СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности экологического воспитания в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности экологического воспитания в младшем школьном возрасте»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Пенкина Маргарита Юрьевна, учитель начальных классов

Пономарева Валерия Алексеевна, учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 37

Россия, Воронежская область, городской округ город Воронеж


Младшее школьное детство – это период, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Этот возраст называют вершиной детства, у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Ребенок утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления, меняются интересы, ценности и весь уклад жизни. Но сохраняется и много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Младший школьный возраст – это период накопления знаний. Этот период является хорошей возможностью для того, чтобы привить ребенку положительные качества – ответственность, доброту, честность, уважение к труду и жизни. При этом В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский отмечают особую сензитивность младших школьников, их повышенну эмоциональность, любознательность, целостность мировосприятия.

Психологи считают, что педагогический процесс должен строго соответствовать психологическим процессам, то есть строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей личности ребенка конкретного возрастного этапа. Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него многогранных отношений с миром - миром природы и общества [2]. Ученые доказывают, что разговор о способностях можно вести только с позиции личностного и возрастного подхода; возрастные особенности нужно рассматривать как реальность, которая позволяет понять, откуда берутся, как развиваются человеческие способности. Каждый детский возраст имеет свои неповторимые особенности.

Ведущей деятельностью младших школьников является учение, в процессе которого усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. Теперь его чувства и эмоции начинают определять не столько общением с детьми в процессе игровой деятельности, сколько процесс и результат учебной деятельности, а также оценка учителем его успехов и неудач, выставленная оценка и связанное с ней отношение окружающих. Как считают психологи, на каждом возрастном этапе обнаруживается своя избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сензитивность. У младших школьников она направлена на познание окружающего мира, в особенности природного, и на построение своей картины мира. Отсюда – высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в познании – изучении того калейдоскопа разнообразных жизненных впечатлений, которые он получает дома, в семье, на улице, в транспорте и в магазинах, в школе и других общественных местах. Ребенок адаптируется к жизни и жадно впитывает разнообразные впечатления [1].

Особенности экологического воспитания младших школьников вытекают из возрастных особенностей детей данного периода жизни, или отказываются напрямую с ними связанными:

1. У большинства младших школьников интерес к природе характеризуется неустойчивостью, преобладающим является интерес к живой природе, особенно к животным. В связи с этим одной из задач по экологическому воспитанию становится расширение объема интереса младшего школьника к природе, формирование его устойчивости и направленности (ко всему в природе и о природе, к охране природной среды). Доступные средства формирования интереса к природе: прогулки, экскурсии, наблюдения, изучение загадочных явлений природы, облагораживание пришкольного участка, чтение литературных произведений о природе.

2. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности ребенка.

3. Дети младшего дошкольного возраста очень любознательны. По сравнению с дошкольниками их любознательность усиливается по целому ряду причин. Ребенок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознает себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания. Но эта же любознательность имеет и обратную сторону – жестокость. Зачастую детям тяжело удержаться от всевозможных экспериментов: «А как скоро завянет сорванный цветок?», «А побежит ли жук без одной лапки?», «Правда ли, что в случае опасности ящерицы сбрасывают хвост?» и т.д. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры [2].

4.Восприимчивость и чувствительность. Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношений и природы. В процессе образования и воспитания, под воздействием общественного мнения и многих других объективных и субъективных факторов человек усваивает существующие в обществе социальные нормы, которые, превратившись в его личные убеждения, и становятся внутренними мотивами поведения. Это означает, что личность совершает и оценивает акты своего поведения с точки зрения только тех социальных норм, которые из области общественного сознания перешли в ее индивидуальное сознание, т.е. осознаны ею как необходимые и полезные для нее самой и для общества, коллектива, группы. Если упустить этот момент, который является очень благоприятным для воспитания экологической культуры, то потом будет уже поздно.

5. Восприятие недостаточно дифференцировано, т.е. ребенок обращает внимание в первую очередь на наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – цвет, форма, величина. Но, в то же время, стремление проникнуть в суть явления и вскрыть причину заметно не проявляется. Изучая какое-то природное явление необходимо помогать детям проникнуть в его суть. Обычная прогулка в парк или на пришкольный участок может быть очень полезной. Наблюдая вполне очевидные явления природы (например, на деревьях пожелтели листья), пытаемся определить причину, рассмотреть взаимосвязанный круг вопросов (например, все ли деревья пожелтели? Какие нет?).

6. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети учатся сосредотачивать и удерживать внимание. Младшим школьникам очень трудно удерживать свое внимание на одном предмете или одном виде деятельности. Больших усилий стоит учителю вовлечь ребенка в определенный вид деятельности, но еще труднее сохранить внимание и интерес на протяжении всей работы. Однако, такой предмет школьной программы как окружающий мир, может сопровождаться различными видами деятельности, т. е. просмотр учебных фильмов, экскурсии, работа на природе или с природным материалом, наблюдение явлений природы и т. д. Главное не останавливаться на одном виде деятельности, а сменять одну другой [3].

7. При работе с младшими школьниками должны быть соблюдены основные принципы обучения и воспитания: научность предлагаемой детям информации; доступность информации; учет индивидуальных особенностей детей при организации экологической работы с младшими школьниками; систематичность и последовательность процесса ознакомления школьников с объектами, предметами и явлениями природы; использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми; активность детей в процессе освоения мира природы; реализация краеведческого принципа; энциклопедичность знаний; непрерывность, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни.

8. Младшие школьники начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Деятельность является важным компонентом экологического воспитания. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения и в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Проблема воспитания ценностного отношения к окружающему миру у детей младшего школьного возраста (в силу их возрастной специфики) является сложной задачей. Ее решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому образованию. Ведь до сих пор в большинстве случаев эти уроки или внеклассные мероприятия проходят с учебниками в руках, без каких-либо демонстрационных материалов. Только систематическое общение с миром природы, непосредственные наблюдения природных явлений, работа с природным материалом позволят решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой, что в совокупности и составит ценностное к ней отношение.

При этом общение только с позиции созерцания не имеет решающего значения. Важную роль играет процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности: экскурсии, сочинения о природе, литературное творчество, изучение пейзажной живописи, просмотр кинофильмов, работа на пришкольном участке, уход за школьными растениями. Однако, воспитание «культуры чувства природы» необходимо проводить только комплексными мерами, а не одним или двумя из вышеперечисленных. Пробуждение в отдельных прогулках интересов к особенностям и красотам природы не могут быть долговечными, если они не подкрепляются новыми эмоциями и впечатлениями [4].

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А.А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на природу как на второстепенный предмет.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: педагогический процесс должен строго соответствовать психологическим процессам, строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей личности ребенка конкретного возрастного этапа. Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.


Литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика: курс лекций. – М.: Просвещение, 1988.

2. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. –

Ростов н/Д., 1996.

3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1990.

4. Мамедов Н.М. Проблемы экологии. – М.: Знание, 1989.