Возрастные особенности при внедрении онлайн-элементов в обучение.
Онлайн-технологии все больше входят в нашу жизнь, и дети не остаются в
стороне. Согласно статистике, знакомство с интернетом маленькие россияне
начинают в возрасте двух лет. В пять они уже свободно ориентируются в
игровом и развлекательном онлайн-пространстве. А в 13-15 лет проводят в
Интернете минимум 4 часа в день.
Чем же занимаются дети в Сети? 69% большую часть времени проводят в
социальных сетях и мессенджерах. Каждый второй использует интернет для
развлечения и поиска материалов для учебы, хотя чаще всего это поиск ГДЗ.
И лишь 4% опрошенных пытаются создать в Интернете что-то свое.
Мы не можем оградить детей от Интернета, но в наших силах сделать так, чтоб
их увлечение онлайн-средой приносило больше пользы, чем вреда. Педагогам
нужно научиться внедрять онлайн-элементы в свои уроки, особенно при
оформлении домашних заданий, подготовке к проверочным или закреплении
пройденного материала. Все это повысит и авторитет самого педагога в глазах
учеников, ведь он владеет современными технологиями.
Для правильного внедрения онлайн-технологий необходимо знание
возрастных особенностей, ведь это помогает нам:
обеспечить оптимальное сочетание онлайн-технологий и развитие
высших психических функций;
разрабатывать наиболее эффективную методику изучения материала с
учетом возможностей и ограничений каждого возраста;
• видеть логический смысл существующих программ, понимать
закономерности и перерабатывать под конкретные задачи урока.
Начнем с знакомства с возрастной периодизации развития и присущими
чертами каждой группе.
Младший
школьный
Подростковый
возраст
возраст
7-10 (11) лет
11-14 лет
Юношеский
возраст
15-18 лет
Одноклассники,
соседи
Первые друзья
Группы
сверстников
Компетентность/
полноценность
Принятие/
изоляция
Признание/
изгнание
Знания и умения,
произвольность
психических процессов
Самоидентификация,
чувство взрослости
Самоопределение,
преданность, верность
\ /
Физиологические основы развития.
Ключевые характеристики | Пополнение активного и пассивного словаря, появление зачатков абстрактного мышления, образность, воображение и умение воплощать воображаемое, усвоение норм и правил поведения в обществе. Узнавание и овладевание собственными эмоциями, потребность во впечатлениях, изучение и познание мира |
Тип деятельности | Игровая деятельность (ролевая игра) |
Ведущая сенсорная система | Зрение и чувствование (проприоцепция, движение) |
Основной канал общения | Невербальный |
•
9 лет:
Ключевые характеристики | Слабая дифференцированность: они часто путают предметы, их свойства, мелкая моторика на уровень выше, воссоздающее воображение с опорой на предметы, чувствителен к критике и упрекам. Овладение навыками математики и геометрии |
Тип деятельности | Учение, запоминание, активное развитие памяти, символов. |
Ведущая сенсорная система | Зрение и чувствование (проприоцепция, движение) |
Основной канал общения | Невербальный |
13 лет:
Ключевые характеристики | Растет уровень интеллекта и аналитических способностей. Богатый словарный запас и яркая устная речь. Гормональная перестройка, эмоциональные перепады Ориентация на мнение товарищей, поиск подходящего формата коммуникации |
Тип деятельности | Общение, деловые игры, общественно- полезная деятельность |
Ведущая сенсорная система | Зрение, чувствование (проприоцепция, движение), слух |
Основной канал общения | 50/50% Вербальная/невербальная |
•
15 лет:
Ключевые
характеристики
Тип
деятельности
Ведущая
сенсорная
система
Основной канал
общения
Самоопеределение.
Мозг становится более
структурированным, эффективным.
Критика всего и вся, постройка
фундамента личности, склонность к
риску
Формирование логического и
абстрактного мышления,
Учебно-профессиональная
деятельность
Зрение, чувствование
(проприоцепция, движение), слух
Вербальная/невербальная
Следовательно ключевые навыки научения можно представить следующим
образом.
Познакомимся с основными возрастными особенностями. Следует принимать
во внимание четыре основных возрастных критерия:
- ведущая деятельность;
мышление;
внимание;
память.
Одним из важным фактором подбора правильного формата является
определение ведущей деятельности. Согласно Э. Эрикссона и Д.Б.
Эльконина, определение ведущей деятельности можно представить в виде
таблицы:
Возраст | Ведущая деятельность |
7-11 лет (младший школьный возраст) | Учение = познавательная активность |
11-14 лет (подростковый возраст) | Общение в процессе деятельности |
15-18 лет (юношеский возраст) | Учебно-профессиональная деятельность |
Кроме того, в ФГОС описаны стандарты развития для каждого возрастного
периода.
Мышление детей разного возраста.
По мере взросления ребенок накапливает разные виды мышления. Для
преподнесения информации желательно пользоваться всеми видами
мышления, которые развиты у ребенка в определенном возрасте.
Возраст | Вид мышления | Как должны выглядеть задания |
4-10 лет | Наглядно-образное (связано с воображением) | Максимум визуализации, задания на сравнение, анализ и т.д.) |
с 7 лет | Словесно-логическое (абстрактное мышление с помощью понятий) | Речевые упражнения, схемы, интерактивы с вербальной информацией. |
с 14 лет | Абстрактно-логическое (выход за рамки привычного) | Выделение одного признака с помощью технологий и изучение его в разных плоскостях. |
Рассмотрим пример возрастных отличий в зависимости от мышления. С 11 до
14 лет дети предпочитают выучить готовый материал и не любят делать
самостоятельные выводы по решению задач. Они готовы больше слушать,
действовать по инструкции педагога, чем самим выстроить план действий по
образцу.
