Трофимюк Алла Константиновна
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
АННОТАЦИЯ
Целью методической разработки является анализ основных психологических и физиологических особенностей детей различных возрастных периодов.
Данная статья может быть использована студентами при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а так же преподавателями педагогики СПОУ
Введение
С возрастом связаны особенности мышления человека, круг его запросов, интересов, характер деятельности. Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Например, если ребёнок не освоил членораздельную речь в возрасте четырёх - шести лет, то в более позднем возрасте развитие этой функции будет затруднено. "То же можно отнести к области тонких движений. Музыканты и спортсмены после 12-13 лет с большим трудом осваивают сложные координационные движения" (6, с.41). Если возможности этого возрастного периода не будут в должной мере использованы, то в более зрелые годы уже трудно, а иногда невозможно наверстать упущенное. Поэтому в процессе воспитания и обучения ребёнка необходимо учитывать его возрастные физиологические и психические особенности .
Возрастной период – отрезок жизни индивида, который достигает определенной ступени развития и имеет характерные, относительно стойкие качества личности.
В рамках определенного возрастного периода осуществляются количественные и качественные психические, физиологические и социальные изменения человека.
В отечественной психологии научную периодизацию развития детей впервые предложил Л.С.Выготский. Каждый возраст представляет собой целостную структуру и имеет определённые особенности. Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Дальнейшее развитие теория возрастной периодизации Л.С.Выготского получила в произведениях Д.Б.Эльконина (советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии). Он выделил три эпохи в развитии ребёнка, каждая из которых включает два возрастных периода.
1. Раннее детство:
младенческий возраст (0 - 1 год),
раннее детство (1 - 3 года).
2. Детство:
дошкольный возраст (3- 7 лет),
младший школьный возраст (7-11 лет).
3. Подростничество:
подростковый возраст (11-15 лет) ,
старший школьный возраст (15-17 лет).
Переход от предыдущего периода к последующему часто имеет кризисный характер. Возрастные кризисы проявляются в негативных симптомах поведения, в снижении учебной работоспособности, повышенной эмоциональной чувствительности.
Особенности развития психики детей до 7 лет
Первым периодом развития ребёнка является дошкольное детство.
В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности" (8, с. 3).
Главным объектом педагогического внимания дошкольного возраста является область образования привычек, эмоционального реагирования, формирования привычных способов удовлетворения потребностей.
Эмоционально-психические состояния ребенка, возникающие на основе потребностей и способов их удовлетворения, формируют у детей условные рефлексы, поведенческие реакции, стереотипы поведения.
Психические особенности:
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, недостаточно умеют выделять главное в том, что воспринимают и пропускают многие детали.
Особое место в жизни дошкольников занимает игра. Шалва Александрович Амонашвили (автор "Гуманной педагогики", профессор) в своей книге "Гуманная педагогика" отмечает: "Стремление к игре...- это природное состояние, необходимое для свободного, полного развития задатков" ребёнка (1, с.191). Сюжетно-ролевая игра стимулирует и развивает мышление и воображение малыша. Причём, один и тот же предмет может иметь для ребёнка во время игры различное предназначение. Например, карандаш может служить в качестве пистолета при игре в войну, или быть смычком, когда ребёнок воображает себя играющим на скрипке. В четырех - пятилетнем возрасте, когда ребёнок начинает рисовать, строить, лепить, в соответствии со своим замыслом у него развивается наглядно-образное мышление и произвольное воображение.
Особенности поведения.
До 4-х лет ребёнок уже имеет представление об основных нормах поведения, в 5 лет может подчинять свои желания требованиям взрослых. Принятие наиболее значимого мотива происходит под влиянием оценки взрослых: развивается то, что поощряется. Информацию дошкольник усваивает на уровне сознательного и бессознательного подражания взрослым.
Основой самооценки дошкольника является умение сравнивать себя с другими детьми. Самооценка носит недифференцированный характер: когда взрослые оценивают действия ребёнка этого возраста, то ребёнок воспринимает её не как оценку поступка, а как оценку своей личности.
У детей дошкольного возраста желательно развивать следующие качества: наблюдательность, воображение, умение радоваться прекрасному, любовь к познанию и к совместному труду.
Особенности развития психики детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
Особенностью младших школьников является большая подвижность и неумение продолжительное время пребывать в одной позе. Это обусловлено особенностями их физического развития. Особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры и значительный прирост мышечной силы. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Согласно исследованиям доктора В.Ф.Базарного, автора "здоровьесберегающей" образовательной системы, у первоклассников, находящихся в состоянии неподвижности через 5-7 минут, второклассников 9-10 минут, мышцы из состояния напряжения непроизвольно переходят в состояния расслабления. Это проявляется в изменении посадки, двигательном беспокойстве ребёнка. Не правильная посадка во время занятий, длительное пребывание в одной позе могут привести к искривлению позвоночника, деформации грудной клетки, недоразвитию мышц диафрагмы, что создает условия для патологического развития сердца. Поэтому, организуя урок, нужно предусматривать чередование различных поз, проводить физкультпаузы, практиковать чередование различных видов учебной работы.
