. |
4 | Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком. |
5 | Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости). |
6 | Экспериментально-психологическое обследование ребенка. |
7 | Контроль, повторное консультирование. |
8 | Психолого-педагогическое назначение |
9 | Обработка данных, каузальный анализ результатов |
А) 1, 4, 2, 5, 9, 6, 7, 3, 8 Б) 7, 4, 9, 8, 1, 5, 3, 6, 2
В) 4, 1, 5, 2, 6, 9, 3, 8, 7 Г) 4, 2, 5, 1, 6, 9, 8, 3, 7
8. Что должен отражать психологический диагноз?
А) сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы
Б) степень отклонения от нормы
В) причины и следствия психологических проблем
Г) уровень актуального и перспективы ближайшего развития ребенка
9. Педагогическая психология занимается изучением обучения и воспитания субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога. Что отличает возрастную психологию от педагогической?
А) Изучение развития психических процессов как таковых
Б) Изучения субъекта в межличностных отношениях
В) Изучение развития субъекта в различных социокультурных условиях
Г) Изучение соотношения типичного и аномального развития субъекта
10. Одним из инструментов исследования в возрастной психологии являются срезы – продольный и поперечный. В каких случаях используются поперечные срезы?
А) В случаях, когда необходимо получить информацию о субъектах с разным уровнем развития.
Б) В случаях, когда необходимо получить информацию о субъектах на разных этапах развития.
В) В случаях, когда необходимо сравнить субъект с нормой.
Г) В случаях, когда необходимо проследить изменение психологических качеств.
11. Какое из утверждений верно?
Основные методы исследования в возрастной психологии – это:
1) Наблюдение и констатирующий эксперимент.
2) Наблюдение и формирующий эксперимент.
А) Верно первое утверждение Б) Верно второе утверждение
В) Верны оба утверждения Г) Неверны оба утверждения
12. Дополните схему структуры психологического возраста недостающим компонентом.
![]()
А) Переживания субъекта
Б) Внутренний мир субъекта
В) Новообразования в сфере сознания, личности
Г) Кризис
13. Переход ребенка на следующий уровень развития определяется такими параметрами: личностная готовность, интеллектуальная готовность, двигательная готовность, уровень развития предпосылок учебной деятельности. Стремление занять свое место в системе социальных отношений относится к параметру:
А) личностной готовности Б) интеллектуальной готовности
В) двигательной готовности Г) учебной деятельности
14. Проведение психологического консультирования школьников начинается с этапа сбора информации. Какие методы используются на данном этапе? Выберите один вариант ответа.
А) Установление доверительных отношений, снятие эмоционального напряжения.
Б) Установление основных психологических характеристик ребенка.
В) Первичная беседа с родителями, получение информации от врачей, учителей. Наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке. Анализ продуктов творчества ребенка.
Г) Диалог, подразумевающий «равноправные отношения» (под равноправием понимается здесь равенство партнеров в уникальности, самобытности сознаний каждого из них).
15. В психологическом консультировании используются принципы деноминализации, контекстуализации, позитивной реинтерпретации. В чём суть принципа деноминализации?
А) указывает на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности (вместо «вы испытываете трудности в общении» — «вы испытываете трудности, общаясь с незнакомыми людьми, или в большой компании, где вы на виду»). Принцип помогает избежать представления о том, что трудности, связанные с особенностями ребенка, являются всеобъемлющими и подстерегают его всегда и везде.
Б) предполагает переформулирование терминов, характеризующих особенности ребенка, из существительных или прилагательных в глаголы (к примеру, вместо «вы –экстраверт» можно сказать «вы обычно легко и свободно общаетесь»). Принцип помогает избежать восприятия информации психолога как «диагноза».
В) заменяет отрицания в определении поведения человека на утверждения (вместо «вы не можете сосредоточиться, когда вокруг шумно» - «для работы вам нужна тишина»). Принцип позволяет избежать представления об ограниченных возможностях ребенка и фатальном отсутствии у него тех или иных качеств.
Г) мотивирует ребенка к серьезной работе по самоизменению и зависит от цели психодиагностического обследования.