С 15 до 18 лет любят делать вывод самостоятельно на основе ранее усвоенной
информации. Также они отвергают монотонные лекции-рассказы или
объяснения существующих алгоритмов.
Следующий важный аспект – внимание. При выполнении заданий на уроке
нам важно учитывать произвольное, непроизвольное внимание, а также его
устойчивость. Рассмотрим каждое понятие.
Непроизвольное внимание возникает помимо воли ребенка под действием
определенных раздражителей.
Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия, когда
ребенок сознательно направляет свою деятельность.
Устойчивость внимания проявляется в длительности концентрации на
задании.
Рассмотрим таблицу взаимосвязи концентрации внимания и возраста.
Возраст | Время концентрации |
7 лет | 15 мин. |
8-11 лет | 20 мин. |
12-15 лет | 25 мин. |
15-18 лет | 30-40 мин |
Для пробуждения внимания возможности онлайн-ресурсов подходят лучше
всего. Это могут быть короткие видео, объемные изображения, всплывающие
картинки, интерактивы и прочее. Вы всегда заранее можете спрогнозировать
спад внимания и учитывайте это при проектировании урока.
В тоже время не забывайте об усталости глаз и необходимости
физкультминуток для снятия усталости.
Возраст | Сколько РАЗ за урок нужно на 1-2 мин. переставать смотреть на экран |
7-11 лет | 6 |
11-15 лет | 5 |
15-18 лет | 4 |
Таким образом, при работе с интерактивной доской как минимум 10-15 минут
должны быть вне экрана.
Память. Виды по объекту восприятия.
Знать про особенности развития памяти у детей важно, т.к. это определяет
объем преподносимой информации за одно занятие и необходимое количество
повторений для закрепления материала.
Так, в возрасте 7-9 лет количество элементов, которые могут быть усвоены за
один урок, составляет 4-6 пунктов. А в возрасте 15-18 лет уже 9-10 элементов.
При этом не забывайте, что чем младше ребенок, тем короче должно звучать
задание – меньше слов от педагога, а при внедрении онлайн-элементов
особенно важно научиться давать четкие и очень лаконичные формулировки.
Для того, чтобы проверить понимает ребенок вашу инструкцию или нет,
следуйте следующей схеме:
Озвучить само задание – уточнить как понимает ребенок, что от него требуется
выполнить и только после этого разрешайте приступить к его выполнению.
Кроме того, рекомендуется составить памятки выполнения определенного
типа задания.
Все вышесказанное, а также многократное повторение новой информации
способствует постепенному переходу информации из кратковременной в
оперативную память и потом уже и закрепление в долговременной памяти. Но
в тоже время надо помнить, что ученики, как правило, отказываются
повторять одно и тоже и каждый раз ждут какой-нибудь новый элемент,
дополняющий предыдущие упражнения. Наша задача научиться сочетать
объяснение материала, увлекающий игровой момент, который поможет
укрепить устойчивость внимания на уроке, а также замотивировать учащихся
выполнять домашние задания и в тоже время облегчить их проверку для
преподавателя.
Вся наша работа осложняется при столкновении с подростковыми кризисами,
но если знать основные моменты, их также с легкостью можно преодолеть.
Особенности работы в кризисы.
Дошкольный
возраст
3-7 лет
Младший
школьный
возраст
7-10 (11) лет
Подростковый
возраст
11-14 лет
Ролевая
игра
Познавательная
активность =
Учение
Общение
личностное в
процессе
деятельности
15-16 лет
17-18 лет — кризис
Младший Средний Старший
Згода 4-5 лет 6-7 лет
“Я сам!” Смена ведущ.
деятельности
7 лет — кризис
8-10 лет
11 лет — кризис
11 лет —
кризис
12-13 14 лет —
лет кризис
В чем же заключаются подростковые кризисы.
Кризис 11 лет:
Что происходит с ребенком | Как это можно преодолеть |
Нарушение всех правил; Все валится из рук; Спад по всем направлениям; Равнодушие к тому, что раньше нравилось | изменить все привычные виды активности, удивить внедрением онлайн-ресурсов. по возможности как можно чаще использовать групповой формат работы - обеспечить детям возможность общаться и делать совместные проекты. уменьшить нагрузку и больше повторений при выполнении домашних заданий. объяснять выгоду правил для самого ребенка. объяснять ребенку, что происходит с ним в этом возрасте, например с помощью внедрения сторителлинга. |
Кризис 14 лет:
Что происходит с ребенком | Как это можно преодолеть |
Нарушает все правила и устанавливает свои; Критикует все и всех; Нарушитель, ранимый внутри. | упор на индивидуальную работу или в паре, но при обоюдном желании. владение педагогом самыми передовыми онлайн-технологиями - подчеркивает статус для ребенка и увеличивает привлекательность и понятность контента. |
| уверенность в собственном мнении. конструктивно. |
Как вы можете видеть ничего сложного нет даже при работе в возрастные
кризисы, и дети ценят, когда учителя идут в ногу со временем и проявляют
внимание к их увлечениям. Поэтому этот курс поможет вам применять одни
из самых интересных интерактивных тренажеров в своей педагогической
практике.
2