Психические особенности.
В этом возрасте усиливается контроль сознания над поведением, развиваются волевые процессы. Происходят изменения во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением. Это требует бережного отношения к психике детей, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.
В начальных классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой форм деятельности учеников в течение урока. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому, для привлечения его внимания, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
В процессе воспитания и обучения нужно обратить внимание на формирование у ребят точности восприятий, вырабатывать умение замечать сходство и различия у воспринимаемых предметов и явлений, развивать конкретное мышление и речь. Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо развивать так же произвольное внимание и волю, наблюдательность, терпение, сообразительность, воображение и память.
Особенности развития психики детей подросткового возраста
(11-15 лет)
В этот возрастной период происходит переход от детства к юности, поэтому переплетаются черты детства и черты присущие юношеству, но ещё находящиеся в стадии становления и развития.
Физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью развития и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Наблюдаются диспропорции сердечно-сосудистой системы, подъемы и спады энергии, что сказывается на работоспособности.
Главной потребностью для ребёнка этого возраста является осмысление своего места среди других людей. особое значение приобретает положение ребенка в коллективе. Он ценит мнение о себе сверстников, стремится к подтверждению своего престижа в коллективе. Дети этого возраста пытаются оценить свои достоинства в сравнении с другими людьми. На этой почве возникает основное противоречие стимулирующее поведение подростка. Это противоречие между тем, каким является он сам и каким должен быть, по его мнению, полноценный человек. Качества личности, которые ему нравятся, но не присущи ему самому, подросток находит в других людях. Это вызывает сложные переживания неудовлетворенности собой, возможно, комплекс неполноценности. Скрывая свою неуверенность, испытывая желание быть не хуже других, ребёнок этого возраста подражает всему, что, по его мнению, способно помочь утвердиться среди своих сверстников и возвыситься в собственных глазах. Решающее значение, подросток придаёт общественному мнению сверстников, а также мнению личностей пользующихся у него авторитетом.
В данный возрастной период ребенок начинает осознавать себя как личность. Самооценка часто приобретает неадекватный характер: завышена или занижена. Поэтому одна из задач учителя – приблизить самооценку развивающейся личности к адекватной, связать её с реальными достижениями ребенка, а также помочь ему осознать необходимость в самовоспитании.
Внимание ребенка в этом возрасте достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 11-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению внимания.
Задачей образования детей среднего школьного возраста является развитие потребности ребенка в познании. Для осуществления этой задачи необходимо:
- предать обучению творческий характер, учитывая при этом круг
интересов и увлечений ученика;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
- завоевать доверие ребенка, чтобы он искал ответы на вопросы, которые
его беспокоят, не только у сверстников, но и у любящих его взрослых.
Итак, можно выделить следующие психические особенности данного возрастного периода развития детей:
- складываются устойчивые формы поведения, черты характера;
- обостряется реакция на мнение окружающих (решающее значение
придается общественному мнению);
- повышено чувство собственного достоинства;
- осознание своего места в коллективе;
- осмысление (поиски) смысла жизни;
- развиваются навыки абстрактного и понятийного мышления.
Старший школьный возраст (16-18)
Дети этого возраста характеризуются потребностью в более глубоких нравственных и эстетических переживаниях. Ведущей потребностью в этом возрасте является стремление найти и определить свое место в жизни, в реальных общественных отношениях. Это выражается в стремлении проявить свою личность и индивидуальность в общественной деятельности. Эта потребность оказывает влияние на формирование всех других потребностей (в общении, дружбе, любви, нравственном совершенствовании, физическом и эстетическом развитии).
Самооценка: представление юношей и девушек о самих себе, их притязания часто не соответствуют возможностям реализовать на практике свои идеальные стремления, что имеет стимулирующее значение в процессе самовоспитания. Наиболее ярко проявляется потребность в самосовершенствовании. На этой основе возрастает самостоятельность старшеклассников.
В этом возрасте проявляется и развивается конкретно-исторический поход к оценке происходящих событий и явлений реального мира, способность и потребность в овладении диалектическим методом мышления.
Задачи образования:
- направить на понимание общей картины мира и места человека в нем;
- дать понимание смысла жизни;
- помочь определиться с будущей профессией;
- помочь обрести способность отличать истинные знания от иллюзорных (правду от заблуждения и лжи).
Качества, которые необходимо развивать детям этого возраста: искусство мышления, чувство ответственности за поступки и слова, терпение, способность к сотрудничеству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М.: "Амрита", 2010.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
4. Казиник М.. Тайны гениев. - М.:Легейн, 2010.
5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб.заведений. - М.: "Академик", 2008.
6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 издание. - М.: Академический Проект, 2008.
7. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. (Изд 2-е 1946 г. ). - СП-б.: Питер, 2002.
8. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. - М.:"Академия". 2008 .
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.
4