СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности детей пятого года жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

           ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным ВОЗ средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109,0 см, а девочки весят 17,9 кг при росте 107,6 см.

Развитие моторики и становление двигательной активности. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Однако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет короткий. Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом.

Психическое развитие.

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых) Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения.

По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание происходящего. Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, сРебенок активно осваивает социальное пространство – применяет и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра усложняется по сравнению с игрой малышей 34 лет: действия с предметами отодвигаются на второй план, и дети начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразнымитремится общаться с ними. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин.

Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого. Именно в разнообразной деятельности развиваются все познавательные процессы ребенка; в игре, как ведущей деятельности, формируются новообразования возраста и «зреет» личность. Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Постепенно складывается долговременная память, и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями.

К 4-5 годам воображение становится настолько развитым, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации воображаемыми.

Эмоциональная сфера становится более устойчивой

Характеристика речевого развития.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной  речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, наступает период словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной;

Ребенок, еще не до конца владеющий способами словообразования, пытается самостоятельно сконструировать новые слова на основе освоенных морфологических элементов языка (молоток-колоток, открытка-закрытка и т.п.). Детское словотворчество является ярким проявлением начала процесса формирования правил и языковых обобщений. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

 

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности детей пятого года жизни»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным ВОЗ средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109,0 см, а девочки весят 17,9 кг при росте 107,6 см.

Развитие моторики и становление двигательной активности. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Однако беговой шаг остается еще недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет короткий. Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом.

Психическое развитие.

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений. Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы. Это проявляется в том, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых) Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения.

По-прежнему, как и в возрасте 3-4 лет, главный мотив общения – познание окружающего мира и осознание происходящего. Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, сРебенок активно осваивает социальное пространство – применяет и проверяет предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра усложняется по сравнению с игрой малышей 34 лет: действия с предметами отодвигаются на второй план, и дети начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более развернутыми и разнообразнымитремится общаться с ними. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин.

Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др. Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого. Именно в разнообразной деятельности развиваются все познавательные процессы ребенка; в игре, как ведущей деятельности, формируются новообразования возраста и «зреет» личность. Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Постепенно складывается долговременная память, и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями.

К 4-5 годам воображение становится настолько развитым, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации воображаемыми.

Эмоциональная сфера становится более устойчивой

Характеристика речевого развития.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, наступает период словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной;

Ребенок, еще не до конца владеющий способами словообразования, пытается самостоятельно сконструировать новые слова на основе освоенных морфологических элементов языка (молоток-колоток, открытка-закрытка и т.п.). Детское словотворчество является ярким проявлением начала процесса формирования правил и языковых обобщений. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.